Поддержать TUT.BY
144 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Кого государство назвало причастными к террористической деятельности после выборов-2020? Инфографика
  2. Задержан глава партии БНФ Григорий Костусев
  3. На какие курорты из Беларуси у туроператоров этим летом запланированы полеты?
  4. Теплое начало недели, а потом — похолодание. Прогноз погоды на ближайшие дни
  5. Врача-невролога Руслана Бадамшина уволили — в день выхода из СИЗО он пришел на работу позже
  6. Euronews прокомментировал прекращение вещания в Беларуси
  7. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  8. Можно ли отсрочить климакс? Гинеколог отвечает на важные вопросы
  9. На основателей Фонда солидарности BYSOL завели уголовное дело
  10. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  11. Начался суд по делу о наезде BMW на силовиков 11 августа. Водителю грозит до 25 лет тюрьмы
  12. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  13. Как река превращается в море. Большая вода на Полесье
  14. Бывшая жена Ивана Вабищевича: «Когда увидела интервью Вани о нашем расставании, у меня был шок»
  15. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  16. Сколько стоит тур на море в этом году и где можно отдохнуть в Беларуси? Интервью с экспертом туризма
  17. На картодроме в Стайках открыли сезон. На гоночном треке соревновались на время и Tesla, и УАЗ Patriot
  18. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  19. Мининформ прекратил вещание телеканала Euronews в Беларуси
  20. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  21. «Ура, Гагарин в космосе!» Как дети на «гродненском космодроме» запустили в небо мини-копию ракеты
  22. Тысячи сотрудников «Нафтана» и «Гродно-Азота» могут не получить допуск к работе по медицинским показаниям
  23. Уголовные дела на руководителей BYSOL и исчезновение Александра Федуты. Что происходило 12 апреля
  24. С 13 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  25. Самые теплые, крепкие и дешевые стены: сравнили газосиликат, керамзитобетон и керамические блоки
  26. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  27. Врач рассказывает, по каким симптомам узнать пневмонию
  28. «Ребенок неудачно упал и оказался в коме». История Веры, которая работает в детском хосписе
  29. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов
  30. Белорусов стали массово приглашать на вакцинацию от коронавируса. Узнали, как проходит процедура


/ Фото: Инга Шкелер /

Самое популярное направление для предновогоднего шоппинга у белорусов — соседняя Польша. Накануне католического Рождества AUTO.TUT.BY выехал в пункт пропуска «Брест» и посмотрел, что везут перед праздниками в своем багаже автомобилисты и пассажиры автобусов, а также узнал, выгодными ли были «закупы».

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

«Проходят тысячи авто в сутки»

В пятницу после обеда накануне католического Рождества перед шлагбаумом на Варшавке не было ни одной машины — редкое зрелище. А вот в сторону Беларуси автомобили двигались беспрерывно. В основном все машины, пересекающие границу, — с белорусскими номерами. Изредка проезжают авто с кодом PL — польские гости.

— Те, кто возвращается в Беларусь, как правило, утром ехали в польские магазины, закупились, а сейчас едут обратно. А вот автомобилей на выезд действительно не очень много: ведь рабочий день еще не закончился, — объясняют нам сотрудники таможни. — После 17.00 машин и маршруток здесь станет больше. И завтра, в субботу, желающих выехать в Польшу будет много — ведь это, пожалуй, единственный выходной день перед Рождеством, когда можно сделать покупки на рынке и в «склепах».

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Пропускной пункт «Брест» — самый большой на белорусской границе, через который двигаются легковушки, маршрутки и туристические автобусы. В страну автомобили въезжают по двум зеленым и восьми красным коридорам. По нормам здесь могут проезжать туда-обратно по 1350 транспортных средств в сутки, но таможенники нередко оформляют больше машин. Однако от этого очередь из белорусов, желающих выехать в Европу, меньше не становится.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

— Летом у нас был рекорд: в сутки пропустили 2300 автомобилей в одну сторону, а обычное дело — это около 2000 транспортных средств. Причем машины и автобусы едут не только брестские — из всех областей Беларуси. Сейчас поток машин меньше, чем в отпускной период, но к Новому году их будет больше — типичная ситуация, мы к ней готовы, — отметили на таможне.

«Не можем мы пропустить в «исключительных случаях»

Нарушители встречаются на границе постоянно. Чаще всего это те, кто не укладывается в нормы по весу и стоимости провозимых товаров, везут ограниченные и запрещенные к провозу предметы — культурные ценности, наркотические и психотропные вещества. Нередко в багаже белорусов таможенники находят мясо, колбасу, фрукты и овощи, которые должны пройти фитосанитарный и ветеринарный контроль.

— С мясными изделиями надо становиться в красный коридор и предъявлять их на контроль ветеринару. Если готовая продукция весом не более 5 килограммов произведена в эпизоотически благополучной стране, в заводской упаковке, на которой есть вся информация о продукте — товар ввезти в Беларусь разрешат. Но если эти нормы не соблюдаются — продукция должна быть возвращена в Польшу, оставить ее на границе нельзя.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Конечно, автомобилисты нерадостно воспринимают новость о том, что им придется возвращаться обратно. Некоторые пытаются уговорить таможенников и ветврача «смилостивиться и пропустить», хватаются за сердце.

— Ну не можем мы «в исключительном случае» их пропустить, таких случаев, знаете сколько! А тем, кому становится «плохо», предлагаем вызвать скорую прямо на границу.

