/ Фото автора /

Екатерина Дубаневич может стать первой белорусской девушкой, совершившей кругосветное путешествие протяженностью 100 тысяч километров. Причем сделать это она собирается в одиночку и на мотоцикле. Мы встретились с отважной мотопутешественницей, чтобы узнать, как проходит ее подготовка к поездке и зачем ей вообще все это нужно.

Фото: Павел Мурашко

— Я к этому шла долго. Это не было внезапно возникшей идеей: «А поеду-ка я в кругосветку». Начиналось все с маленьких путешествий, когда я впервые села на мотоцикл. Затем все дальше и дольше. В прошлом году мы с Генри (так я называю свой мотоцикл) добрались до самого края света (мыс на Курильском острове Шикотан). Почему мотоцикл? Мне кажется, он ближе к миру и природе. Езда в машине похожа на просмотр телевизора. Мир в лобовом стекле — словно на экране. В машине больше комфорта, но ты не чувствуешь всего, что есть вокруг. Запах хвои, капли дождя, теплый ветер и утренний туман — ты сам часть этого мира и приключения. С мотоциклом ты еще и единый организм, управляешь телом. И как только ты начинаешь куда-то выбираться чуть дальше из дома, то сразу возникает мысль: а что там дальше? Новые города, страны, места, где почти никто не бывал, люди с другой культурой, но теми же радостями и печалями. Это одна из самых больших ценностей — когда ты сталкиваешься с другой культурой.

Первые четыре года Катя ездила на маленьких мотоциклах, 200−250 «кубиков». Начинала с «Минска». К туристическому эндуро пришла постепенно, когда поняла, что самое интересное находится вне асфальта. Екатерина называет себя «вынужденный эндурист».

Фото: Павел Мурашко

— Представь, дорога заканчивается, а вот там, вдалеке, красивейшее озеро, и очень-очень хочется подъехать к нему поближе. Можно, конечно, и на обычном мотоцикле, но потом его будет очень тяжело вытаскивать из грязи.

По автомобильным меркам мотоцикл у Кати — это что-то вроде кроссовера. Он способен ездить по бездорожью и при этом прекрасно себя чувствует на асфальте. Но в песочные и грязевые ванны его засовывать не стоит. Перед покупкой Катя посмотрела много разных вариантов, но BMW GS показался наиболее сбалансированным по своим качествам. Низкий центр тяжести, длинноходные подвески, двигатель Rotax. Относительно большой бак, чуть больше 17 литров, при расходе 3,7−4 л на «сотню» можно проехать 400 км на одной заправке.

Фото: Павел Мурашко

— Такой расход получается, если ехать 100−110 км/ч, но мне больше и не надо было никогда. Мало что можно рассмотреть, когда ты едешь 140−160 км/ч. Мой мотоцикл проезжает 400 км, но я всегда беру с собой канистру, потому что есть места, где заправки встречаются не так часто или они могут просто не работать.

Уже опытная путешественница советует всегда иметь с собой в любой стране запас наличных денег. Недавно в России навигатор завел Екатерину в какую-то глушь, маленькую деревеньку. АЗС там — будки, крытые шифером. Какие карточки? В итоге Катя перевела женщине-оператору на телефон через интернет деньги, а та заправила 5 литров, чтобы можно было добраться до цивилизованной АЗС.

Год на подготовку и бюджет 30 тысяч долларов

— Это серьезное испытание как для наших с мужем отношений, так и для родителей. Они очень волнуются за меня и переживают. Пытались отговорить какое-то время, потом смирились. В прошлом году вообще интересно было. Я проехала 12 тысяч километров до Сахалина и Курильских островов. Когда собиралась, папа пытался уговорить мужа, чтобы тот сломал мотоцикл и я полетела на самолете в теплые страны, как все нормальные люди.

Подготовка к путешествию началась год назад. За это время была оформлена гора бумаг. Прививаться нужно начинать за год, потому что многие прививки делают поэтапно, с перерывами. В африканских странах желтую книжку с прививками от лихорадки будут просить везде. С собой Катя возьмет тесты на малярию и лекарства.

