Эксклюзив


Михаил Осипенко / Фото автора /

Почти все владельцы электромобилей в Беларуси живут в частных домах, где так легко поставить машину на зарядку. Жители многоквартирных домов могут только мечтать о специальной розетке под окном. Впрочем, как оказалось, воплотить в жизнь такую мечту никто не мешает. AUTO.TUT.BY встретился с владельцами электромобилей, которые за свой счет возвели экопарковку и зарядку во дворе совершенно обычного «спальника» в пригороде Минска.

Обычная панельная многоэтажка в поселке Лесной (Боровляны), обычный двор, где «мест на всех не хватает». Рядом с трансформаторной подстанцией стоят два электромобиля, кабели которых тянутся к белой колонне — зарядной станции. Официально «зарядка» принадлежит двум владельцам электромобилей Chevrolet Spark и Chevrolet Volt (хотя последний — это подзаряжаемый гибрид).

Фото: Михаил Осипенко
На первый взгляд, двор обычного многоквартирного дома. Живущие в доме владельцы электромобилей обустроили здесь экопарковку с собственной зарядной станцией

— Один из владельцев электромобилей обратился к нам год назад (в апреле 2017 года) с просьбой рассмотреть вопрос о выделении места для установки зарядной станции, — рассказывает председатель ЖСПК «Паралакс» Тамара Муxо́. — На собрании уполномоченных почти все проголосовали за выделение места для двух электромобилей. Люди отнеслись с пониманием к просьбе.

Владельцы электромобилей изначально планировали обустроить экопарковку возле трансформаторной подстанции. Благо рядом с ней находился совершенно пустой пятачок. Всеми вопросами и хлопотами по возведению парковки занимался самый инициативный, а расходы были разделены на двоих.

Фото: Михаил Осипенко
Федор и Алексей разделили расходы на обустройство парковки и монтаж зарядной станции на двоих

«Я стал первопроходцем»

— До меня никто такого не делал. Я первым прошел все процедуры и этапы по установке зарядной станции во дворе многоквартирного дома, — рассказывает Федор Согомонян, владелец Chevrolet Spark. — Хотел, чтобы к установленной зарядной станции никаких вопросов не было ни сейчас, ни в будущем.

Весной прошлого года Федор начал с того, что поинтересовался в товариществе возможностью выделения места под парковку, уточнил стоимость самой зарядной станции и стоимость материалов для обустройства экопарковки. Забегая вперед, отметим, что и плитка для экопарковки, и сама зарядная станция были выбраны белорусских производителей.

Фото: Михаил Осипенко
Уголок для электромобилей в этом дворе нашелся рядом с трансформаторной подстанцией

— Конечно, важнее всего было узнать, возможно ли в принципе официально и легально поставить во дворе зарядную станцию, — говорит Федор.

Справки по этому вопросу наводили у главного инженера районных электросетей, который оказал максимальное содействие.

— Главный инженер сказал, что нет ничего невозможного, и дал полезную консультацию о том, как действовать, — вспоминает Федор. Он отмечает, что со стороны государственных органов и учреждений, в которые он обращался, ни разу не было непонимания и какой-то волокиты по его вопросам.

Фото: Михаил Осипенко
Место для парковки электромобилей сделали экологичным: сквозь проемы в плитке прорастет трава. Экотранспорт и выделенное для него место у других жильцов вопросов не вызывает: машины экологичные, бесшумные, с них ничего не течет и не капает

Точка отсчета в обустройстве зарядной станции во дворе — получение технических условий. Техусловия не выдают гражданам, их могут получить только юридические лица. В данном случае таким лицом выступило товарищество собственников. Районные электросети выдали ТС техусловия на установку электрощитка, к которому будет подключена зарядная станция, и счетчиков (по одному на каждый электрокар). По этим условиям в проектной организации был заказан проект подключения щитка и проект подключения и установки зарядной станции. А затем уже были наняты организации, реализовавшие проект и обустроившие экопарковку.

Фото: Михаил Осипенко
Федор утверждает, что крайне важно правильно оформить документы на обустройство парковки и установку зарядной станции. «Чтобы потом ни у кого не было вопросов и возражений»

— Зарядную станцию мы приобрели у белорусского производителя, частного предприятия «Зона технологий». Причем специально для установки во дворе станция была изготовлена в антивандальном корпусе, для одновременной зарядки двух электромобилей, — рассказывает Федор.

Зарядная станция была приобретена «с запасом на будущее»: каждый ее порт способен выдавать электроэнергию мощностью 22 кВт. Для прокладки в земле был выбран алюминиевый кабель увеличенного сечения, тоже с запасом. На обустройство экопарковки площадью 30 квадратных метров была закуплена плитка «Травница».

Фото: Михаил Осипенко
Зарядная станция произведена белорусским частным предприятием «Зона технологий» (tz-one.by). Причем в индивидуальном порядке — в антивандальном корпусе. Ведь прежде в компанию не обращались за покупкой «зарядки» для установки в открытых дворах. Примененные решения найдут воплощение в других «дворовых зарядках», если на них будут заказы

«На 100 км пробега трачу 1,78 рубля»

— Когда все было готово, мы обратились в «Энергонадзор». Специалист проверил правильность подключения, соответствие монтажа проекту и выдал заключение для «Энергосбыта», — говорит Федор.

«Энергосбыт» подтвердил правильность подключения, выдал свое разрешение, его специалисты опломбировали счетчики и оформили допуск к эксплуатации. Затем владельцам электромобилей выделили тариф на электроэнергию: 14,3 копейки за 1 кВт·ч.

