• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  2. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  3. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  4. В Беларуси выпустили пробную серию российской вакцины от коронавируса
  5. «Когда Володя готовит, в доме все замирает». Макей и Полякова — о секретах брака, быте, Латушко и политике
  6. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  7. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  8. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  9. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  10. Новый глава НОК, возможные санкции Украины, суды и приговоры. Что происходило 26 февраля
  11. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  12. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  13. Белорус опубликовал информацию обо всех известных захоронениях соотечественников в Чехии и Словакии
  14. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  15. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  16. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  17. «Любой поставщик должен закладывать в цену риск принятия судом такого решения». Кредиторы БМЗ в печали
  18. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  19. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  20. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  21. «За 5−10 тысяч можно взять дом». Белорус переехал из Минска за 90 километров «у мястэчка» и возрождает его
  22. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  23. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  24. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  25. Верховный комиссар ООН: В Беларуси беспрецедентный по масштабу кризис в области прав человека
  26. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  27. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  28. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  29. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  30. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»


/ Фото: Инга Шкелер /

Правда ли, что требования к авто для ТО в Европе строже, чем у нас? Как проходят техосмотр европейцы? Пройдет ли машина с белорусскими номерами ТО у соседей? AUTO.TUT.BY провел эксперимент: получил разрешение на допуск к участию в дорожном движении на 10-летний Peugeot 206 и через день отправился на нем на станцию ТО в соседней Литве, а заодно узнал о процедуре прохождения ТО местными жителями.

Фото: Инга Шкелер

«За непройденное ТО машину могут снять с учета»

Во времена, когда Литва входила в состав СССР, техосмотр проводили станции, принадлежащие ГАИ. А с 1996 года ТО начали делать частные компании. В Вильнюсе этим разрешили заниматься компании Tuvlita. В литовской столице работают 10 станций, принадлежащих этой фирме.

Одна из новых станций техосмотра Tuvlita (ей всего 3,5 года) находится в пригороде Вильнюса — в деревне Ужубалю. Специалисты гордо отмечают: здесь все сделано по последнему слову техники, а само помещение станции современное, светлое и очень большое. Хотя в Литве работают и старые станции, которые действовали и во времена СССР, но постепенно их доводят до европейских стандартов и заменяют все оборудование.

— Здесь мы проводим техосмотр всем видам автотранспорта. В одном помещении одновременно можем проверять легковые авто на трех линиях. Сюда же заезжают и мотоциклы. В другой части работает линия для грузовиков и автобусов, — проводит экскурсию по филиалу Tuvlita контролер Эдгар Соколинскас.

Фото: Инга Шкелер

Станция работает только по предварительной записи: чтобы не создавать очередей — ведь желающих пройти ТО в летнее время становится значительно больше, чем зимой.

— Летом автомобилисты записываются к нам за неделю. По живой очереди взять кого-то на ТО просто нет возможности. В теплый сезон за одну смену через все линии проходят около 200 автомобилей.

Кстати, в Литве легковые автомобили независимо от года выпуска обязаны проходить ТО один раз в два года. Исключение для такси и пассажирского транспорта: так же, как и в Беларуси, они проходят ТО два раза в год.

— У нас нет такого, что срок действия техосмотра закончился, а автомобилист ездит без него. Во-первых, за это предусмотрен штраф: если попался первый раз он составляет около 15 евро, повторно — больше 100 евро. Во-вторых, дорожная полиция через камеры отслеживает по номеру авто, какие машины ездят без пройденного ТО. Владельцу пришлют «страшные» письма, а Regitra — предприятие, которое регистрирует транспорт, может снять авто с учета.

Согласно данным статистики, средний возраст литовских авто 13−16 лет, но достаточно много и новых машин.

— Из всех приезжающих на ТО литовских машин допуск к участию в дорожном движении получают примерно половина, так что к нам даже страшнее приезжать, чем к врачу, — шутит Эдгар. — Чаще всего автомобилистов заворачивают из-за неисправных тормозов и фар.

Фото: Инга Шкелер

Но есть мелкие недостатки, с которыми на дорогу выехать разрешат, разумеется, с рекомендацией исправить их.

— Дадим допуск, если не горит один из двух передних или задних габаритов, не подсвечен один из двух номеров, не закреплен аккумулятор, изношены дворники, лобовое стекло имеет небольшие повреждения, просрочен огнетушитель и так далее.

