В «Белнефтехиме» считают, что белорусские цены на автомобильное топливо нужно уравнять с российскими, которые сейчас выше на 7−11%. Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса рассказал AUTO.TUT.BY, почему растет стоимость бензина и какой она должна быть.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

— Цены на топливо в разных странах формируются по-разному. Например, в США цена на топливо невысока, но там акцизы и налоговая составляющая очень низкая. А вот в странах Балтии другая политика ценообразования — там достаточно высокая стоимость налогов, соответственно, и цена на топливо выше, — сказала эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса Татьяна Маненок. —  В Беларуси цена на нефтепродукты формируется по-другому. Это не рыночная схема, в первую очередь — это административное ценообразование. Автомобильное топливо в Беларуси считается социальным товаром, и изменение стоимости этой позиции чувствительно для населения и для всей экономики, потому что резкое повышение цены отразится на инфляции и социальном настроении общества, чего белорусские власти стремятся не допустить.

Тем не менее эксперт считает, что повышение цены на топливо оправдано, особенно учитывая тот факт, что в последнее время рост его стоимости заметно отстал от роста цены на нефть.

— В конце прошлого года цены на нефть заметно повысились — в прошлом году и мировые цены за баррель нефти поднялись в среднем на 10 долларов — до 53 долларов за баррель. В Беларуси на цену на топливо влияет минимальная маржа АЗС, и с каждым годом она снижается. Львиная доля составляющей цены топлива — цена нефти и налоги.

При принятии решения о повышении цен на нефтепродукты во внимание принимается также финансовое состояние белорусских НПЗ.

— Белорусские заводы покупают российскую нефть в валюте, эта нефть дорожает, к тому же они авансируют покупку, следовательно, им нужно больше денег, чтобы закупать сырье. В условиях, когда растут цены на нефть и НПЗ ведут масштабную модернизацию, другого варианта, кроме как повышать цены на автомобильное топливо, нет. Хотя для Беларуси это такой тонкий механизм, который должен учитывать цены соседних стран, фактор транзитных автомобильных перевозок.

Татьяна Маненок отметила, что в РФ стоимость топлива выше, чем в Беларуси, и это несмотря на то, что страна нефть не импортирует и цены тоже контролируются правительством.

— Для нас важно, чтобы стоимость топлива в Беларуси была чуть ниже, чем в России. Потому что через нас движется транзитный автотранспорт и надо, чтобы он заправлялся на белорусских АЗС.

Белорусское правительство жестко регулирует вопрос цены на автомобильное топливо. Поэтому эксперт считает, что поднять цены на топливо на 23% никто не позволит, «но какое-то повышение необходимо».

— Не стоит забывать, что сегодня оба белорусских НПЗ проводят масштабные программы по модернизации, стоимость которых для каждого завода превышает миллиард долларов. Заводам нужны деньги, хорошая экономика, чтобы можно было обслуживать кредиты.

Эксперт не берется прогнозировать, насколько повысятся цены на топливо. «Конечное решение принимает президент. Но не думаю, что новая цена будет сильно раздражать наших автомобилистов», — резюмировала Татьяна Маненок.

Отметим, что замечание концерна о том, что цены на белорусских АЗС по сравнению с соседними ниже справедливо. Вот как выглядели цены на топливо в октябре прошлого года.

В случае, если цена на топливо вырастет на эти «23%», то цены на заправках будут выглядеть следующим образом: АИ-92 будет стоить 1 рубль 46 копеек; АИ-95 — 1 рубль 56 копеек; АИ-98 — 1 рубль 69 копеек и литр дизеля (при цене литра 1 рубль 29 копеек)— 1 рубль 58 копеек.

В этом случае цена на топливо окажется на уровне цен в Украине, но ниже стоимости топлива в Польше, Литве и Латвии.

-27%
-50%
-70%
-20%
-10%
-15%
-20%