— Тариф отличный. Причем в «Энергосбыте» отметили, что месяца через полтора его пересмотрят в сторону уменьшения. Новый тариф будет специальным, разработанным для владельцев электромобилей, — рассказал Федор.

Для справки: в Инструкцию по определению групп потребителей электрической и тепловой энергии добавлена новая тарифная группа — «Электрическая энергия, используемая станциями электрозарядными стационарными, предназначенными для зарядки электромобилей». Данный тариф закреплен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Минэнерго Республики Беларусь от 25.01.2018 № 10/1 (рег. № 8/32786 от 30.01.2018).

Фото: Михаил Осипенко
Для зарядки электромобилей был выделен приемлемый тариф. Возможно, совсем скоро стоимость электричества для электрокаров снизится, так как разрабатывается специальный тариф

Все оборудование, подключенное к трансформаторной подстанции до счетчиков, находится на балансе товарищества собственников. Все остальное — от счетчиков до зарядной станции — в собственности владельцев электромобилей. Ежемесячно товарищество собственников снимает показания счетчиков и включает расходы на электроэнергию в жировки владельцам электромобилей.

По уже существующему тарифу электромобиль Федора при потреблении 12,5 кВт·ч энергии на каждые 100 км пути «расходует» 1,78 рубля. Расходы на возведение экопарковки с зарядной станцией окупятся довольно быстро.

— Мы Федору не помогали и, пожалуй, даже мешали ему, — признается Андрей Ярцев, главный инженер ТС. — Это ведь был прецедент. Никто такого прежде не делал. Поэтому товарищество кропотливо и тщательно проверяло все документы, контролировало Федора, чтобы потом вопросов не возникло. К тому же очень важно было найти подходящую точку подключения приборов учета к подстанции, чтобы они никак не повлияли на работу другого электрооборудования ТС. Большая работа была проделана с проектантами. Но в результате справились, все получилось.

Во сколько обходится обустроенная парковка для электромобиля

По словам владельцев электромобилей, парковка с зарядкой обошлась им в 5 тысяч рублей. Абсолютно все делалось и закупалось за свой счет. Приблизительная смета на обустройство экопарковки и подключение зарядной станции выглядит следующим образом.

Проект

300 бел. руб.

Зарядная станция на 2 порта по 22 кВт·ч

2500 бел. руб.

Кабель

60 бел. руб.

Счетчики (2 шт.)

250 бел. руб.

Плитка (30 м2)

600 бел. руб.

Монтажные работы и обустройство парковки

1100 бел. руб.

Прочие расходы

200 бел. руб.

Фото: Михаил Осипенко
Вся инициатива обошлась двум владельцам электромобилей в 5 тысяч рублей

Время на обустройство зарядки — 1 год. Быстрее никак?

Федор, будучи первопроходцем в вопросе возведения парковки для электромобилей, отмечает, что подобные хлопоты могут занять гораздо меньше времени.

— Сначала нужно определиться с местом во дворе. Эти вопросы решаются в товариществе собственников. Если согласие получено, то дальше все просто, — уверен Федор. — Получаем технические условия, их готовят 2−3 дня. Закупаем оборудование, плитку, кабель и т.д. По техусловиям делаем проект — это занимает не больше рабочей недели. Пока проект готовится, ищем организацию, которая выполнит монтаж оборудования и обустроит парковку. За пару дней до окончания монтажа и строительных работ можно обращаться в «Энергонадзор», вызывать специалиста для проверки подключения и монтажа, а также оплачивать его услуги. «Энергонадзор» должен проверить, все ли в порядке. Затем отправляемся в «Энергосбыт»: если все в порядке, на допуск счетчиков в общую сеть уходит до одной недели. На этом все — можно пользоваться. Думаю, месяца за полтора или два можно справиться, — подводит итог Федор.

Фото: Михаил Осипенко
По мнению Федора, все этапы согласований, проверок, монтажа и обустройства можно пройти за два месяца

Парень особо отмечает, что никогда в вопросе обустройства парковки с зарядной станцией не пользовался знакомствами или связями. При этом нигде ему не сказали нет и всегда шли навстречу.

Зачем вообще нужна зарядка для электромобиля?

Да, электромобиль можно заряжать и от обычной розетки. Однако никто никогда не разрешит вам вывести простую розетку во двор многоквартирного дома. Это просто опасно. Техусловия, выдаваемые энергосетями, учитывают безопасную эксплуатацию точки подключения электромобиля. Зарядная станция должна быть сертифицированной. В ней, помимо проводов, присутствуют все степени защиты: автоматика, отключающая ее при утечках тока, коротких замыканиях и прочих возможных неприятностях.

Фото: Михаил Осипенко
Зарядная станция — это полностью защищенная от всех опасных факторов «розетка», способная в данном случае питать электромобили током мощностью до 22 кВт

— Бытовая сеть, то есть обычная розетка, выдает ток в 10 ампер. Зарядная станция — ток в 32 ампера, а мой электромобиль может взять максимум 16 ампер. Таким образом, от стационарной зарядной станции мой электромобиль заряжается на 30% быстрее, — объясняет Федор. — К тому же приобретенная нами зарядная станция сможет удовлетворять потребности электромобилей с более емкими батареями, нуждающимися в зарядке более высокой силой тока.

Фото: Михаил Осипенко
Прецедент создан: во дворе многоквартирного дома в пригороде Минска появилась абсолютно легальная зарядка для электромобилей

В общем, все возможно. И владельцами электромобилей в Беларуси могут быть не только хозяева частных особняков, но и жильцы многоквартирных домов. Нужно просто перестать ждать, что все поднесут на блюдечке, и попытаться что-то сделать самому.

-10%
-30%
-33%
-30%
-85%
-20%
-20%
-15%