• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Эксклюзив


/

В июне на рынке пассажирских перевозок Бреста появился новый крупный игрок — российский сервис заказа автотранспорта «Максим». Компания предлагает клиентам установить на смартфоны приложение, через которое можно заказать такси — по цене ниже брестской среднерыночной. По сути, это такси, по документам — нет. Де-юре «Максим» — это информационный сервис, который просто продает за комиссию заказы перевозчикам. У компании нет своего автопарка и техслужбы, но есть водители, которые установили себе на телефоны их приложение и развозят клиентов. Работают на свой страх и риск — без лицензии, обязательного техосмотра два раза в год, страховки, «продувки» на алкоголь перед выходом на линию, опознавательных знаков, таксометра и терминала. Легальные перевозчики говорят: если ситуация не изменится, им придется закрыться — не будет ни клиентов, ни водителей.

В Бресте первый заказ «Максим» выполнил 10 июня 2017 года. До этого в городе развернулась активная рекламная кампания по привлечению водителей. Жителей города с личными автомобилями заманивали простой и понятной схемой сотрудничества: установи приложение и работай — сколько хочешь и когда хочешь.

— Брестский рынок такси до недавнего времени был стабилен. На нем были представлены только легальные перевозчики, которые работают по всем правилам: техосмотр два раза в год, страховка обязательная, страховка на пассажира, лицензия, проверки медиками и механиками до выхода на линию, путевой лист. Придя сюда, этот оператор пытался привлечь к себе всех, кого только возможно. И была создана схема по вовлечению огромного количества людей в нелегальный бизнес, — объясняет TUT.BY директор Protaxi Андрей Якусик, чья служба такси легально работает в Беларуси.

Если автомобиль кандидата подходит под требования компании, на телефон владельца устанавливается приложение, через которое будут поступать заказы. Далее все работает по знакомой схеме: пассажир через приложение заказывает машину, водителю поступает соответствующее уведомление, он его принимает и отправляется по вызову. Поездку клиент оплачивает наличными, а компания затем снимает с электронного кошелька водителя заранее оговоренный процент от стоимости заказа — за пользование услугой.

— Они зарабатывают на продаже заказов. Например, заказ стоит 5 рублей — они заработают 20% от этих пяти рублей. Все остальные деньги идут перевозчику. Размер процента (который получает компания) варьируется от 0 до 20, — рассказывает Андрей Якусик.

Корреспондент газеты «Брестский курьер» Алексей Голиков проводил журналистское расследование, во время которого через «Максим» установил на свой смартфон их приложение. В беседе с TUT.BY он рассказал, что для этого ему понадобилось предоставить компании документы на свою 30-летнюю Mazda, паспорт и водительское удостоверение. И всё. Состояние его транспортного средства, наличие таксометра, терминала, плафона или опознавательных знаков никого не интересовало. Согласно устной договоренности, первые три месяца с него не снимали комиссию за пользование сервисом. Алексей успел выполнить только один заказ, при этом не взял с пассажира деньги, чтобы не нарушать закон. После этого его аккаунт заблокировали.

Объявления о поиске водителей для «Максим» до сих пор висят на подъездах в Бресте

«Что получается? Недобросовестная конкуренция»

Новых клиентов компания привлекает выгодными ценами на поездку. Например, 6 километров пути от улицы Леваневского в Бресте до Дворца водных видов спорта обойдутся в 2,4 рубля. При этом у официального перевозчика — 3,5 рубля.

— Они приходят, рушат цены, дают рекламу, привлекают к перевозкам всех кого угодно: легальных, нелегальных, кладут на лопатки те службы такси, которые уже есть, — а затем поднимают цены на свои услуги. Есть уже отзывы в интернете по другим городам, — говорит Андрей Якусик.

В ряде регионов России деятельность службы такси «Максим» была запрещена судом по искам прокуратур. Суд запретил работу сервиса в Благовещенске, Карачаево-Черкессии, Татарстане и Вологде. Против службы заказа такси «Максим» выступили в Рязанской области и Алтайском крае, сообщает РБК.

В октябре суд в Иркутске запретил такси «Максим» нанимать водителей без разрешения на перевозки. Сотрудники прокуратуры выяснили, что ООО «Максим-Иркутск» не гарантирует безопасность перевозки и исполнимость заказа, что противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей» на получение необходимой и достоверной информации о транспортных услугах, пишет портал сиб.фм. Компания не согласилась с таким решением, назвала обвинения голословными и заявила о намерении обжаловать постановление.

В Беларуси «Максим» пока работает. При этом не только в Бресте, но и в Витебске, Барановичах и Могилеве. Не исключено, что вскоре сервис появится и в других регионах страны.

