• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  2. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  3. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  4. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  5. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  6. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  7. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  8. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  9. Что происходит в Беларуси 28 февраля. Онлайн дня
  10. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  11. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  12. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  13. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  14. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  15. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  16. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  17. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  18. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  19. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  20. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  21. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  22. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  23. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  24. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  25. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  26. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  27. В магазинах стало больше зарубежных продуктов. Чиновники придумали, как нанести удар по импорту
  28. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  29. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  30. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах


/

С этого понедельника автобусное сообщение между Новополоцком и Минском ограничивается двумя рейсами с городского вокзала. После того как вступил в силу обновленный закон об автомобильных перевозках, три частные фирмы, осуществлявшие рейсы каждый час, приостановили свою деятельность и поставили на прикол десятки маршруток. Корреспондент TUT.BY, как и многие пассажиры, не смог в этот день уехать в столицу. Зато своими глазами посмотрел, как обновленный закон о перевозках сказался на жизни отдельно взятого города.

Кассир автовокзала: «Такого ажиотажа не припомню»

Вечер понедельника, 26 февраля. У кассы автовокзала плачет женщина — невозможно купить билет, чтобы дочка смогла уехать из города — на праздники не осталось свободных мест. В будний день тоже ничего — все билеты на маршрутку, которая идет в 13.40, уже раскуплены. Кассир даже не может припомнить такого ажиотажа. С трудом удается купить на вторник, но только рейсом из Полоцка на 9.10 утра. Ориентировочно прибывает такая маршрутка в половине второго. По делам уже не успеешь, но хотя бы добраться до столицы.

Перевозчики просят пассажиров помочь и поддержать петицию в их защиту

В итоге сейчас Новополоцк напоминает осажденный город — билетов в Минск из города нет совсем. Люди в группе официальных перевозчиков выражают поддержку частникам и просят подписать петицию в Минтранс. Новый закон больно ударил по всем, кто не имеет машины и вынужден часто выбираться в Минск или Витебск.

Маршрутка доезжает до Минска за 3 часа, автобус — за 5

Новополоцк — молодой город, в котором живет и учится много студентов. Кто-то для поступления выбирает Полоцкий государственный университет, а кто-то стремится в столичные вузы, престиж дипломов которых на порядок выше. Да и кроме студентов хватает пассажиров, которым нужно в столицу или областной центр.

Автовокзал, Новополоцк

До 2003 года возможностей попасть в Минск из Новополоцка было немного, в выходные дни обстановка только обострялась: маршрутка и автобус не вмещали всех желающих. Маршрутка шла почти четыре часа и стоила довольно дорого, автобус был еще дороже и был в пути целых пять с половиной часов. Поэтому появление частного извоза решило проблему, тогда услуги перевозчиков казались просто невероятными: не нужно было заранее идти в кассу за билетом — достаточно было позвонить диспетчеру и забронировать место (отменить поездку можно было так же).

Рейсов на вокзале не так уж и много

Пассажиров забирали прямо с остановок, которые были недалеко от дома, первое время ходили микроавтобусы «Газель», в которых езда до конечной точки назначения длилась всего три часа. Чтобы понять, какой это был космос, представьте себе пятичасовую поездку с плановыми остановками в Лепеле, Бегомле и Плещеницах на стареньком «Икарусе» зимой, где в салоне отчаянно мерзли ноги, а на дорогу тратился весь день.

С тех пор прошло 15 лет, в Полоцке и Новополоцке стали работать несколько фирм, самые большие из которых — «Новый поворот» и «Полоцкий экспресс». Заказы стали приниматься не только онлайн, было создано мобильное приложение, позволяющее бронировать места прямо со смартфона на месяц вперед, а пассажиров развозили новенькие «Спринтер» и «Крафтер».

