/ Фото: Глеб Малофеев /

С первым теплом на молодечненские дороги, переливаясь отполированным кузовом, выезжает бирюзовый «запорожец». Увидев «горбатого», пешеходы останавливаются, а автомобилисты приветствуют сигналом. «Я к такой реакции уже привык», — улыбаясь, говорит хозяин раритета Юрий Мазинский. Водитель рассказал AUTO.TUT.BY о том, как девять лет назад купил разобранный ЗАЗ, восстановил его и «выехал в люди», а также поделился заветной мечтой: отремонтировать отцовскую Jawa и с ветерком прокатить на ней жену.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Откуда у 52-летнего Юрия Мазинского из Молодечно, электрика по профессии, появилась тяга к старым вещам, он и сам не знает, но уже несколько лет мужчина окружает себя предметами из прошлого. Все они находятся в двух его «кабинетах» — гаражах возле родительского и собственного дома.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

— Вон смотрите, под потолком висят дубовые лыжи, им лет 70. А вот трехколесный велосипед, ему около 50. А еще разные предметы быта: челнок для прялки, ручная дрель, валек для стирки белья да еще много чего. Что-то мое было, а что-то люди отдали, — проводит экскурсию по гаражу Юрий.

В центре — главная ценность хозяина: слепящий яркой бирюзой «горбатый» — ЗАЗ-965А «Запорожец» 1967 года выпуска.

Стандартная модификация советского микролитражного автомобиля ЗАЗ-965А «Запорожец» выпускалась с ноября 1962-го по 1969 год.

ЗАЗ был гордостью автовладельца, но авто породило огромное количество насмешек и шуток, его называли «горбатый», а также «фафик», «мыльница», «божья коровка». Все в этом автомобиле было «не как у людей»: и карликовый размер, и мотор сзади, а багажник спереди, и двери открывались навстречу движению. Однако машина обладала завидной проходимостью, была вполне надежна, проста в ремонте, а главное — доступна простому советскому трудящемуся по цене.

Фрагмент фильма "Пока гром не грянет" (1967), "Мосфильм".

Цена ЗАЗ-965 изначально составляла 1800 рублей. Ходила легенда, что цену на него установили исходя из совокупной стоимости 1000 бутылок водки: цена бутылки была 1 р. 80 коп. Выходило, что в среднем, чтобы купить «запорожец», советский трудящийся должен был отложить приблизительно 20 месячных зарплат.

— Ну вот он такой сейчас. Довел до ума только года три назад, а был очень страшный, — демонстрирует автомобилист свое детище.

«Зэпор» появился у Юрия в 2010 году: мужчина присмотрел его в соседском дворе в деревне. Прошлый хозяин использовал его по назначению — для рядовых поездок, но потом машина сломалась, и ее забросили на 12 лет.

— Машина просто гнила, состояние было плачевное: без двигателя, ржавая, с истлевшей тканью в салоне, не хватало мелких деталей. Договорился с соседом, что он продаст мне «горбатого» за 200 долларов. Решил, что восстановлю его и буду ездить, — вспоминает Юрий.

Фото: drive2.ru
Таким был «запорожец» сразу после покупки

Фото: drive2.ru

Фото: drive2.ru

В гараж Юрия «горбатого» доставили на небольшом грузовом фургоне: несколько мужчин просто подняли его на руках и без труда поместили в кузов. Но прошло еще шесть лет, прежде чем малолитражка выехала из гаража своим ходом: надо было подсобирать денег на ремонт, разобраться, как его делать.

Сначала автовладелец разобрал ЗАЗ до основания — в авто подваривали пороги, потом перекрашивали.

— Ох, долго я цвет выбирал! Все колебался, каким же должен быть кузов. Не смейтесь! Это непросто, вот как женщине краску для волос выбрать — то же самое, — улыбается Юрий. — А потом остановился на бирюзе. И заказал из России ткань для обтяжки салона под цвет кузова.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
«Донора» Юрию подарил знакомый из Минска

Мужчина рассказал: для того чтобы купить запчасти на «запорожец», надо приложить усилия, ведь машина давно не выпускается и в магазинах их нет. Пришлось искать через интернет, спрашивать у людей, которые так же, как Юрий, восстанавливали ЗАЗ.

— Хотелось собрать авто из оригинальных частей, но это сделать малореально: почти все угробленное, поэтому приходилось чем-то заменять. Очень благодарен Роману Тарназину — знакомому из Минска, который подарил мне «донора» для моего ЗАЗ (автомобиль, с которого можно взять те или иные запчасти для своего авто. — Прим. AUTO.TUT.BY).

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Юрий ремонтировал «зэпор» только с хорошим настроением и когда было желание этим заниматься. Бывало, с работы придет — сразу в гараж. А иногда по две-три недели туда не заглядывал.

