Поддержать TUT.BY
143 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  2. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  3. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  4. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  5. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  6. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  7. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  8. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  9. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  10. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  11. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  12. «Письма Шрёдингера» и рассказы в неволе. Максим Знак в заключении написал более сотни произведений
  13. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  14. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  15. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  16. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  17. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  18. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  19. Владимир Макей: «Сегодня никто не спорит, что Александр Лукашенко выиграл выборы»
  20. Референдум в Кыргызстане: страна становится президентской республикой
  21. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  22. За сутки в Беларуси зарегистрировано 1175 новых случаев COVID-19
  23. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  24. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  25. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  26. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  27. «Запретили пить, курить и заниматься музыкой. Он спросил, зачем тогда жить». Вышла биография культового белорусского музыканта
  28. БАТЭ в скандальном матче сумел уйти от поражения, «Шахтер» на 4 очка оторвался от преследователей
  29. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  30. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва


/ Фото автора /

«Да это просто ракета!» — с такими словами я слез с мотоцикла, который в прошлой жизни был обычным «Минск-125». А теперь это опытная разработка завода ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» Национальной академии наук Беларуси — первый белорусский электробайк. AUTO.TUT.BY протестировал «чудо-зверя».

Фото: Павел Мурашко

— Пока это макетный образец, по сути — «мул», на котором мы обкатываем различные технические решения. Мы взяли раму от «Минска 125» и сделали электромотоцикл, чтобы отработать взаимодействие контроллера, двигателя, батареи и остальных узлов. Никто не говорит, что в дальнейшем мы будем делать электромотоциклы на базе «Минска», хотя такой вариант не исключен, — поделился подробностями Андрей Подобед, начальник коммерческого отдела «Оптрон».

Фото: Павел Мурашко

На наш взгляд, выглядит электромотоцикл неплохо. Ярко-зеленый цвет пластиковых элементов — это отсылка к экологии и зеленым технологиям. Увидишь такой в городском потоке — сразу поймешь, что это электрический мотоцикл. Здесь сохранили топливный бак, но это, конечно, муляж. Навесные детали — пластиковые. Черные панели, закрывающие пространство, где раньше был двигатель, отпечатаны на 3D-принтере. Сиденье сохранили стандартное. Руль, передняя вилка, рама, колеса — тоже от стандартного мотоцикла.

Фото: Павел Мурашко
На месте водителя все привычно

Создатели мотоцикла признаются, что использование модели «Минск 125» — это своеобразная дань уважения нашим мотоциклам, этакая ретроспектива. У предприятия есть рендеры, на которых мотоцикл будет выглядеть совершенно иначе. Какая база будет использоваться дальше — пока еще не решили. Или рама собственной разработки, или готовое решение от серийного мотоцикла. Но, грубо говоря, набор из батареи, мотор-колеса и контроллера позволяет, по сути, любой мотоцикл превратить в электрический.

Фото: Павел Мурашко
Пока мотор-колесо весит 20 кг, но обещают уменьшить массу минимум в два раза

— Сейчас хотим представить электромотоцикл на грядущей выставке TIBO. Этот «мул», который мы оснастили мотор-колесом, созданным для мотоцикла. Мотор-колесо — полностью наша разработка. Первый двигатель на электровелосипед весил у нас порядка 12 кг, сейчас — 3 кг. Здесь тоже пока мотор-колесо весит порядка 20 кг, но я думаю, через полгода будет весить 10 кг. У нас пиковая мощность 20 кВт, номинальная 8 кВт, а у «Минск-125» раньше было 12 лошадиных сил. Сейчас этот мотоцикл рвет из-под себя. Но это вопрос настройки контроллера, — говорит директор завода «Оптрон» Николай Янкевич.

Управление электромотоциклом — проще простого. Поворачиваешь ключ «зажигания», загораются контрольные лампы. И все. Предлагают проехать. Погода не позволяет выехать на улицу, так что короткий тест-драйв провели прямо в сборочном цехе — места там хватает. Андрей предупреждает, что с ручкой «газа» следует обращаться осторожно. Управляющий контроллер еще только настраивают, поэтому электромотоцикл отзывается на малейший поворот «газа».

Фото: Павел Мурашко
Левая ручка — это не сцепление, как у обычного мотоцикла, а тормоз

Ага, а вот и нашлась одна особенность электромотоцикла — ручка слева отвечает не за сцепление, которого здесь нет, а за тормоз. Но это даже не потребовало привыкания. Ты просто садишься и едешь. Тем более, у меня уже был опыт езды на электросамокате.

Электромотоцикл и правда срывается с места, как ужаленный. Причем практически бесшумно. Слышно лишь легкое гудение электромотора. Управляется электромотоцикл легко, перекладывать его с боку на бок труда не составляет. А динамика поразительная. Предполагаю, что в городском потоке при разгоне до 60−70 км/ч у него будет очень мало соперников.

Фото: Павел Мурашко

— Сейчас мы немного утихомирили этого зверя, — смеется Андрей Подобед. — Недавно обкатывали его на улице, за руль сел опытный байкер. Так вот он легко поднял мотоцикл на заднее колесо. Его удивлению не было предела — как? «Минскач» на заднем колесе! Это мотор-колесо очень мощное. В номинале — 8 кВт, в пике мощность может достигать и 20 кВт. Расчетная скорость у этого мотоцикла — до 150 км/ч. 120 укладывает легко, и пока мы ограничили «максималку» электроникой. Для такой массы столько мощности и не надо, мы будем ее уменьшать, чтобы он меньше расходовал энергии. Если это городской мотоцикл, то ему и не надо до 120 разгоняться. Ограничим мощность — увеличим запас хода.

Фото: Павел Мурашко

Здесь пока стоит небольшая батарея, но в данном решении достаточно места, чтобы установить аккумулятор, который бы обеспечил запас хода 80−90 км. Вообще планируется, что фальш-бак будет подниматься, а батарею под ним установят съемную. Приехал домой или к офису — и унес батарею с собой. Мы уже оценили такое решение во время тест-драйва электросамоката.

Фото: Павел Мурашко

— По цене пока ничего не говорим, потому что ее просто не просчитаешь. Очень много параметров, от которых она зависит — тип рамы, обвес пластиковый, тип батареи. Повторюсь, пока в качестве «мула» для отработки всех элементов электропривода был взят «Минск 125». Вполне может быть, что серийный электромотоцикл появится и на его базе.

-10%
-20%
-5%
-50%
-25%
-15%
-10%
-50%
-30%