Расписание полоцкого автовокзала, на Минск совсем не густо

А что автовокзал? Там за 15 лет ничего не изменилось. Например, в столицу так и не ввели ни одного нового прямого рейса. Все те же два маршрута по выходным и один в будний день. Есть вопросы и по цене. Например, у частников доехать до Минска стоит 6−7 рублей. Государственная маршрутка стоит 10 рублей, автобус, который идет пять с копейками часов, — 15 рублей. В будний день ходит только одна маршрутка из Полоцка утром и одна из Новополоцка в обед. И это весь транспорт на востребованном маршруте на два города с населением около 190 тысяч человек.

«Катастрофа — билетов на поезд уже нет, а маршрутки отменили»

Больнее всего ситуация с неработающими маршрутками ударила по тем горожанам, у которых есть дети-студенты, и тем, кто работает или регулярно посещает Минск по делам или для лечения. К тому же, как оказалось, билетов даже на новый поезд Минск — Полоцк (отправляется из Минска в 17.28) нет на несколько месяцев вперед, так что на большие выходные многие домой просто не попадут.

— В столицу ездим очень часто. Дочка учится в Минске. Пока не представляем, как будем добираться. На скоростной поезд Минск — Полоцк билетов не купить, — говорит Юлия Шудейко из Новополоцка. —  Да и время отправления утром из Полоцка весьма неудобное для новополочан.

—  Для меня сервис маршруток не сравним с автовокзалом и ЖД. Во-первых, рейсы каждый час, время в пути — 3,5 часа, это быстро. Во-вторых, удобно, когда тебя забирают с остановки у дома, так как, как правило, едешь с багажом, — поддерживает еще одна жительница Новополоцка Валентина Кленье. — Удобен сервис онлайн-бронирования на сайте и то, что за билетом не надо ехать в кассу, расчет при посадке. Устраивало в маршрутках абсолютно все, поэтому сейчас просто шок. Собиралась ехать 8 марта в Минск, а на сайте информация о приостановке деятельности на неопределенный срок. Что делать — не знаю, на поезде придется ехать на два дня, иначе поездка просто не имеет смысла.

Онлайн-приложение помогало забронировать нужный рейс за 30 суток до поездки

— Очень удобно, когда маршрутные такси ходят каждый час туда и обратно, можно с легкостью распланировать предстоящие дела и приехать в Минск вовремя, — добавляет еще одна горожанка Полина Липко. — Я — только за эти комфортабельные маршрутки, к тому же оснащенные Wi-Fi, что для многих пассажиров немаловажно.

Расписание поездов не самое удобное. Да и чтобы добраться до Полоцка, нужно потратить 30−50 минут

Перевозчики: В исполкоме нам сказали, что спроса на маршрут нет

Еще одни пострадавшие — сами бизнесмены-маршрутчики. В отличие от некоторых своих коллег, они попытались подстроиться под обновленный закон, но пока не получилось.

— Мы были готовы стать на регулярные перевозки и сотрудничать с автопарком, — сразу говорит о проблеме Дмитрий Копылов, работающий в фирме «Полоцкий экспресс». — Но в исполкоме нам заявили, что маршрут Новополоцк — Минск не востребован, маршрутки Минтранса заполняются процентов на 40, поэтому для частников места в этом направлении нет. На это мы привели цифру, что каждый день из Новополоцка и Полоцка в Минск две фирмы «Полоцкий экспресс» и «Новый поворот» отправляют около 40 машин, в пиковые дни — пятницу и воскресенье — это количество увеличивалось вдвое- втрое.

Дмитрий Копылов

Тогда власти взяли паузу: им нужно было провести мониторинг направления, и тогда Витебский исполком согласует квоты с Минском. Когда согласуют квоты, мы не знаем, может, через месяц, может, через два, и явно это будет не 30−40 машин. Чтобы получить эти места, нужно будет еще выиграть конкурс.

Впрочем, это не единственная проблема частных перевозчиков, перераспределение денежного потока в сторону вокзала создает большую проблему:

— У наших коллег, кто работает на регулярных маршрутах, есть проблема с выводом денег. Вся выручка от билетов поступает на автовокзал, и он в первую очередь тратит их на свои нужды, частники получают по остаточному принципу через месяц-два. Для нас это неприемлемо — микроавтобусы нужно обслуживать каждый день, и, если нет поломок, то сумма составляет около трех тысяч белорусских рублей за машину. Где мы возьмем эти деньги?

