• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  2. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  3. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  4. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  5. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  6. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  7. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  8. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  9. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  10. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  11. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  12. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  13. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  14. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  15. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  16. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  17. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  18. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  19. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  20. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  21. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  22. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  23. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  24. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  25. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  26. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  27. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  28. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходит в Беларуси 28 февраля
  29. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  30. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах


/

В июне на рынке пассажирских перевозок Бреста появился новый крупный игрок — российский сервис заказа автотранспорта «Максим». Компания предлагает клиентам установить на смартфоны приложение, через которое можно заказать такси — по цене ниже брестской среднерыночной. По сути, это такси, по документам — нет. Де-юре «Максим» — это информационный сервис, который просто продает за комиссию заказы перевозчикам. У компании нет своего автопарка и техслужбы, но есть водители, которые установили себе на телефоны их приложение и развозят клиентов. Работают на свой страх и риск — без лицензии, обязательного техосмотра два раза в год, страховки, «продувки» на алкоголь перед выходом на линию, опознавательных знаков, таксометра и терминала. Легальные перевозчики говорят: если ситуация не изменится, им придется закрыться — не будет ни клиентов, ни водителей.

В Бресте первый заказ «Максим» выполнил 10 июня 2017 года. До этого в городе развернулась активная рекламная кампания по привлечению водителей. Жителей города с личными автомобилями заманивали простой и понятной схемой сотрудничества: установи приложение и работай — сколько хочешь и когда хочешь.

— Брестский рынок такси до недавнего времени был стабилен. На нем были представлены только легальные перевозчики, которые работают по всем правилам: техосмотр два раза в год, страховка обязательная, страховка на пассажира, лицензия, проверки медиками и механиками до выхода на линию, путевой лист. Придя сюда, этот оператор пытался привлечь к себе всех, кого только возможно. И была создана схема по вовлечению огромного количества людей в нелегальный бизнес, — объясняет TUT.BY директор Protaxi Андрей Якусик, чья служба такси легально работает в Беларуси.

Если автомобиль кандидата подходит под требования компании, на телефон владельца устанавливается приложение, через которое будут поступать заказы. Далее все работает по знакомой схеме: пассажир через приложение заказывает машину, водителю поступает соответствующее уведомление, он его принимает и отправляется по вызову. Поездку клиент оплачивает наличными, а компания затем снимает с электронного кошелька водителя заранее оговоренный процент от стоимости заказа — за пользование услугой.

— Они зарабатывают на продаже заказов. Например, заказ стоит 5 рублей — они заработают 20% от этих пяти рублей. Все остальные деньги идут перевозчику. Размер процента (который получает компания) варьируется от 0 до 20, — рассказывает Андрей Якусик.

Корреспондент газеты «Брестский курьер» Алексей Голиков проводил журналистское расследование, во время которого через «Максим» установил на свой смартфон их приложение. В беседе с TUT.BY он рассказал, что для этого ему понадобилось предоставить компании документы на свою 30-летнюю Mazda, паспорт и водительское удостоверение. И всё. Состояние его транспортного средства, наличие таксометра, терминала, плафона или опознавательных знаков никого не интересовало. Согласно устной договоренности, первые три месяца с него не снимали комиссию за пользование сервисом. Алексей успел выполнить только один заказ, при этом не взял с пассажира деньги, чтобы не нарушать закон. После этого его аккаунт заблокировали.

Объявления о поиске водителей для «Максим» до сих пор висят на подъездах в Бресте

«Что получается? Недобросовестная конкуренция»

Новых клиентов компания привлекает выгодными ценами на поездку. Например, 6 километров пути от улицы Леваневского в Бресте до Дворца водных видов спорта обойдутся в 2,4 рубля. При этом у официального перевозчика — 3,5 рубля.

— Они приходят, рушат цены, дают рекламу, привлекают к перевозкам всех кого угодно: легальных, нелегальных, кладут на лопатки те службы такси, которые уже есть, — а затем поднимают цены на свои услуги. Есть уже отзывы в интернете по другим городам, — говорит Андрей Якусик.

В ряде регионов России деятельность службы такси «Максим» была запрещена судом по искам прокуратур. Суд запретил работу сервиса в Благовещенске, Карачаево-Черкессии, Татарстане и Вологде. Против службы заказа такси «Максим» выступили в Рязанской области и Алтайском крае, сообщает РБК.

В октябре суд в Иркутске запретил такси «Максим» нанимать водителей без разрешения на перевозки. Сотрудники прокуратуры выяснили, что ООО «Максим-Иркутск» не гарантирует безопасность перевозки и исполнимость заказа, что противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей» на получение необходимой и достоверной информации о транспортных услугах, пишет портал сиб.фм. Компания не согласилась с таким решением, назвала обвинения голословными и заявила о намерении обжаловать постановление.

В Беларуси «Максим» пока работает. При этом не только в Бресте, но и в Витебске, Барановичах и Могилеве. Не исключено, что вскоре сервис появится и в других регионах страны.

