Поддержать TUT.BY
66 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  2. За восемь дней задержали более 500 человек: по БТ показали «социально-возрастной портрет» протестующих
  3. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  4. В квартирах хотят запретить держать некоторых животных. В планах — и ограничения по контактным зоопаркам
  5. «Куды ідзеш, Беларусь?» Тадеуш Кондрусевич провел «прощальную службу» в Минске. Как это было
  6. ТВ-горки и стенки канули в прошлое. Дизайнеры рассказали, какие полки и TV-тумбы в тренде
  7. Умер Ларри Кинг
  8. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  9. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  10. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  11. «Леха, выходи». В России на акциях в поддержку Навального рекордное число задержаний за 10 лет
  12. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  13. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  14. Белорусские биатлонистки финишировали пятыми в эстафете
  15. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  16. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  17. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19
  18. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  19. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  20. Порье нокаутировал Конора Макгрегора
  21. «В акциях участвует немногочисленное количество человек». Милиция сообщила о 100 задержанных в субботу в Минске
  22. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  23. Прощальная служба Кондрусевича, акции и «экскурсия под конвоем». Что происходило 24 января
  24. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  25. «Ответила: «Да». Ролик, где минчанин делает предложение, набрал около семи миллионов просмотров
  26. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  27. В 2020-м году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  28. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  29. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  30. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте


/ Фото автора /

«Да это просто ракета!» — с такими словами я слез с мотоцикла, который в прошлой жизни был обычным «Минск-125». А теперь это опытная разработка завода ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» Национальной академии наук Беларуси — первый белорусский электробайк. AUTO.TUT.BY протестировал «чудо-зверя».

Фото: Павел Мурашко

— Пока это макетный образец, по сути — «мул», на котором мы обкатываем различные технические решения. Мы взяли раму от «Минска 125» и сделали электромотоцикл, чтобы отработать взаимодействие контроллера, двигателя, батареи и остальных узлов. Никто не говорит, что в дальнейшем мы будем делать электромотоциклы на базе «Минска», хотя такой вариант не исключен, — поделился подробностями Андрей Подобед, начальник коммерческого отдела «Оптрон».

Фото: Павел Мурашко

На наш взгляд, выглядит электромотоцикл неплохо. Ярко-зеленый цвет пластиковых элементов — это отсылка к экологии и зеленым технологиям. Увидишь такой в городском потоке — сразу поймешь, что это электрический мотоцикл. Здесь сохранили топливный бак, но это, конечно, муляж. Навесные детали — пластиковые. Черные панели, закрывающие пространство, где раньше был двигатель, отпечатаны на 3D-принтере. Сиденье сохранили стандартное. Руль, передняя вилка, рама, колеса — тоже от стандартного мотоцикла.

Фото: Павел Мурашко
На месте водителя все привычно

Создатели мотоцикла признаются, что использование модели «Минск 125» — это своеобразная дань уважения нашим мотоциклам, этакая ретроспектива. У предприятия есть рендеры, на которых мотоцикл будет выглядеть совершенно иначе. Какая база будет использоваться дальше — пока еще не решили. Или рама собственной разработки, или готовое решение от серийного мотоцикла. Но, грубо говоря, набор из батареи, мотор-колеса и контроллера позволяет, по сути, любой мотоцикл превратить в электрический.

Фото: Павел Мурашко
Пока мотор-колесо весит 20 кг, но обещают уменьшить массу минимум в два раза

— Сейчас хотим представить электромотоцикл на грядущей выставке TIBO. Этот «мул», который мы оснастили мотор-колесом, созданным для мотоцикла. Мотор-колесо — полностью наша разработка. Первый двигатель на электровелосипед весил у нас порядка 12 кг, сейчас — 3 кг. Здесь тоже пока мотор-колесо весит порядка 20 кг, но я думаю, через полгода будет весить 10 кг. У нас пиковая мощность 20 кВт, номинальная 8 кВт, а у «Минск-125» раньше было 12 лошадиных сил. Сейчас этот мотоцикл рвет из-под себя. Но это вопрос настройки контроллера, — говорит директор завода «Оптрон» Николай Янкевич.

Управление электромотоциклом — проще простого. Поворачиваешь ключ «зажигания», загораются контрольные лампы. И все. Предлагают проехать. Погода не позволяет выехать на улицу, так что короткий тест-драйв провели прямо в сборочном цехе — места там хватает. Андрей предупреждает, что с ручкой «газа» следует обращаться осторожно. Управляющий контроллер еще только настраивают, поэтому электромотоцикл отзывается на малейший поворот «газа».

Фото: Павел Мурашко
Левая ручка — это не сцепление, как у обычного мотоцикла, а тормоз

Ага, а вот и нашлась одна особенность электромотоцикла — ручка слева отвечает не за сцепление, которого здесь нет, а за тормоз. Но это даже не потребовало привыкания. Ты просто садишься и едешь. Тем более, у меня уже был опыт езды на электросамокате.

Электромотоцикл и правда срывается с места, как ужаленный. Причем практически бесшумно. Слышно лишь легкое гудение электромотора. Управляется электромотоцикл легко, перекладывать его с боку на бок труда не составляет. А динамика поразительная. Предполагаю, что в городском потоке при разгоне до 60−70 км/ч у него будет очень мало соперников.

Фото: Павел Мурашко

— Сейчас мы немного утихомирили этого зверя, — смеется Андрей Подобед. — Недавно обкатывали его на улице, за руль сел опытный байкер. Так вот он легко поднял мотоцикл на заднее колесо. Его удивлению не было предела — как? «Минскач» на заднем колесе! Это мотор-колесо очень мощное. В номинале — 8 кВт, в пике мощность может достигать и 20 кВт. Расчетная скорость у этого мотоцикла — до 150 км/ч. 120 укладывает легко, и пока мы ограничили «максималку» электроникой. Для такой массы столько мощности и не надо, мы будем ее уменьшать, чтобы он меньше расходовал энергии. Если это городской мотоцикл, то ему и не надо до 120 разгоняться. Ограничим мощность — увеличим запас хода.

Фото: Павел Мурашко

Здесь пока стоит небольшая батарея, но в данном решении достаточно места, чтобы установить аккумулятор, который бы обеспечил запас хода 80−90 км. Вообще планируется, что фальш-бак будет подниматься, а батарею под ним установят съемную. Приехал домой или к офису — и унес батарею с собой. Мы уже оценили такое решение во время тест-драйва электросамоката.

Фото: Павел Мурашко

— По цене пока ничего не говорим, потому что ее просто не просчитаешь. Очень много параметров, от которых она зависит — тип рамы, обвес пластиковый, тип батареи. Повторюсь, пока в качестве «мула» для отработки всех элементов электропривода был взят «Минск 125». Вполне может быть, что серийный электромотоцикл появится и на его базе.