Обычно на прохождение ТО автомобиля отводится 20 минут, мотоциклы проходят быстрее — около 10 минут, ведь им не надо проверять выхлопные газы и поднимать на подъемник.

Техосмотр для легкового авто на бензиновом двигателе стоит в Литве 14 евро 45 центов (чуть меньше 35 белорусских рублей). При этом в Беларуси техосмотр на наше авто стоил 31 рубль. Если автовладельцу требуется приехать повторно, то за визуальный осмотр одного устраненного недостатка он заплатит 2 евро, а если понадобится использование одного из приборов — 3 евро 75 центов.

«Может, и у нас в Литве будет „дорожный“ налог…»

— Нам пока не надо платить налог на дороги, как это должны делать белорусские автомобилисты при прохождении ТО. Но сейчас правительство рассматривает вопрос о введении аналогичного налога и у нас в Литве. Конечно, люди с этим не согласны и возмущаются…

Эдгар говорит, что в Литве, как и в Беларуси, люди перед тем, как приехать на ТО, берут взаймы не только огнетушители и аптечки, но и фары нужного стандарта.

— Три года назад, когда в Литве менялись правила прохождения ТО, нам сказали, что не стоит перегибать палку и требовать от автомобилистов, чтобы они приезжали на станцию на идеально чистом авто. Поэтому сейчас приезжать на ТО слегка чумазым автомобилям можно, никто из-за этого не завернет. Главное — чтобы грязью не были заляпаны шланги и какие-то агрегаты, которые требуют проверки.

Бывает, что люди не согласны с каким-то недостатком, который выявил контролер. Тогда автомобилист может обратиться с жалобой к начальнику станции.

— Начальник возьмет еще двух контролеров, фотокамеру и в присутствии хозяина авто специалисты еще раз проверят, есть ли неисправность. Зафиксируют это на фото. Хозяин машины снова не согласен? Может обратиться в вышестоящую инстанцию.

Фото: Инга Шкелер

AUTO.TUT.BY понаблюдал за тем, как проходит ТО в Литве. Алгоритм такой же, как и в Беларуси: после оплаты данные об авто заносятся в компьютерную программу, затем один из специалистов проверяет узлы и механизмы: тормозную систему и работоспособность стояночного тормоза, световых приборов, усилителя рулевого управления, герметичность всех систем автомобиля, остаточную высоту рисунка протектора и прочее.

Мы прогнали через линию ТО Peugeot 206 с белорусскими номерами (2008 года выпуска с бензиновым двигателем). Отметим, что с прохождением техосмотра в Беларуси у нашей машины серьезных проблем не возникло. Правда, заехать на линию авто пришлось дважды из-за трех недостатков: неправильно установленных лампочек в фарах ближнего света, негоревшей лампочки, освещающей задний номерной знак, и нестандартного знака аварийной остановки. На устранение этих недостатков ушло полчаса, и после демонстрации инженеру устраненных неисправностей желтая наклейка на стекло, информирующая о прохождении ТО в Беларуси, была получена.

«Состояние нормальное, но допуск к участию в дорожном движении мы не дадим»

Первым делом инженеры на литовской станции оценивают внешний вид автомобиля: так же, как и у нас, на авто не должно быть ржавчины и деформации на несущих нагрузку элементах кузова, заметных повреждений лакокрасочного покрытия на кузове, дверях и дисках колес.

Фото: Инга Шкелер

— Видите, в вашей машине сзади поврежден элемент кузова, который закрывает лампочки, освещающие номерной знак. Это серьезное нарушение, оно напрямую влияет на безопасность: ведь открыта белая лампочка сзади. Белый свет означает, что авто движется задним ходом — можно ввести в заблуждение позади едущего водителя. К тому же у обломанной бленды острые края — прохожий может зацепиться и травмироваться, когда авто будет припарковано.

Тут же сотрудник станции проверил наличие аптечки, огнетушителя (для легковушки он должен быть килограммовый), знака аварийной остановки, действующих ремней безопасности.

— К нам очень часто приезжают автомобилисты с припрятанными ремнями безопасности на задних сиденьях. Указываешь им на это, а они возмущаются, мол, я никого сзади не вожу, зачем мне там ремни. Но требования есть требования…

Фото: Инга Шкелер

Есть разница по содержимому литовской и белорусской аптечки: в литовской нет никаких таблеток и ампул, только перевязочный материал, жгут, ножницы и гипотермический пакет.