По словам Якусика, конкурировать с «Максим» легальные службы такси не могут «из-за высоких издержек»:

— «Легалы» раз в полгода проходят техосмотр, оплачивают медика, механика. Плюс таксометр, который нужно купить и обслужить, плюс система контроля налоговых органов. (…) Нелегалу не нужно ничего: взял смартфон, установил приложение, активировал и получил заказ. При этом клиентам не выдается ни чеков, вообще ничего. Создается ситуация, когда легальному перевозчику проще закрыться и уйти полностью в тень. (…) Схема нормальная, и не стоило бы на ней фокусироваться, если бы они работали в легальном поле. Если бы они несли точно такие же постоянные затраты, как и легальный перевозчик. А так что получается? Недобросовестная конкуренция. (…) Все, кто несут постоянные затраты (легальные перевозчики. — TUT.BY), уже чешут голову и пока живут Новым годом — касса хорошая — а дальше говорят: «Посмотрим. Смысл нам все это оборудование вешать?».

Низкие цены «Максим» отбирают у «легалов» клиентов, а выгодные условия сотрудничества — водителей. Они уходят из официальных фирм, устанавливают приложение и работают нелегально, чтобы исключить лишние траты. Не пугает даже перспектива получить штраф и лишиться автомобиля за незаконную предпринимательскую деятельность.

— Когда пришел «Максим» и стало по 30−40 машин у них одновременно на линии, пошел провал по заказам у легальных перевозчиков. Компании двух моих партнеров просто закрылись — водители перешли работать в «Максим», — резюмировал Андрей Якусик.

Ответ «Максима»

В Бресте под маркой «Максим» работает ООО «Информационные базы данных перевозок». Представитель компании Алексей Тетерев на просьбу TUT.BY прокомментировать ситуацию посоветовал обратиться в головной офис предприятия в Кирове.

В ответе на запрос TUT.BY представители российской организации подчеркнули, что «Максим» не нанимает водителей на работу: ни легальных, ни нелегальных.

— Это противоречит нашей бизнес-модели. «Максим» — это информационный сервис, который оказывает услуги таксопаркам и независимым перевозчикам. В начале работы мы подробно консультируем потенциальных партнеров о требованиях законодательства Республики Беларусь, об ответственности за нарушение закона. Партнеры сервиса обязуются соблюдать законодательство и получают доступ к базе заказов, — говорится в ответе из пресс-службы компании.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Автомобили легальных перевозчиков оборудованы в соответствии с законодательством. Фото использовано в качестве иллюстрации. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В головном офисе сообщили: водители — пользователи приложения платят компании комиссию за каждый выполненный заказ, а низкая стоимость поездки объясняется «оптимизацией и сокращением издержек».

«„Максим“ использует современные информационные технологии, позволяющие соединять водителей и пассажиров, которые находятся ближе всего друг к другу. В результате сокращаются холостой пробег и расходы на топливо, снижается себестоимость перевозок. Когда цена доступная, появляется больше желающих уехать. Водители выполняют заказы по пути: берут новый заказ рядом с местом, где завершили предыдущий. Когда цена поездки высокая, водители стоят в ожидании заказов, ездят за редкими пассажирами на другие концы города, тратя впустую время и топливо. Эти расходы закладываются в цену, и возникает замкнутый круг. Более низкая цена услуги позволяет пассажирам использовать такси для повседневных поездок, а водителям эффективнее работать и больше зарабатывать».

«В 100% случаев вызова такси через приложения приезжали нелегалы»

Транспортную инспекцию по Брестской области завалили жалобами на нелегальные перевозки пассажиров с применением различных информационных сервисов заказа такси. Во время совместных с налоговиками проверок выяснилось, что в 100% случаев вызова такси через приложения приезжали нелегалы.

Фото: AUTO.TUT.BY
Фото из архива использовано в качестве иллюстрации

«Каждый „легальный“ перевозчик несет дополнительные затраты, связанные с получением страховки на пассажиров, прохождением дважды в год государственного технического осмотра транспортного средства и другими процедурами, позволяющими соблюдать права пассажиров. У нелегального перевозчика этих обязанностей нет. Он не покупает страховку на пассажира, не платит налоги, не заключает договоров с пассажирами на перевозку. В связи с вышеизложенным стоимость перевозки у нелегального перевозчика может быть не сильно дешевле, чем у таксиста, но при этом нелегальный перевозчик безнаказанно нарушает интересы своих клиентов, которыми являются пассажиры. Массовое использование нелегальными перевозчиками различных информационных сервисов заказа такси также приводит к созданию неблагоприятных условий на рынке легальных перевозок пассажиров, так как увод денежных средств в тень не позволяет легальным перевозчикам вкладывать необходимые средства для развития своего бизнеса», — поясняют TUT.BY в Транспортной инспекции по Брестской области.

-20%
-15%
-11%
-5%
-30%
-20%
-10%
-5%
-20%
0072144