• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


/ Фото: Андрей Барашко /

Этим материалом AUTO.TUT.BY начинает серию статей, которые должны стать настоящим гидом для тех, кто хочет открывать новые страны на автомобиле. Опытные автопутешественники расскажут о своих лайфхаках для разных стран и городов. Начать мы решили с нашего ближайшего соседа — Литвы. Там есть что посмотреть и где поездить. Андрей Барашко, руководитель портала об отдыхе и путешествиях, делится своим опытом.

Проезжаем границу

На границе с Литвой действуют пять пунктов пропуска: Бенякони, Каменный Лог, Котловка, Привалка, Лоша. В Каменном Логе и Котловке можно воспользоваться услугой электронного бронирования очереди.

— Электронная очередь — это, конечно, удобно, но я все равно предпочитаю делать небольшой крюк, километров тридцать получается, и въезжать в Литву через Котловку. Там маленький переход, без суеты, без большой толпы желающих попасть поскорее на шопинг.

Где заправляться

Цены на топливо в Литве и Латвии постоянно меняются. Например, в апреле средняя цена топлива была такой: бензин АИ-95 — 1,19 евро, АИ-98 — 1,27 евро, дизель — 1,13 евро, газ LPG — 0,55 евро.

— Лучше всего смотреть цены на сайтах в день поездки. Там есть частные маленькие заправки, я им по-белорусски не доверяю. Предпочитаю заправляться на крупных сетях, например, ARIS. Крупные заправки хороши тем, что там есть кафе, чтобы не тратить время на поиски еды в населенных пунктах. Как и все белорусы, перед границей заправляюсь по полной.

Дороги и манера езды

Дороги в Литве бесплатные для легковых автомобилей. Но нужно знать, что транспортные средства категории №1 (фургоны и пикапы, например, Nissan Navara или Toyota Hilux) и M2 (микроавтобусы вместимостью более 8 мест) должны приобрести виньетку. Стоит она 14 евро на 7 дней.

Фото: Андрей Барашко

— Пока в Литве дороги бесплатные, но все движется к тому, что скоро придется за них платить. Главное, что нужно знать, — постоянно появляются новые дороги, которых иногда еще нет в навигаторах, и даже сами местные там блуждают. Например, навигатор еще не показывает новую развязку на выезде из Вильнюса. Поэтому я держусь в правом ряду, еду медленно, чтобы не пропустить поворот или в случае необходимости иметь возможность съехать.

В Литве есть автомагистрали, на которых максимальная разрешенная скорость — 130 км/ч. На автомобильных дорогах ограничение 110 км/ч. На остальных загородных дорогах — 90 км/ч. В городах — 50 км/ч. Есть одно небольшое, но важное уточнение. На автомагистралях и автомобильных дорогах в период с 1 ноября по 31 марта скорость ограничена на уровне 100 и 110 км/ч соответственно.

Фото: Андрей Барашко

— Дороги там узкие, все привыкли к сконцентрированному вождению. Уступают друг другу. Но Литва все же не эталон культурного европейского вождения. Никто не отменял горячих вильнюсских таксистов на тонированных «Шаранах». В городах надо знать, что смена сигналов светофора проходит быстро, между желтым и красным или красным и зеленым почти нет паузы. И тупить на светофорах там не принято.

Допустимая норма содержания алкоголя в крови составляет 0,4 промилле.

Полиция и штрафы

Превышение скорости более чем на 30 км/ч в Литве наказывается лишением прав. Использование радар-детекторов запрещено. Если полицейский его обнаружит — последует штраф (40 евро) и конфискация устройства.

За обгон в запрещенном месте нарушитель заплатит минимум 170 евро.

Разговор по мобильному телефону наказывается штрафом от 60 до 90 евро.

Фото: Андрей Барашко

— Полиция хорошо понимает русский язык. Но более жесткие европейские нормы мешают им заниматься чем-то в стиле «а поговорить». Так что с нарушителями очень строги, штраф выписывают без каких-то колебаний. Мне так показалось, что эта суровость — тренированное чувство. В любом случае лучше не предпринимать попыток «поговорить» и «решить на месте».

В зависимости от нарушения штраф можно уплатить на месте полицейскому или через банк. Следует помнить, что банки в выходные и праздничные дни могут не работать.

