/ Фото: Олег Киндар /

Привычная уже городская картинка: час пик, маршрутка, а людей в ней — как селедок в бочке. Все хотят попасть домой или на работу как можно быстрее и ради этого готовы терпеть неудобства и ехать стоя. В эти моменты мало кто думает об опасности для своего здоровья и даже жизни. А между тем эксперты, которые разбирают сложные ДТП, говорят однозначно: пассажир, который едет в маршрутке стоя, при резком торможении может вылететь через лобовое стекло. Ну, а дальше — как повезет: ссадины, сотрясение мозга или более серьезные травмы. AUTO.TUT.BY вместе с представителями ГУ «Столичный транспорт и связь» подежурил на городских остановках.

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

«Пассажиры заходят в маршрутку, и их не выгнать»

Сейчас в Минске микроавтобусы ездят по 66 маршрутам. Все перевозчики, помимо ПДД и других регламентирующих документов, должны соблюдать «Правила автомобильных перевозок пассажиров».

— Это значит, что в маршрутке можно перевозить столько человек, сколько определено техническими характеристиками автомобиля. Эту информацию знает водитель, а пассажиры могут ознакомиться с ней в салоне авто: на специальной табличке указано, сколько мест для сидения и сколько человек может ехать стоя, — говорит начальник отдела контроля и договорной работы ГУ «Столичный транспорт и связь» Александр Лещенко. — К сожалению, часто водители перевозят больше пассажиров, чем может вместить автомобиль.

Пункт 219 Правил автомобильных перевозок пассажиров

Автомобильный перевозчик при выполнении автомобильных перевозок пассажиров обязан не допускать при автомобильной перевозке пассажиров, их багажа и ручной клади переполнения салона и превышения технически допустимой общей массы транспортного средства, установленной заводом-изготовителем, а также разрешенных максимальной массы транспортного средства, нагрузок на оси и установленного числа перевозимых пассажиров.

Чаще всего такое нарушение допускают маршрутчики, которые везут людей в центр Минска из спальных районов и пригорода: Малиновки, Юго-Запада, Каменной Горки, Атолино, Боровлян. Предсказуемо нарушителей больше всего в утренние и вечерние часы пик.

— Водители запускают всех желающих, людей в салоне может быть под завязку — пока дверь закрывается. Задержат такого водителя, а он в ответ: «Как я могу выгнать пассажиров на улицу? Всем же надо ехать». Некоторые вообще говорят, что пассажиры заходят в салон, а обратно выходить не желают, вот и приходится их везти.

Пункт 218 Правил автомобильных перевозок пассажиров

Автомобильный перевозчик или его представитель при выполнении автомобильных перевозок пассажиров имеет право отказать пассажиру в автомобильной перевозке в случаях, предусмотренных статьей 31 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (одним из основанием для отказа автомобильного перевозчика от автомобильной перевозки пассажира является отсутствие свободных мест в транспортном средстве).

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

— Пассажир имеет право приобрести билет на поездку и следовать по маршруту, если есть свободное место. Нет такого места — значит, и права такого у пассажира нет, в этом случае придется подождать следующий автомобиль, — категоричны транспортники.

Кстати, несколько раз ГУ «Столичный транспорт и связь» пускало дополнительно по наиболее загруженным маршрутам экспрессные автобусы, однако у пассажиров особым спросом они не пользовались — ехали они все равно медленнее, чем маршрутки.

«Надо же везти людей на работу»

Утро буднего дня. На часах почти 8. Отправляемся с транспортниками в столичную Малиновку.

— Мы всегда выезжаем вместе с ГАИ, потому что полномочий останавливать транспортные средства и привлекать водителей к ответственности у нас нет, — уточняет Александр Лещенко.

Пока ждем маршрутку, замечаем, что троллейбусы и автобусы едут незаполненные — и хотя свободных сидячих мест нет, стоящих пассажиров никто не толкал и расположиться в салоне они могли вполне комфортно.

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

Первым «попался» микроавтобус, следующий по маршруту № 1211 Малиновка-4 — Шабаны. Окна в бусике тонированы да еще и зашторены — не очень-то видно, есть ли там «лишние» пассажиры. Но интуиция инспекторов не подвела: стоя ехали пять человек.

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

— Что ж вы нарушаете? — поинтересовался инспектор у водителя.

— Ну так людей же везти на работу надо, опаздывают, — оправдывался водитель, ожидая, пока на него составят протокол. Оказалось, что его уже привлекали за нарушение правил перевозок пассажиров. В этот раз, учитывая повторность, был выписан штраф в 2 базовые величины (49 рублей).

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

Кстати, два раза в год ГАИ проводит акцию «Автобус», во время которой проверяет, как соблюдают законы и следят за техсостоянием своих транспортных средств перевозчики.

— При проверках всякое наблюдали, поэтому удивляться уже перестали. Бывало, что открываешь дверь маршрутного такси, а там так плотно люди стоят, что шага в сторону ступить не могут. Ну вот как можно так ехать? — вспоминают инспекторы.

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

Были случаи, что при остановке переполненного маршрутного такси стоящие пассажиры мгновенно теснили пассажиров на сиденьях и садились рядышком: по три человека на двух креслах.

