Поддержать TUT.BY
67 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Судят соратников Тихановского, но его самого в суд не вызывают. Чем это грозит политзаключенному?
  2. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  3. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  4. Игорь Лосик остановил голодовку после более чем 40 дней
  5. Максим Знак остается в СИЗО, Игорь Лосик прекратил голодовку. Что происходило в Беларуси 25 января
  6. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  7. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  8. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  9. ВНС как «торжество демократии», Путин — о дворце и протестах, чудо пенсионера и минус 55 кг — все за вчера
  10. Провели неделю с Samsung Galaxy S21 Ultra за 3849 рублей и вот какие плюсы и минусы мы заметили
  11. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  12. «Силовики противостоят спонсируемой из-за рубежа революции». Эксперты о протестах у нас и в РФ
  13. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  14. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  15. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  16. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  17. В 2020 году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  18. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  19. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  20. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  21. На вторник и среду синоптики объявили оранжевый уровень опасности
  22. Минское «Динамо» обыграло дома «Северсталь». Это третья подряд победа «зубров»
  23. Провалы в памяти и догадки свидетелей. В Могилеве продолжают судить главу отделения Белгазпромбанка
  24. Поддержать TUT.BY может каждый. Вот простой и полезный способ
  25. Лукашенко чиновникам про биометрические паспорта: Даже двойки нельзя вам поставить по защите персональных данных
  26. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  27. Погода на неделю: циклон «Ларс» принесет в Беларусь снег, мокрый снег и дождь
  28. А протесты — врозь. Почему Путин не будет гулять с автоматом и в России не запретят синие трусы
  29. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  30. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания


Павел Мурашко / Фото автора и BMW Press /

А вы знаете, что в новом поколении третьей серии BMW есть немного белорусского? Оказывается, новое поколение «трешки» нарисовал наш соотечественник Алексей Кежа, который работает дизайнером в баварском концерне. AUTO.TUT.BY поговорил с Алексеем о том, как он пришел работать на BMW и о дизайне машин будущего.

Фото: Михаил Осипенко

«В 18 лет уехал учиться в Париж»

— Я родился в Витебске в 1985 году, там же учился в художественной школе. Конечно, Витебск имеет очень-очень глубокие корни в искусстве, достаточно вспомнить Марка Шагала. Я думаю, есть какой-то дух в Витебске — дух инновации и искусства, который, наверное, переходит из поколения в поколение.

В 18 лет парень уехал учиться в Париж, в университет на отделение автомобильного дизайна, а оттуда уже попал в BMW. Кстати, новость о том, что наш земляк попал на стажировку в знаменитый концерн, на автомобильных форумах обсуждали еще лет десять назад. Одни из самых популярных комментариев того времени: «Ой, дай бог, чтобы его допустили там спроектировать бампер» и «Ну даже если он бампер BMW спроектирует — это уже будет классно». Но Алексей не обижается на соотечественников-скептиков.

— Я форумы не читаю. Мне как-то, если честно, и неважно, что люди говорят и думают. Главное — я горжусь своей страной и считаю, что у нас есть очень талантливые люди. Могу сказать за себя — я всегда рад, когда слышу об успехах белорусов или выходцев из бывшего Советского Союза. Ведь я сам еще родился при Союзе.

Дизайнер всегда стоит перед выбором: работать на себя, создавать собственное дизайн-бюро или пойти на работу в крупную компанию. В каждом варианте есть свои плюсы и минусы. Алексей Кежа выбрал автомобильный концерн.

— Большая компания позволяет получить доступ к уже наработанной информации. Есть возможность проявить себя, потому что, конечно, для проектов выделяются большие бюджеты. В большой компании ты работаешь не один, конкуренция велика. Все это очень вдохновляет.

С одной стороны, работа дизайнером в большой компании позволяет развернуться фантазии, проявить себя художником. С другой стороны, при разработке автомобиля дизайнер зачастую оказывается ограничен технологическими процессами. И тут уже приходится наступать на горло собственной песне.

— Нужно понимать, что промышленный дизайнер — это не просто художник. Хотя мы рисуем и руками, и на компьютере, создаем скульптуры в пластилине. Но все же мы работаем в рамках. В разных странах, например, отличаются стандарты безопасности, и это отражается на дизайне. И, конечно же, есть разные рынки, и у наших клиентов есть свои пожелания и предпочтения.

Фото: BMW
BMW 3-й серии, над дизайном которой трудился Алексей Кежа
Фото: BMW

Какие именно детали в новой «трешке» создавал наш соотечественник, не разглашается. Можно лишь сказать, что занимался он именно внешним видом авто.

Алексей признает, что самое сложное для дизайнера — это остаться верным своей первой идее. Процесс производства автомобиля занимает около 5 лет. И только первые два года Кежа работает именно дизайнером. Остальное время он работает с инженерами, штамповщиками на заводах. И вот здесь и начинается самое сложное: «переложить» идею в металл.

Алексей Кежа говорит, что в концерн пришел именно из-за любви к конкретной марке машин.

— Я очень люблю BMW. Если говорить о старинных машинах, то мне очень нравится 328-я Mille Miglia. У нее итальянский дизайн положен на техническую базу 328-й. Она для меня одна из самых красивых машин, я бы сказал даже — машина из детства. Маленькая моделька у меня до сих пор где-то есть.