— Самое неприятное и дорогое нарушение — это, наверное, превысить скорость. При этом в Литве есть достаточное количество «спонсоров», за которыми можно ехать быстро. Желательно, чтобы это была колонна из нескольких машин, которые «валят» 130−160 по трассе. Но если ты гол как сокол, то дерзить не надо. Однажды ехали компанией по трассе из Вильнюса в Каунас, превысили. Обошлось в сто евро. И могу вспомнить случай, когда у меня полицейские проверили наличие аптечки, огнетушителя, светоотражающего жилета и знака аварийной остановки. Все это должно быть в машине. Но штраф небольшой — до 10 евро.

Парковки в городе

В Вильнюсе парковки в центре города платные с 8.00 до 20.00. Они делятся по цвету на четыре зоны — синяя, красная, желтая и зеленая. Синяя — самая дорогая — 1,80 евро в час, зеленая — 0,30 евро за час. При оплате самой дорогой зоны водитель имеет право парковаться в более дешевых. А вот наоборот — нельзя.

Оплатить можно в паркомате наличными (монетами), через sms или при помощи парковочной карты. При нарушении правил парковки инспектор кладет под щетку квитанцию. Если повезет — можно уплатить на месте, причем сумма будет в два раза меньше — примерно 10−11 евро.

Фото: Андрей Барашко

— Страна маленькая, и местные жители очень ревностно относятся к парковочным местам для инвалидов, возле мусорных контейнеров. Это у нас можно поставить и пойти. Здесь из-за такой парковки последует вызов полиции. А штраф в выходной можно и не заплатить — почта, банки не работают. В Вильнюсе на бульвар Вокичю в выходной день, когда парковка бесплатная, соваться нечего, мест ты там не найдешь. В будний день стоимость парковки может там доходить до 5−6 евро в час.

Поясняющие таблички под знаками «парковка запрещена» или еще какими-то чаще всего будут на литовском языке. Поэтому надо попытаться заранее дома выучить такие слова как «выходной», «будний день» или «рабочие дни» — все те, которые помогут правильно вам понять, что же поясняет табличка. На паркомате может не быть инструкции, как он работает.

Выходные дни — atostogos

Рабочие дни — darbo dienas

Будние — darbo dienomis

— В курортных городах на въезде может взиматься экологический или курортный сбор. Например, в Юрмале по дороге справа есть незаметный кармашек, где ты можешь рассчитаться карточкой или наличными. Поэтому при подъезде к таким городам внимательно смотрите на знаки. В Друскининкае сбор платишь в гостинице. Он небольшой, но его лучше уплатить. Если под стеклом не будет заветной бумажки — штраф неизбежен. Если в отеле квитанцию не дали, лучше попросить самому.

В популярном курорте Паланга парковка платная только в сезон, с 15 мая по 15 сентября. Как и в Вильнюсе, город поделен на зоны, но здесь их три — желтая, красная и зеленая. Час парковки в самой дорогой — зеленой — зоне стоит 1,70 евро. В красной — 1,20 евро и в желтой — 0,60. Отметим, что парковку в зеленой зоне можно оплатить постфактум. Но в этом случае до 12 часов следующего дня необходимо заплатить 12 евро, как за полные сутки.

Связь и интернет

Роуминг в путешествии — удовольствие дорогое, а для уверенной навигации нужен интернет. Поэтому наилучший вариант — приобрести предоплаченный пакет услуг.

— Если заезжаешь больше чем на 2 дня, нужно покупать местную симку с интернетом. Так вы будете получать актуальную информацию о дорогах, ремонтах, пробках. По цене сложно сказать, потому что каждый раз ты натыкаешься на какие-то акции от самых разных операторов. Так что просто по месту выбираете на АЗС приемлемый тариф. 5−10 евро — и получаете симку с интернетом локального оператора. Покупая симку, я ни разу не нашел того же тарифа, что раньше. Так что просто приходите, просите — мне нужен интернет. И вам порекомендуют: вот сегодня лучшие условия у этого оператора. И ты как турист останешься доволен.

Если вы часто путешествуете на автомобиле по Европе и у вас есть полезные советы, которые могут пригодиться другим путешественникам, присылайте письма на адрес pavel.murashka@tutby.com (самые интересные советы мы опубликуем в наших материалах).

-20%
-45%
-30%
-20%
-15%
-25%
-21%
-40%
-35%
0063042