«Платим деньги и не считаем, все равно в Польше все дешевле»

Пока мы общались с таможенниками, на въезд в Беларусь то и дело прибывали новые автомобили и автобусы. Больше машин становилось в красные каналы: в каждом из восьми коридоров — по три легковушки.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Почти все автомобилисты в обоих каналах — брестчане. Как правило, ездят в Польшу они регулярно, нормы по весу и стоимости перевозимых товаров уже давно «выбрали», поэтому багажники их были полупустыми и даже пустыми.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

— Я очень часто мотаюсь в Польшу, мне нельзя много товара везти, — объяснил водитель синего седана, стоящего в зеленом коридоре. Все его покупки уместились на заднем сиденье авто.

Мужчина купил несколько небольших пакетов фруктов и овощей — «для дочки» и метровую искусственную елочку.

— Не знаю, дешевле, чем в Беларуси, мои покупки или нет — на цены особо не смотрю. Хотя в Польше все дешевле — можно не считать.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

За ним на универсале стоит брестчанка Анна с приятельницей. Подруги «крутанулись» в соседний Тересполь всего на пару часов. За это время девушки успели купить товары для дома, бытовую химию и подарки детям на Новый год.

— Людей в магазинах очень много, белорусов хватает. Это и понятно — покупать там дешевле, чем у нас, а если еще и на акцию попадешь — то вообще выгодно получается. Вот я купила детскую игру: шарики скатываются по горкам, стоила она 30 злотых (около 17 рублей), у нас наверняка дороже будет стоить.

Продукты Анна не везла, говорит, хоть они в Польше и дешевле, но есть много запрещенных к провозу товаров. Мясо и колбасы девушка также никогда в Польше не покупает — «европейские невкусные, наши гораздо лучше».

— Я перед Новым годом обязательно еще один будний день выберу и съезжу в Польшу — не всем же еще подарки куплены! Да и среди недели очередей на границе почти нет, поэтому поездка не превращается в мучение.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Тем временем в красном коридоре выгружают крупногабаритные покупки водитель и пассажир микроавтобуса.

— Купил два стеклопакета. Я дом строю, и на это много денег уходит, поэтому приходится экономить. Если получается, то стройматериалы из Польши везу. А выгода есть: у нас одно окно стоит 500 долларов, а у соседей — всего 200. Только на двух окнах 600 долларов сэкономили! — рассказал автомобилист Сергей.

Перед поездкой мужчина уточнял, сможет ли он беспошлинно провезти свою покупку, поэтому, перевешивая товар на границе, не волновался — обойдется без дополнительных трат.

— К сожалению, новогодние подарки уже не мог купить — был бы перевес, поэтому пока обойдусь без них. Мне кажется, 50 килограммов — слишком маленькая норма. Я ж не перепродавать везу — для себя, и так приходится три месяца выжидать, чтобы в следующий раз побольше покупок сделать для стройки.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BYФото: Инга Шкелер, TUT.BYФото: Инга Шкелер, TUT.BYФото: Инга Шкелер, TUT.BYФото: Инга Шкелер, TUT.BYФото: Инга Шкелер, TUT.BY
Фото: Инга Шкелер, TUT.BY
Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Мы так и не заметили машин, доверху заполненных покупками. Редко автомобилисты везли и новогодние товары: шары, гирлянды и елки. Основные покупки — техника, средства для стирки, товары для дома, игрушки, алкоголь.

В багаже пассажиров, приехавших на рейсовых автобусах, был такой же ассортимент товаров.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BYФото: Инга Шкелер, TUT.BY
Фото: Инга Шкелер, TUT.BY
Фото: Инга Шкелер, TUT.BY
Фото: Инга Шкелер, TUT.BY
Фото: Инга Шкелер, TUT.BY
Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

— Ой, да не большие у меня сумки, что вы! — кивнула на три объемных пакета из польских Biedronka и Auchan женщина. — Они легкие, почти невесомые. Там у меня джинсы, купила за 60 злотых (около 30 рублей), штаны для мужа, конфеты, несколько пачек кофе, еще что-то по мелочи. Раньше было выгоднее ездить, а сейчас из-за курса не очень хорошо получается закупиться. Вот кто технику покупает или много товаров везет — тогда да, получается намного дешевле.

«Заплати за топливо, страховку, потеряй время в очереди. Сомнительная выгода»

В очереди на досмотр стоят две девушки с небольшими рюкзаками. После учебы одна из них осталась жить и работать в Германии, а вторая — в польской столице.

— Везем какие-то презенты близким да личные вещи. Эти безумные закупки с огромными сумками не для нас — мы отвыкли от этого уже, живем совсем в другом мире… Смотрим на это сейчас с недоумением.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

В пункте пропуска мы встретили и других белорусов, скептически относящихся к заграничным шоп-турам.

— Сейчас ценник выровнялся, не очень-то и выгодно ехать, учитывая стоимость топлива, страховки и время, потерянное в очереди. Люди просто привыкли туда столько лет кататься и делают это по инерции, — высказался водитель паркетника Георгий. — Я недавно покупал у нас резину на машину, а потом посмотрел, сколько она стоит в Польше — почти одинаковая цена! Даже если бы я вернул ваты, то все колеса обошлись бы мне дешевле всего на 20 долларов! Сомнительная выгода…

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

— Мы полтора месяца работали в Польше — собирали деревянные дома. Заработали денег, а сейчас едем домой. Никаких покупок не делали — невыгодно тянуть оттуда, за то время, что были в Польше, мы все изучили, — поделились информацией белорусские строители.

— Верно парни говорят, — кивнул головой водитель старенького микроавтобуса. — Раньше я и сам возил людей в Тересполь. А сейчас желающих все меньше и меньше — нормы же ввели! А если технику покупать, большую сумму денег надо сразу отдать. Зачем, если в Беларуси можно в рассрочку все купить, так тебе ее в придачу в квартиру прямо доставят…

-20%
-20%
-90%
-10%
-20%
-50%
-15%
-30%
-30%
-30%