Фото: Инга Шкелер

Знак аварийной остановки не вызвал нареканий сотрудников литовской ТО, в отличие от белорусской, где его нам рекомендовали заменить на тот, что требуется по стандарту.

Присев на водительское место, Эдгар посмотрел, регулируется ли сиденье, работает ли звуковой сигнал, стеклоочистители и все ли датчики на приборной панели рабочие. Вопрос возник, когда на панели приборов он увидел негаснущую сигнальную лампочку датчика ABS.

— Почему эта лампочка горит? Значит, в машине есть проблемы с антиблокировочной системой. Вам надо с этим разобраться и исправить.

Кстати, лампочка ABS горела и при прохождении ТО в Минске, но требовать устранения этого белорусские инженеры не только не стали, но и внимание не акцентировали.

Фото: Инга Шкелер

Затем контролер проверил уровень окиси углерода (СО) и углеводорода (СН). В Литве уровень CO для нашего авто должен быть не более 0,3% на холостых оборотах и 0,2% — на повышенных оборотах. Уровень CH здесь уже несколько лет не измеряют.

По белорусским меркам наш автомобиль приравнивается к 1 экологическому классу. Для него на холостых оборотах уровень CO должен быть не более 3,5%, а CH — не более 1200 единиц. При повышенных оборотах эти же показатели понижаются и должны быть: CO до 2%, CH — до 600 единиц.

Впрочем, несмотря на большую разницу между белорусскими и европейскими допусками, по этому параметру ТО в Литве мы прошли.

Фото: Инга Шкелер

Эдгар заглянул и в подкапотное пространство.

— Смотрим, чтобы все здесь было чисто, не подтекало масло, охлаждающая жидкость, аккумулятор не болтался. Ну у вас тут все нормально…

При проверке световых приборов инженеру необходима помощь автовладельца.

— Прошу вас выжать тормоз. Теперь включите заднюю передачу… А сейчас противотуманки, — просит стоящий позади авто Эдгар и выносит вердикт: — Сзади по свету в авто все отлично.

Передние фары в Литве проверяют прибором, аналогичным тем, которые используются в Беларуси. Вот только двигается он по специальным направляющим: чтобы не сбился уровень, по которому он установлен.

— Но изначально мы обращаем внимание, чтобы фары были нормально закреплены. А то, бывает, после аварий и ремонта приезжают авто, а фары болтаются, например, из-за того, что крепление сорвано. Такого быть не должно, ведь пучок света фары из-за этого может быть направлен неправильно и слепить других водителей.

Кстати, с мая текущего года в Литве будут проверять правильность установки передних противотуманок: они не должны светить выше, чем ближний свет фар.

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

В нашем Peugeot со светом фар было почти все на «отлично», только одну из них Эдгар слегка подрегулировал.

— Свет в этой фаре немного вниз смотрел, но все равно был в допустимых пределах. Я вам ее выставил идеально. Кстати, регулировку фар мы часто делаем сами, не отправляем водителей к электрикам из-за такой мелочи.

Далее наше авто проверили на тормозном стенде — норма. Чтобы проконтролировать состояние колес, подвески, тормозных шлангов, топливно-выхлопной системы, Peugeot подняли на специальной площадке, а Эдгар с фонариком отправился под днище машины.

Фото: Инга Шкелер

— Если вы хотите посмотреть, что я проверяю, то можете это сделать, только наденьте специальную каску для клиентов — без нее никак нельзя, — предложил нам инженер и тут же с улыбкой добавил: — Многие наши клиенты, особенно женщины, хоть и совсем не понимают в технической части машин, предпочитают вместе с нашими специалистами залезать под подъемник. Мы не препятствуем — наоборот, показываем им разные узлы и объясняем, что это, указываем на неисправности.

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

— Ваше авто, хоть оно и десятилетнее, в принципе, находится в нормальном состоянии, — обрадовал нас после прохождения литовского ТО Эдгар, но тут же огорчил: — Но допустить его к участию в дорожном движении по европейским меркам мы не можем.

Загвоздка оказалась в негаснущей сигнальной лампе датчика ABS и обломанной бленде над задним номерным знаком: придется исправить это и приехать на станцию повторно.

Фото: Инга Шкелер

-10%
-20%
-20%
-25%
-20%
-25%
-20%
-40%
-40%
-15%
0072144