— Я старался все уравновешивать: работу, дела по дому, починку автомобиля. Чтобы не было споров и конфликтов дома, что все время я отдаю машине. Жена и дети нормально к увлечению моему относятся, никто смеха и шуток по этому поводу себе не позволял.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
В этом «запорожце» двигатель объемом почти 900 «кубиков», механическая коробка с четырьмя передачами
Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Ткань для обивки салона ЗАЗ Юрий заказывал в России. Подбирал под цвет кузова


Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
 
Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
В этой модификации ЗАЗ установка бокового зеркала не предусматривалась — шли они только на экспортных моделях. Это, «неродное», Юрий установил сам — чтобы удобнее было ехать

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Дачники и сельские жители смогли по достоинству оценить высокую проходимость автомобиля, которая достигалась высоким клиренсом и плоским днищем. Даже если «запорожец» и застревал, то благодаря малому весу — 665 кг — пассажиры запросто могли вытолкать машину из любой грязи или сугроба


Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
 
Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Боковые двери в «запорожце» открываются против движения. Люди сообщали, что иногда они могли открыться прямо на ходу


Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
 
Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Двигатель ЗАЗ очень склонен к перегреву


Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BYФото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Не поверите: правый тумблер включает и выключает поворотники

Сколько денег ушло на восстановление, Юрий рассказывать не хочет. Говорит, что не знает, «да лучше и не считать — душа будет спокойна».

Впервые автомобилист выехал в город на восстановленном «запорожце» около трех лет назад. Говорит, такого внимания со стороны земляков он еще никогда не видел.

— Останавливались машины, пешеходы, люди кричали, махали, сигналили из авто. Когда припарковался, то просили сфотографироваться на фоне «запорожца». Поехал как-то на нем на работу, так сотрудники выбежали и тоже давай фотографироваться возле «горбатого», а потом в интернет фотки выкидывали.

С тех пор Юрий Мазинский — местная знаменитость, не раз он «светился» в публикациях местных газет.

— Обычно на «запорожце» мы выезжаем с женой куда-нибудь на речку в выходной день. Самое далекое расстояние, на которое я на нем ездил, — километров 20. Машина нормально разгоняется до 60−70 км/ч. Все в ней работает хорошо, заводится нормально. Есть, конечно, недостатки: двигатель очень быстро перегревается. А еще у машины очень жесткая подвеска. Не представляю, как в советские времена люди ездили на ней на большие расстояния, например на юг.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Молодые автолюбители и знать-то не знают, что за «кривулю» держит в руках Юрий. А это кривой стартер: если автомобиль не заводился, то водитель имел последний шанс сделать это с его помощью

Автомобилист мечтает поехать на своей раритетной машине на автовыставку в Гродно или в Вилейку, куда, возможно, в мае съедутся любители старых машин. Но пока он раздумывает над тем, как это осуществить.

— Из-за того что мотор быстро перегревается, не хочется в пути проблем. Если ехать на ней далеко, то надо его менять, другой ставить, например опелевский, адаптированный под современное топливо. Хотя я ни разу не опробовал жесткую сцепку — так машину реально дотянуть куда надо: цепляешь за торсион, тянешь, она подруливает сама.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Зимой ЗАЗ Юрий не эксплуатирует, прячет в гараже. Для постоянных поездок у него есть другое авто — универсал Citroen. Несмотря на бережное отношение к «горбатому», Юрий не делает из него культа.

— Нет, имя я машине не дал, не очеловечивал. Ну это же просто кусок железа. Конечно, авто мне нравится, тем более когда столько лет занимаешься чем-то, то прирастаешь душой. Но если бы мне такую вторую предложили восстановить, я бы уже не взялся — неинтересно.

О том, чтобы продать малолитражку, Юрий даже не задумывался, говорит: «Ну, может быть, если заставит жизненная ситуация». Да и зарабатывать на ней деньги он не собирается, а ведь возможность есть — да хоть ты свадьбы катай!

— Никто ко мне с таким предложением не обращался. Да я и не знаю, как это делать за деньги-то, я ж не коммерсант какой. Если кто из знакомых попросит, может, и подвезу, мне не жалко. Я ж машину и делал, чтоб на ней кататься и получать удовольствие!

Мужчина признался, что на «запорожце» он не остановится. В его планах — восстановить мотоцикл Jawa 350, который покупал еще его отец.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
У Юрия даже сохранился мотошлем «моргуновка»

— На этом мотоцикле я ездил, еще когда был 16-летним пацаном. А потом будущую жену катал, когда мы еще просто встречались. Здорово было бы спустя столько лет с моей любимой проехать еще раз на той же Jawa.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Некоторых запчастей к мотоциклу у Юрия не хватает

Все для Jawa Юрий уже сделал, но вот досада: не хватает каких-то деталей, которые найти сегодня очень трудно.

— Спрашиваю у всех, вдруг у кого ненужные детали от Jawa лежат, — заберу или куплю. Ни у кого нет…

Читайте также

Фото: Станислав Коршунов
«Цены ему нет». Еще при Горбачеве сельчанин сам сделал трактор, который до сих пор 60 км/ч «жмухае»
Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
Клыки от «ЗиЛа», фары с AliExpress. Мастер из Барановичей сделал из убитого ГАЗа «Суперпчелку»
-40%
-35%
-30%
-20%
-50%