— Перед поездкой я тренируюсь. Недавно были заезды на песке. Даже при такой резине, как у меня, мотоцикл вполне терпимо едет, управляется. Каждый год прокачиваю свои навыки в Keymotoschool.

Фото: Павел Мурашко

Одна из больших проблем — как ввозить свой мотоцикл в другие страны. Можно оформлять каждый раз временный ввоз, но при этом почти везде запрашивают залог в размере стоимости мотоцикла. Где-то наличными. Например, в Египте требуется залог в размере пятикратной стоимости мотоцикла. Деньги потом возвращают, но не сразу, может пройти до двух недель или месяца. И вот так в каждой стране нужно оставить 3−5 тысяч и думать, когда они к тебе вернутся. Плюс сама процедура оформления временного ввоза непростая, нужно нанимать декларанта, опять же, за деньги.

— Для упрощения этой процедуры придумали классный документ — Carnets de passages en douane. Белорусы могут получить этот документ в Швейцарии. Суть в том, что швейцарский автомобильный клуб гарантирует стране, в которую ты въезжаешь, что ты выедешь обратно на том же транспортном средстве, а не продашь его где-то на территории этой страны. В документе 25 проштампованных листов в 25 стран мира. Ты по этим штампикам въезжаешь в страну и выезжаешь из нее. Больше ничего оформлять не нужно. Стоит этот документ 3500 евро. Больно, дорого, но это сильно облегчает путешествие. В ту же Австралию корнет обязателен, без него просто не въедешь. Кстати, в Австралии еще очень строгие экологические требования. Во Владивостоке мне мотоцикл придется отмывать чуть ли не зубной щеткой, чтобы не завезти никакой биологический материал.

Фото: Павел Мурашко

Муж Екатерины — талантливый мотомеханик, поэтому техническую часть подготовки он полностью взял на себя. Перед поездкой мотоцикл разобрал едва ли не до рамы. Установил новый двигатель, усилил те детали, которые могли бы сломаться только в теории. В общем, сделал все, чтобы путешествие прошло с минимальными проблемами. И будет ждать жену дома.

— У него другая страсть. Если я горю путешествиями, то он любит механику, копаться в мотоциклах. Может позвонить мне в 2 часа ночи и сказать: «Послушай, как я сделал двигатель, как он звучит!» Мы путешествуем с ним, но на маленькие расстояния. Плюс у нас разные скоростные режимы. Ему нравится побыстрее ездить, я люблю размеренную езду. Он любит частые остановки, а я езжу от заправки до заправки плюс остановки на достопримечательности. Еще один момент: когда едешь вдвоем, всегда сильно переживаешь за того, кто рядом. Если он впереди, пугаюсь выезжающих машин — только бы его заметили. Если позади — переживаю, что отстал или остановился. Сразу мысли: что-то случилось. Ну и надо понимать, что кругосветка — очень дорогое мероприятие. Если ехать вдвоем, все расходы, соответственно, умножаются на два.

Фото: Павел Мурашко

Примерные затраты по самым-самым скромным подсчетам — 25−30 тысяч долларов. Это с учетом того, что вместо гостиницы — палатка. Основные затраты пойдут на топливо, визы, переправы — это самое дорогое. И страховки — на мотоцикл и страхование жизни. Екатерина страхуется по самому высокому тарифу. Достаточных средств на всю поездку в настоящее время нет. В дороге Катерина планирует работать. Где-то удаленно с компьютера, где-то наниматься на временную работу вроде уборки урожая, строительства дома. Можно работать за еду и кров, иногда можно и немного наличных заработать. Поддержать проект можно на сайте motokatrina.com.

На всю поклажу — 50 кг

Для путешествия на мотоцикл повесят два больших алюминиевых кофра. Один под инструмент и самые необходимые запчасти: фильтры, камеры запасные, холодную сварку, предохранители. Второй кофр — туристический. Там будут лежать палатка, спальник, горелка, посуда и другие мелочи.