«У меня пятеро детей, а работы теперь нет»

Инициатива Минтранса больно ударила и по водителям, для которых частные фирмы были единственной работой и источником дохода. Один из них — Александр Моржевский:

Александр Моржевский

— На этой фирме я работаю более двух лет. Большой плюс — стабильность и возможность зарабатывать, сейчас такое не везде встретишь, а когда у тебя в семье пятеро детей, это дорогого стоит. Зарплата на фирме позволяет жить, если тратить с умом. Но сейчас и ее не будет, последний рейс закончил в воскресенье, и теперь работы нет, а значит, и денег не будет.

Дмитрий Капустин, водитель «Полоцкого экспресса», тоже проработал в компании около двух лет и сейчас попал в трудное положение:

Дмитрий Капустин

— В день каждый водитель у нас совершает два рейса: в Минск и обратно, всего около девяти часов в дороге, нарушить режим труда и отдыха с таким графиком невозможно. Для меня перевозки — это единственный источник дохода. В Новополоцке с работой очень плохо, пойти некуда. Поверьте, я теперь часто смотрю объявления о работе и все, что нахожу, — это предложения государственных автопарков с окладом в 300 рублей. Здесь же зарплата сдельно-премиальная и зависит во многом от мнения пассажиров, если отзывы о водителе хорошие, то и премию можно ждать. Нравится в фирме и подход к машинам — за каждым водителем закреплен микроавтобус, который он сам обслуживает. Я в своей машине знаю каждый сантиметр и могу быть уверен, что она не сломается в дороге.

«Нам говорят, что у нас плохие машины. Да они все новые!»

«Пусть эти беспредельщики возят свадьбы, а не пассажиров». Маршрутчики «в законе» о конкурентах

«Если кто-то хочет заниматься нерегулярными перевозками, нет проблем, — занимайтесь. Главная цель закона — обеспечить безопасность пассажиров», — так Минтранс на днях прокомментировал сложившуюся ситуацию. Были названы и цифры нарушений, которые допускают маршрутчики. Но, по мнению перевозчиков, все просто только на словах. На самом деле много подводных камней, о которых вслух чиновники предпочитают не говорить.

— Действительно, никто не запрещает перевозки, но и условия не создают. Мы готовы идти на регулярные перевозки, но, я об том уже говорил, для нас нет квот, — продолжает заочный спор с чиновниками предприниматель Дмитрий Копылов, занятый в перевозках Минск — Полоцк.

Автопарк «Полоцкого экспресса», только свежие машины

— Нас обвиняют в том, что мы ездим на неисправной технике. Но лично у нас весь автопарк новый: микроавтобусы «Мерседес Спринтер» 2013−2016 годов, только две машины 2009 года, — продолжает перевозчик. — А вот транспорт государственный мы часто видим у обочины — потому что ломается. И часто бывает так, что именно мы подбираем пассажиров и довозим их до города, законом пока это было не запрещено. Что касается не пройденного техосмотра и аварий, то здесь часто смешивают грузовые и пассажирские перевозки. Но если грузовые еще могут выехать без ТО, то мы — нет. У нас сразу бы отозвали лицензию, а кто хочет разориться?

Что касается нарушений правил дорожного движения, то мы это жестко пресекаем. У нас тоже на каждой машине стоит GPS-трекер и на большинстве — электронный ограничитель скорости — не больше 90 км/ч. Распечатки с цифровых тахографов мы делали, и после нескольких предупреждений нерадивых водителей увольняем. К слову, одного такого водителя, которого мы уволили, в автопарке приняли с распростертыми объятиями.

-20%
-20%
-50%
-70%
-10%
-20%
-30%
-5%
-33%
-43%
0072142