По словам Якусика, конкурировать с «Максим» легальные службы такси не могут «из-за высоких издержек»:

— «Легалы» раз в полгода проходят техосмотр, оплачивают медика, механика. Плюс таксометр, который нужно купить и обслужить, плюс система контроля налоговых органов. (…) Нелегалу не нужно ничего: взял смартфон, установил приложение, активировал и получил заказ. При этом клиентам не выдается ни чеков, вообще ничего. Создается ситуация, когда легальному перевозчику проще закрыться и уйти полностью в тень. (…) Схема нормальная, и не стоило бы на ней фокусироваться, если бы они работали в легальном поле. Если бы они несли точно такие же постоянные затраты, как и легальный перевозчик. А так что получается? Недобросовестная конкуренция. (…) Все, кто несут постоянные затраты (легальные перевозчики. — TUT.BY), уже чешут голову и пока живут Новым годом — касса хорошая — а дальше говорят: «Посмотрим. Смысл нам все это оборудование вешать?».

Низкие цены «Максим» отбирают у «легалов» клиентов, а выгодные условия сотрудничества — водителей. Они уходят из официальных фирм, устанавливают приложение и работают нелегально, чтобы исключить лишние траты. Не пугает даже перспектива получить штраф и лишиться автомобиля за незаконную предпринимательскую деятельность.

— Когда пришел «Максим» и стало по 30−40 машин у них одновременно на линии, пошел провал по заказам у легальных перевозчиков. Компании двух моих партнеров просто закрылись — водители перешли работать в «Максим», — резюмировал Андрей Якусик.

Ответ «Максима»

В Бресте под маркой «Максим» работает ООО «Информационные базы данных перевозок». Представитель компании Алексей Тетерев на просьбу TUT.BY прокомментировать ситуацию посоветовал обратиться в головной офис предприятия в Кирове.

В ответе на запрос TUT.BY представители российской организации подчеркнули, что «Максим» не нанимает водителей на работу: ни легальных, ни нелегальных.

— Это противоречит нашей бизнес-модели. «Максим» — это информационный сервис, который оказывает услуги таксопаркам и независимым перевозчикам. В начале работы мы подробно консультируем потенциальных партнеров о требованиях законодательства Республики Беларусь, об ответственности за нарушение закона. Партнеры сервиса обязуются соблюдать законодательство и получают доступ к базе заказов, — говорится в ответе из пресс-службы компании.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Автомобили легальных перевозчиков оборудованы в соответствии с законодательством. Фото использовано в качестве иллюстрации. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В головном офисе сообщили: водители — пользователи приложения платят компании комиссию за каждый выполненный заказ, а низкая стоимость поездки объясняется «оптимизацией и сокращением издержек».

«„Максим“ использует современные информационные технологии, позволяющие соединять водителей и пассажиров, которые находятся ближе всего друг к другу. В результате сокращаются холостой пробег и расходы на топливо, снижается себестоимость перевозок. Когда цена доступная, появляется больше желающих уехать. Водители выполняют заказы по пути: берут новый заказ рядом с местом, где завершили предыдущий. Когда цена поездки высокая, водители стоят в ожидании заказов, ездят за редкими пассажирами на другие концы города, тратя впустую время и топливо. Эти расходы закладываются в цену, и возникает замкнутый круг. Более низкая цена услуги позволяет пассажирам использовать такси для повседневных поездок, а водителям эффективнее работать и больше зарабатывать».

«В 100% случаев вызова такси через приложения приезжали нелегалы»

Транспортную инспекцию по Брестской области завалили жалобами на нелегальные перевозки пассажиров с применением различных информационных сервисов заказа такси. Во время совместных с налоговиками проверок выяснилось, что в 100% случаев вызова такси через приложения приезжали нелегалы.

Фото: AUTO.TUT.BY
Фото из архива использовано в качестве иллюстрации

«Каждый „легальный“ перевозчик несет дополнительные затраты, связанные с получением страховки на пассажиров, прохождением дважды в год государственного технического осмотра транспортного средства и другими процедурами, позволяющими соблюдать права пассажиров. У нелегального перевозчика этих обязанностей нет. Он не покупает страховку на пассажира, не платит налоги, не заключает договоров с пассажирами на перевозку. В связи с вышеизложенным стоимость перевозки у нелегального перевозчика может быть не сильно дешевле, чем у таксиста, но при этом нелегальный перевозчик безнаказанно нарушает интересы своих клиентов, которыми являются пассажиры. Массовое использование нелегальными перевозчиками различных информационных сервисов заказа такси также приводит к созданию неблагоприятных условий на рынке легальных перевозок пассажиров, так как увод денежных средств в тень не позволяет легальным перевозчикам вкладывать необходимые средства для развития своего бизнеса», — поясняют TUT.BY в Транспортной инспекции по Брестской области.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-50%
-20%
-20%
-30%
-12%
-30%
-20%
-20%
-20%
0058817