Планируется еще поставить дополнительный свет и найти место для двух канистр на 3−5 литров с резервным запасом топлива. Остальные вещи будут сложены в большой баул: одежда, какие-то мелочи, техника, предметы гигиены.

Фото: Павел Мурашко
Примерно 126 предметов — это весь багаж для кругосветного путешествия

— Я постараюсь, чтобы все мое снаряжение весило не больше 50 кг. Все буду взвешивать. В Австралию у меня паром, а из Австралии в США я беру самолет, потому что по стоимости отправить паромом и сидеть два месяца в Австралии или доставить самолетом выходит примерно одинаково. А на самолете очень важен вес. Поэтому беру самое легкое. Вообще все нужно минимизировать. Например, все шампуни — в маленьких бутылочках. Пополнять их можно в отелях, хостелах. У меня маленький беззеркальный фотоаппарат, небольшой штатив. Нужно сильно продумать вопрос безопасности, как сохранить технику. Кроме того, сделала карточки нескольких банков, они будут лежать в разных местах. Для техники есть пауэрбанк плюс USB-зарядки на самом мотоцикле.

А что потом?

— Я сейчас уже плохо сплю, ворочаюсь, просыпаюсь. Думаю: боже, что ты делаешь, куда ты едешь? Страшнее всего, когда ты лежишь в теплой кроватке, в комфорте, за окном завывает ветер. Когда ты садишься на мотоцикл и выезжаешь на дорогу, ты уже думаешь не о страхах. Даже организм работает в другом режиме, иммунная система мобилизуется по полной. В путешествии будешь спать продрогшая в палатке — и даже не чихнешь потом. А дома от мороженого можно простудиться.

Сейчас едет домой известный кругосветчик Олег Харитонов, причем он 18 августа возвращается, а Катерина в этот же день стартует. У них в Москве состоится символическая передача эстафеты. Олег специально на леднике на Аляске нашел деревянную палочку и везет ее в Москву, чтобы передать эстафету. А Катя уже провезет ее вокруг мира и передаст другому кругосветчику.

Фото: Павел Мурашко
Протяженность запланированного маршрута — 100 тысяч км

— Запланировано на всю поездку 500 дней. Маловато. Я разговаривала с австралийской кругосветчицей, она говорила, что больше чем на три страны, даже не планируй маршрут и расписание. Но я надеюсь, что у меня более четкий формат получится. Хотя говорят, что маршрут совпадает с планируемым примерно на 50%. И также от тебя зависит лишь 50% успеха мероприятия. Остальное — мироздание, судьба, ангел-хранитель… Не знаю.

Екатерина читает отрывок из своего любимого стихотворения Киплинга — «Открыватель»:

«Вот и край здесь, — мне сказали, — не живут там дальше люди».
Мне сказали — я поверил, распахал земли немного,
Дом сложил, обнес забором: здесь мое хозяйство будет
У подножья Горных Гребней, где кончается Дорога.
 
Только Голос, злой, как совесть, мучил днями и ночами,
Днем и ночью неизменно он шептал в моей груди:
«Что-то скрыто, но найдешь ты! Звонки бубны за горами!
Что-то скрыто за горами, что-то ждет тебя. Иди!»
 
Фото: Павел Мурашко
 
— Вот и меня зовут приключения. Если я этого не сделаю, то всю жизнь буду потом жалеть. Да, опасно. Страшно. Одиноко. Тяжело. Но это главное приключение в жизни, и я чувствую, что должна это сделать.
 
Одна из целей Катиного путешествия — рассказать о Беларуси всем, кто встретится на пути. В своих поездках Катя поняла, что о нашей стране мало кто знает. Поэтому она подготовит специальные открытки с достопримечательностями нашей страны. Будет дарить всем желающим.
 
— Я проеду, совершу задуманное, приложу все усилия, чтобы все прошло достойно. А потом вернусь домой и успокоюсь. Буду уже ездить в небольшие, точечные путешествия, совместно с мужем. Я все-таки женщина, о детях, конечно, думаю. Мне будет что им рассказать. И если они по моим стопам пойдут — поддержу.
-15%
-30%
-50%
-15%
-65%
-10%
-20%