Фото: BMW Press
BMW 328 Mille Miglia
Фото: BMW Press

Мне очень нравится BMW 507 Roadster — я считаю, это одна из самых красивых машин, которая существует в мире. Элвис Пресли тоже на этой машине ездил, когда проходил свою службу в Германии.

Фото: BMW Press
BMW 507
Фото: BMW Press

Из современных моделей марки Алексей называет BMW пятой серии в кузове E60. Именно увидев ее, парень начал серьезно думать про стажировку именно в баварском концерне.

BMW 5 серии E60

— Когда я ее увидел, она, если честно, где-то даже мне не понравилась. Я не совсем понял, как с классического дизайна перешли на этот кузов. Но со временем она начала нравиться все больше и больше. И в какой-то момент я осознал — то, что сделала компания, это инновационный дизайн, очень храброе решение.

К выбору же своего автомобиля Алексей подходит исключительно с практической точки зрения — ездит на Mini Cooper.

— Я живу в городе, поэтому потребности в большом автомобиле нет. Еще у меня два мотоцикла BMW, один 70-х годов и новый. Оба мотоцикла с двигателем «боксер», то есть это для меня тоже мотор со своим характером. У моего дедушки был наш русский старый мотоцикл, очень похожий на BMW, — «Урал». Один из типов тяжелых мотоциклов. К сожалению, я на нем не ездил, а вот на папином «москвиче» в детстве чуть-чуть катался. Я начал водить очень рано, и у меня любовь к автомобилю не только с точки зрения рисунка и дизайна. Наверное, даже где-то больше к самому объекту, продукту. Я обожаю водить сам, я могу просто поехать кататься весь день. И автомобиль, и мотоцикл дают мне ощущение свободы.

Несмотря на такую любовь к автомобилю, на работу Алексей Кежа чаще всего добирается на метро. Машиной пользуется больше для дальних поездок, например, когда зимой отправляется в Австрию покататься на лыжах. Летом обычно ездит на мотоцикле.

Фото: Михаил Осипенко

«Ноздри» у BMW будут всегда

Преемственность поколений — краеугольный камень в автомобильном дизайне. Важно сохранять верность традициям и при этом идти в ногу со временем, не прослыв ретроградами. Для BMW «историческим» элементом дизайна являются знаменитые «ноздри» фальшрадиаторной решетки.

Фото: BMW Press
«Ноздри» — это характерный элемент решетки радиатора BMW. И да, раньше они тоже были большими
Фото: BMW Press

— Я думаю, это очень важная деталь, это икона в дизайне BMW, но это также функциональная икона. Этот элемент постоянно меняется. Новые «ноздри» стали более сложными, теперь они закрываются, у них внутри моторы, встроены камеры. В этих маленьких деталях очень много инноваций. Поэтому «ноздри», я считаю, останутся навсегда, но будут постоянно меняться дальше.

В будущем автомобили станут автономными и электрическими — и это, разумеется, отразится на дизайне.

— Конечно же, электрические платформы или электрические технологии позволят изменить некоторые качества автомобилей — например, внутреннее пространство и дизайн интерьера. Я считаю, кабины станут более просторными, у нас будет больше места, особенно если мы говорим про автономные автомобили. Пассажиры будут иметь возможность использовать свое свободное время как-то по-другому. Но вне зависимости от этого индивидуальность каждой марки останется, и так как BMW всегда была спортивной маркой, я не думаю, что эти пропорции очень сильно изменятся. В этом «фишка» нашей марки, и динамичные пропорции навсегда останутся.

BMW всегда позиционировала себя как компания, которая производит автомобили для драйверского удовольствия. Но в наступающую эпоху каршеринговых и автономных автомобилей тяжело сохранить традиционные ценности. Какое может быть удовольствие от вождения, когда самого вождения не будет.

— Я думаю, то, что мы называем удовольствием от вождения, тоже меняется со временем. Сегодня мы видим, насколько автомобили стали совершенными с точки зрения технологий в них. Если вчера мы покупали машину просто потому, что у нее прекрасное шасси и хороший мощный мотор, то сегодня мы говорим о совершенно других важных вещах. Есть новое поколение клиентов, которым интересен прорыв именно в цифровых технологиях, которыми оснащен автомобиль.

«Мой секрет успеха — работа, работа, работа…»

Свою работу в BMW Алексей никогда не считал неожиданным подарком судьбы или случайным поворотом в жизни. Белорус планомерно шел к этой цели, с детства мечтал стать автомобильным дизайнером.

— Я люблю машины, всегда мечтал работать именно в автомобильной компании. А секрет успеха прост — работа, работа и только работа. Пока мозоль на заднице не начнет появляться… Талант далеко не единственное, что может помочь добиться успеха.

Алексей Кежа благодарен в первую очередь родителям, которые были рядом все детство и дали возможность заниматься всем, что было интересно.

Фото: Михаил Осипенко

— Я думаю, что ничего бы не добился, если бы не мои родители. Благодаря им я занимался хоккеем и конькобежным спортом, учился в художественной школе и гимназии. Родители давали мне возможность попробовать себя в разных сферах, хотя времена были не самые простые — 90-е годы. Времени сейчас очень мало — жизнь постоянно ускоряется. Так что, чем больше ребенок будет пробовать себя в разных сферах, тем раньше он поймет, чего хочет.

Выражаем признательность белорусскому импортеру BMW и MINI и лично Ирине Свирейко за помощь в организации поездки.

-30%
-35%
-10%
-50%
-10%
-10%