«Верните водителя или дайте справку, почему я опоздала на работу»

Пассажиры к таким проверкам относятся негативно: всем нужно ехать скорее, а не ждать, пока на водителя составят протокол.

На Гурского останавливаем микроавтобус, который едет в Зеленый Луг. Автомобиль так переполнен людьми, что просвета от окон между ними не видно, а пассажиры держатся за полочки и сиденья — поручней в салоне нет.

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

— Нам нормально, упасть не боимся. Риск получить травму есть и в автобусе, и в троллейбусе, зато если опоздаешь на работу, есть гораздо большая опасность, что тебя уволят. Сколько езжу — ничего не случалось, — заявляет пассажирка.

— Зачем вы нас остановили? Мы на работу опаздываем! Ехали все нормально, так надо обязательно проблему создавать на ровном месте, — дружно возмущаются другие.

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

— Отдайте нашего водителя! Сколько вы его собираетесь держать? — подбежала к машине ГАИ еще одна пассажирка микроавтобуса. — Пишите теперь справку, что из-за вас я опоздала на работу!

Кстати, сотрудники ГУ «Столичный транспорт и связь» говорят, что заполненная 53-я маршрутка ездит с интервалом около трех минут.

— Ну что стоит людям подождать и сесть на свободное место? Нет, им надо уехать прямо сейчас, но стоять на одной ноге, — недоумевает Александр Лещенко.

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

Спустя пару минут в поле зрения попался еще один микроавтобус, едущий по тому же маршруту. И снова людей больше, чем надо. На оформление протокола уходит 5−8 минут, все это время пассажиры возмущаются, некоторые выходят из маршрутки и бегут на метро или общественный транспорт. По их мнению, маршруток именно в час пик не хватает.

Через полчаса рейд транспортников можно сворачивать: водители по рации оповестили коллег, и теперь «лишних» пассажиров брать никто не будет.

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

«Получают и ссадины, и более тяжелые травмы»

Исследований, касающихся того, где сидел человек в момент аварии и как это повлияло на исход ДТП, в Беларуси, в отличие от зарубежных стран, не ведется. Но очевидно, что человек, который едет в маршрутке стоя, рискует больше.

— Пассажиры прыгают в маршрутное такси и не задумываются, безопасно ли ехать стоя. Ведь в этот момент единственная цель — куда-то успеть, — философски рассуждает заместитель начальника управления сложных судебно-медицинских экспертиз центрального комитета судебных экспертиз Андрей Четин. Специалист рисует типичную картину: в переполненной маршрутке пассажиры располагаются стоя между рядами сидений, одной рукой держась за сиденье или части салона автомобиля, — ведь во многих микроавтобусах поручней просто нет. В другой руке у многих телефон или сумка. А рядом еще несколько «лишних» пассажиров.

Водитель маршрутки тоже спешит: быстрее проедет — больше людей соберет, больше заработает. И вот на дороге непредвиденная ситуация, и водитель тормозит.

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

— Из-за резкого торможения транспортного средства, которое происходит при аварии, человек по инерции двигается вперед. Удержаться за окружающие предметы у него вряд ли получится. Если он не пристегнут или находится в вертикальном положении, то он ударяется о выступающие части салона автомобиля, но может полететь и в лобовое стекло. А следом на него падает другой «лишний» пассажир.

Андрей Четин говорит, что последствия при этом могут быть самые разные: от легких ссадин до тяжелых черепно-мозговых травм, переломов и даже летальных исходов.

В маршрутке передние места рядом с водителем наиболее опасны

В общем, пассажир, который едет в маршрутке стоя, при ДТП, скорее всего, не обойдется без каких-то травм. А что же с теми, кто едет сидя? Например, давно замечено: пассажиры очень любят занимать в маршрутке именно передние места рядом с водителем — там и соседей поменьше, и обзор лучше, и кричать на весь салон «На следующей!» не нужно.

Вместе с тем есть масса версий, что переднее пассажирское сиденье наиболее опасно. Так как в момент аварии водитель инстинктивно вывернет руль влево, уходя от удара при лобовом столкновении. Это касается всех транспортных средств.

— Но факт, что водитель при столкновении куда-то выворачивает руль и уходит от удара, достаточно спорный, — говорит председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Он замечает, что пассажиры сзади практически никогда не пристегиваются — в отличие от пассажиров на переднем сиденье. Пристегнутый ремень повышает шансы выжить на 20−50%, еще 20% добавляет подушка безопасности. В то же время непристегнутый ремень (как это часто делают пассажиры заднего сиденья) уменьшает шансы выжить. Если пристегнулись и те, и те, то шансы примерно равны.

Все вышесказанное относится и к маршруткам: передние места рядом с водителем наиболее опасны. Усугубляет ситуацию то, что чаще всего в маршрутке пассажиры там никогда не пристегиваются. Нет полной уверенности в безопасности и последних рядов — от удара сзади маршрутку может сплющить. Безопасные места те, что расположены против движения — исчезает риск удариться о спинку сиденья спереди. А ведь именно их занимают в самую последнюю очередь.

-30%
-21%
-10%
-20%
-30%
-50%
-10%
-10%
-20%