/ Фото: Павел Мурашко и из архива /

Польша — Мекка белорусских «закупщиков». Но дальше Белостока они обычно не заезжают. В нашем гиде автопутешественника мы расскажем об особенностях передвижения по польским дорогам. Своим опытом поделится Евгений, экспедитор компании-грузоперевозчика, который пересек Польшу вдоль и поперек уже не один раз.

Проезжаем границу

Попасть в Польшу можно через семь погранпереходов: Брузги, Берестовица, Брест, Домачево, Песчатка, Козловичи, Переров. Отметим, что Козловичи используется для пропуска только грузового автотраспорта.

— Я обычно езжу через переход Бобровники, это кратчайшая дорога на Белосток. Но он не является конечной точкой моего маршрута. Услугой электронной регистрации очереди я никогда не пользуюсь, не вижу смысла платить за это деньги. Ты приезжаешь к определенному времени, и тебя запускают под первый шлагбаум. Потом ты упираешься в тех, кто стоит на нейтральной территории, и ждешь дальше. Проще ехать в будний день без всяких записей. Если это выходные, пятница вечер, то понятно, что «колейка» там от кладбища стоять будет. Если это будний день — то там все в порядке, все нормально. Мой личный рекорд прохождения границы — 15 минут. Но в среднем прохождение занимает 30−40 минут.

Где заправляться?

Средняя цена 95-го бензина в Польше на начало мая — 1,15 евро, 98-го — 1,21 евро, дизельного топлива — 1,13 евро.

— Вообще самые выгодные заправки на любом Аушане большом. По крайней мере на дизельное топливо точно. Когда я еду в Берлин, я заправляюсь в Познани на выезде, там справа огромный супермаркет. А вообще цены зависят от региона. В районе Плоцка есть нефтеперерабатывающий завод типа нашего «Нафтана» — там будет самая дешевая солярка.

Дороги и манеры

Фото: Павел Мурашко

В Польше плата взимается за проезд по автомагистралям А1, А2, А4. Самой дорогой является трасса А2: стоимость километра проезда — 0,20 злотого (11 копеек). На остальных автомагистралях — 0,10 злотого, или 6 копеек. Например, за проезд по А2 от Варшавы до границы с Германией придется отдать примерно 18 евро. При желании всегда можно воспользоваться объездными дорогами. Способ оплаты прост — на въезде берете талон, на выезде оплачиваете количество пройденных километров.

Максимальная разрешенная скорость на автомагистралях — 140 км/ч, на автомобильных дорогах — 120 км/ч, на дорогах с двумя полосами в каждом направлении — 100 км/ч, на загородных дорогах с одной полосой для каждого направления — 90 км/ч. В городах и населенных пунктах — 50 км/ч днем и 60 — ночью.

— С дорогами в Польше все отлично, потому что при въезде в страну висит огромный плакат: «Дороги построены за средства Евросоюза». И поляки используют этот кредит по максимуму. Я не видел ни одной другой страны Евросоюза, которая бы настроила столько дорог. Поляки просто рвут всех. Я никогда не гоняю по "плАткам". Вообще никогда. Только если куда-то очень спешу. Платные там те дороги, которые начинаются на А. Все остальные дороги бесплатные. Объездные нормальные, только запаривают населенные пункты. Да, я теряю три-четыре часа, если еду через всю Польшу, но зато потом у меня деньги на заправку в Познани есть. Я давно уже езжу по Польше без навигатора, но новые развязки и дороги там появляются регулярно, так что я бы рекомендовал карты на навигаторе обновлять хотя бы раз в квартал.

Полиция и штрафы

Штрафы в Польше уже давно европейские. За превышение скорости в городе штраф в два раза выше, чем за такое же превышение за городом. Превышение на 10 км/ч в городе грозит штрафом 27 евро, за городом — 13 евро. За лишние 20 км/ч придется заплатить 54 и 27 евро соответственно.

Если умудриться в городе превысить на 50 км/ч, то заплатите 358 евро и лишитесь прав.

За невключение ближнего света фар тоже оштрафуют — на 24 евро.

Фото: Дмитрий Галуза

— Тут уже почти как в Германии — полицию редко встретишь, но камер понатыкано очень много, однако рабочих из них примерно процентов 50. Там такие ящики, а есть в них камера или нет — непонятно. Поэтому уже если валишь по объездным, то надо валить за уверенным польским дальнобойщиком. Он-то уж точно знает, какая камера рабочая, а какая нет. Ну или искать местных на легковых машинах с антеннами раций. За ними цепляешься — и погнал, едешь 70−80−90. Я Польшу пересекаю ночью, меньше машин и проще ехать по объездным. А если «спонсор» появляется — так еще и быстро получается.

— Здесь есть еще скрытая полиция, они гоняют, как правило, на черных Skoda Octavia. Это «тихари». Они сидят вдвоем в машине, на панели — радар. Они могут вести тебя километр или 10 км, потом обгоняют и предлагают за хорошие деньги посмотреть видеофильм о твоих нарушениях. Меня так однажды остановили. Просили 200 злотых вроде, но мне удалось уговорить на меньшую сумму. Но это сделать все сложнее и сложнее. Пришло на службу молодое поколение — по-русски не пообщаешься: или по-польски, или по-английски. Но я по-польски разговариваю, мне проще.

Парковки

Фото: Дмитрий Галуза

Белорусам будет особенно полезно знать, что парковка на местах для инвалидов карается штрафом в 188 евро. Парковка в неположенном месте — 94 евро. Как и в большинстве крупных городов Европы, парковки в городе платные. В центре Варшавы 10 минут обойдутся в 0,5 злотого (0,12 евро), первый час — 3 злотых (0,7 евро), второй — 3,60 (0,84 евро), третий — 4,20 злотого (0,98 евро). Примерно такие же расценки и в популярном у туристов Кракове. Платить можно как наличными (монетами), так и с карточки или телефона.

В торговых центрах свои правила. Например, в «Аркадии» парковка бесплатная, в других можно припарковаться бесплатно первых три часа или по выходным.

— С парковкой в больших городах, конечно, все понятно. Мест мало, все платные. В маленьких городах платным будет только центр. Синие полосы — это зоны платной парковки, информационные табло висят, все понятно. Ничего нового в этом отношении поляки не придумали.

Связь и интернет

В Польше работают пять мобильных операторов: Orange, Play, Plus, T-Mobile, Aero2. Со странами Евросоюза действует роуминг по тарифам «как дома». Но большинство провайдеров ограничивают мобильный трафик. При покупке prepaid-пакета вы получаете, например, гигабайт трафика, который можно использовать в роуминге. Остальную часть можно использовать только в Польше.

— Раньше пользовался интернетом при езде по Польше, сейчас нет. Поляки с 2016 года ужесточили требования, симку можно купить только по паспорту, с обязательным оформлением. Я не пользуюсь, потому что в дороге мне это не надо. А на всех заправках или торговых центрах есть вайфай бесплатный, те же карты обновить, проложить маршрут, подкачать что-то. Так что не вижу смысла в симке.

Если вы часто путешествуете на автомобиле по Европе и у вас есть полезные советы, которые могут пригодиться другим путешественникам, присылайте письма на адрес pavel.murashka@tutby.com (самые интересные советы мы опубликуем в наших материалах).