/ Фото автора /

В России все еще можно купить подержанный автомобиль дешевле, чем в Беларуси. Традиционно конец года многие считают отличным временем для поездки. Правда, к поездке стоит подготовиться. Например, обзвонить приглянувшиеся варианты по телефону еще из Беларуси и проверить машины по всевозможным базам. AUTO.TUT.BY разобрался, на какие тонкости в документах и в самой машине стоит обратить особое внимание.

За машиной дешевле 15 тысяч ехать не стоит

— Оптимальный бюджет для поездки в Россию за автомобилем — 15 тысяч долларов. Нет, конечно, можно и дешевле. Мы пригоняли клиенту автомобиль за 8 тысяч, но это, скорее, исключение из правил. В том случае человек искал Opel Zafira, но все машины, что он пересмотрел здесь, были в состоянии металлолома. А на российском рынке все же выбор куда больше. И в итоге машину в хорошем состоянии ему нашли. Но нужно понимать: чем дешевле автомобиль, тем меньше разница в цене, и затраты на поездку легко эту разницу съедают — утильсбор, билеты, заправка на обратную дорогу. Добавьте сюда ночевку, потому что за один день в той же Москве машину с учета не снимут. Но за определенную плату сделают это за два часа, — объясняет директор компании «Автогарант.бел» Евгений Захарченко.

Если же вы увидели автомобиль значительно дешевле, чем в Беларуси, это лишь повод насторожиться: с машиной явные проблемы. Что касается ценового диапазона в 5−10 тысяч долларов, то в России просто выбор будет гораздо шире. За одни и те же деньги можно купить машину в чуть лучшем состоянии или моложе. Но можно и «попасть».

Подготовьтесь заранее дома

— Перед тем как ехать в Россию за машиной самостоятельно, нужно сесть дома и обзвонить все заинтересовавшие вас объявления. Это не так дорого и в большинстве случаев даже бесплатно, ведь можно воспользоваться мессенджерами. Если собираетесь покупать машину у частного лица, то попросите выслать фото ПТС и СТС, vin-код. Пообщайтесь с продавцом, возможно, в ходе беседы выявятся какие-то нюансы, о которых не сказано в объявлении.

«Пробейте» машину по всем возможным базам

— Какие плюсы покупки авто в России? Там можно практически полностью отследить историю автомобиля. Количество владельцев, аварийное прошлое, даже стоимость ремонтов, если владелец обращался в страховую компанию. Работает огромное количество баз, платных и бесплатных. Можно воспользоваться всеми доступными способами.

screenshot

Бесплатная база есть на сайте ГИБДД, но он периодически недоступен. Есть платный сервис autoteka.ru. Там за 100 российских рублей (1,5 доллара) можно узнать следующую информацию: дату регистрации, количество владельцев, зафиксированные ДТП. Есть еще расчет ремонтных работ из базы страховых компаний. Если по машине были расчеты после ДТП, то там будет полный список деталей и работ с их стоимостью.

— Вот, например, реальная выписка из «автотеки». Человек купил автомобиль не глядя. А у него ремонтов было на 30 тысяч евро! Такое ощущение, что машину через мясорубку прокрутили и собрали заново. А ведь это можно было узнать, заплатив всего полтора доллара, и не покупать полный хлам.

screenshot

Если по базам ГИБДД у машины все в порядке, тогда необходимо проверить ее по базам судебных приставов. И не сам автомобиль, а владельца. Нет ли у него долгов или неоплаченных штрафов. Бывает, есть долг за превышение скорости на камеру фотофиксации. Тогда стоит попросить владельца сначала уплатить, а уже потом договариваемся о сделке.

Для проверки «на залог» идите к нотариусу

— Есть один момент. Ни у нас, ни в России банки не обязаны вносить автомобили в реестр залогового имущества. То есть если в ходе проверки вы машину там не обнаружили, это еще не значит, что она не залоговая. Что делать? Идти к нотариусу на территории РФ. У нотариусов есть доступ к федеральной нотариальной базе, и если машина в залоге, то это будет видно. Нужно заплатить 300 российских рублей (меньше 5 долларов) и получить справку: «Краткая выписка из реестра уведомлений о залоге движимого имущества». В справке должно быть написано: «На основании запрашиваемых данных сведений в реестре уведомлений движимого имущества не найдено». Даже если через два года вдруг всплывет, что машина залоговая, вы с этой справкой будете добросовестным покупателем. Вы сделали все возможное, чтобы убедиться в юридической «чистоте» автомобиля. У нас в практике были такие случаи, когда люди в суде доказывали свою правоту, имея на руках такие справки.

Ищите машину у дилера в trade-in, но проверяйте

Покупка подержанного автомобиля с площадки официального дилера — самый безопасный вариант со всех точек зрения. А если запланировать покупку на конец года — то еще и выгодный. Можно получить большую скидку, потому что через считаные дни автомобиль станет на год старше.

— Каждый дилер проводит пусть не самую въедливую, но все же проверку автомобиля в соответствии со своими принятыми стандартами и предоставляет покупателю диагностический лист. Конечно, не всегда реальное состояние будет там отражено — это зависит или от дилера и его желания заработать. Но при этом дилер, например, обязан уведомить покупателя, если автомобиль побывал в серьезном ДТП.

Евгений приводит в пример историю с одним автомобилем, который по дилерскому чек-листу имел всего один крашеный элемент.

— При приемке машину обычно проверяют толщиномером поверхностно. Измеряют только наружные панели кузова — крылья, двери, капот. И вот мы приехали смотреть эту машину с одним крашеным элементом, и наш эксперт обнаруживает там в дверном проеме полтора миллиметра шпатлевки. Дверь была заменена, а машина всажена в бок и сильно замята.

Поэтому даже если едете к дилеру самостоятельно, возьмите в аренду хотя бы толщиномер. Это стоит порядка 10 рублей в сутки, а поможет сэкономить тысячи долларов.

У официальных дилеров цена примерно на 5% выше, чем по рынку. Но если машина будет какая-то «кривая», в розыске или угоне, что маловероятно, то вы без проблем машину дилеру вернете. Как понять, официальный это дилер или нет? Смотрите в первую очередь на сайте производителя. Там есть список их официальных дилеров.

Что проверять при осмотре машины

— Все зависит от машины, ее конструктивных особенностей и нюансов. Например, есть модели, двигатель которых надо обязательно смотреть с эндоскопом. Но по сути, главное —  чтобы кузов был в хорошем состоянии. Как определить аварийное прошлое? Зазоры уже все умеют смотреть. С толщиномером обязательно проходим все подозрительные места, особенно пороги и дверные проемы. Смотрим на состояние болтов — откручивались или нет, сравниваем элементы справа и слева.

Фото: Павел Мурашко

Обращаем внимание на мелочи. Например, ремни безопасности. Смотрели машину 2012 года, а у нее ремни безопасности 2013 года. Тут только два варианта: или что-то нечисто с документами, или машина побывала в аварии. Сработали пиропатроны, ремни пришлось менять.

Что касается нюансов покупки, то не стесняйтесь попросить у продавца паспорт и сверить данные с теми, что указаны в ПТС. Заранее договоритесь о том, как будете передавать деньги. И покупатель, и продавец хотят гарантий. Покупатель будет просить о передаче денег после переоформления в МРЭО. Но получится, что он уже владелец. Пойдет ли на такое продавец? А покупатель тоже не всегда хочет расставаться с деньгами до момента оформления. Это решается индивидуально.

-20%
-10%
-58%
-20%
-50%
-10%
-50%
-10%
-18%