/ Фото: Инга Шкелер /

Многие стремятся стать настоящими автомобилистами с водительскими правами, но не у всех это сразу получается. Накануне Дня автомобилиста AUTO.TUT.BY встретился с 30-летним Алексеем. Несмотря на то, что управлять автомобилем он умел уже в подростковом возрасте, сдача экзаменов на получение прав у парня затянулась на несколько лет, а заветную корочку он получил после более чем десяти испытаний в ГАИ. «Ну и что ж, со всяким бывает! Зато я хороший водитель, даже двигатель автомобиля сам разберу и соберу. Так что День автомобилиста — мой праздник», — оптимистично говорит Алексей.

AUTO.TUT.BY обращает внимание, что управление транспортным средством без прав незаконно и может обернуться непоправимыми последствиями для водителя, пассажиров, пешеходов и других участников дорожного движения.

Нарушение наказывается штрафом от 5 до 20 базовых (ст. 18.19 КоАП РБ). Повторное нарушение этой статьи грозит штрафом от 20 до 50 базовых величин. Такую же ответственность понесут и доверившие авто «бесправнику».

С начала года в Беларуси по вине «бесправников» погибли 8 человек, еще 39 получили ранения.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

От общения с харизматичным и обаятельным Алексеем даже у самого грустного человека обязательно поднимется настроение: с первых своих слов парень заряжает позитивом.

— Я холеричный оптимист и всегда настроен на положительное решение любых, даже самых трудных вопросов, — заявил Алексей корреспонденту. Впрочем, в жизни у парня все так и происходило.

В детстве и подростковом возрасте парень был сорвиголова, шебутной и компанейский. Настолько ему нравилось общаться с друзьями, что он даже «забил» на учебу и бросил школу.

— Сперва я вдоволь набегался и нагулялся. А в 2006-м, когда мне было 20 лет, я подумал: как так жить, даже без среднего образования? И пошел доучиваться в вечернюю школу, а параллельно работал.

В это время родители Алексея задумали поменять место жительства: из Минска переехать в частный дом в Воложинском районе. «Деревня, свежий воздух — это все, конечно, хорошо. Но как я буду добираться на учебу и работу?» — поинтересовался парень у родных. На семейном совете решили, что надо покупать машину, а Алексея отправлять на водительские курсы.

Хотя на тот период Алексей уже умел ездить на машине — благодаря отцу, который был кандидатом в мастера спорта по кольцевым автогонкам, он и познакомил сына с азами управления авто.

— Еще до переезда мы купили Rover 200 и оформили его на меня. Сперва на машине ездил мой отец, а потом начал ездить я, хоть водительских прав у меня и не было.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

— Уже на первое практическое занятие в автошколе приехал на своей машине. Припарковался прямо возле учебного Opel и перед изумленным инструктором пересел к нему, — смеется парень. — На следующие занятия часто подвозил однокурсников, с которыми учился. А наши инструктора по практике даже устраивали между собой тотализатор: делали ставки, чей курсант быстрее проедет всю площадку. Мой ставил все время на меня и все время выигрывал.

Алексей говорит, что проблем с учебой в автошколе у него не возникало — все шло гладко. И внутренние экзамены, теорию и практику, он сдал с ходу. А вот сдача экзаменов в ГАИ затянулась надолго. Теорию Алексей сдал без единой ошибки, на площадке успешно сделал диагональную парковку и эстакаду, а вот с поездкой по городу не получилось.

— В учебный маленький Opel Corsa сел очень крупный дядька, который принимал вождение в городе. Такому богатырю в машинке было очень тесно, его левая нога почти соприкасалась с рычагом переключения передач, — вспоминая, смеется Алексей.

Тронулся с места Леша нормально, с первой передачи переключился на вторую, а потом — резко на третью, да так, что рычагом «вмазал» инструктору прямо по коленке.

— Он аж фыркнул в этот момент! Наверное, ему было очень больно, и он на меня обиделся. А потом вдруг машина ни с того ни с сего заглохла возле остановки! Подозрительно, как будто кто-то бросил сцепление! Но я сам этого не делал!

Впрочем, Алексей не винит в заглохшем двигателе ушибленного инструктора, говорит, «может, и сам чего недосмотрел».

— Написал он мне, что я создал аварийную ситуацию, а потому экзамен не сдал. Все удивились, что я, имея такой стаж вождения, мог не сдать экзамен! Но я сам себе сказал: ладно, с кем не бывает, сдам в следующий раз.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Следующий раз Алексею из-за районной прописки пришлось сдавать практический экзамен уже в Молодечно.

— Молодечно я не знал, и город меня удивил: дорожные знаки там были не такие, как в Минске: малюсенькие, раза в два меньше.

Вторая попытка сдать вождение в городе у Алексея провалилась: «не разобрался с организацией движения и сделал ошибку». Да и третья оказалась провальной: курсант пересек еле видный после зимы отрезок сплошной разметки.

— Три попытки сгорели. Теперь мне надо было начинать сдачу экзаменов уже с площадки, — говорит парень. — Но на полтора месяца я уехал в Латинскую Америку, поэтому попытки сдать на права были отложены на некоторое время.

Алексей говорит, что, находясь в чужой стране, он запросто садился за руль и управлял автомобилем без прав. А если его останавливала полиция, то дело решали 10 долларов, которые он давал полисмену.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY— Возвратился в Беларусь зимой и решил поехать на площадку в ГАИ сдавать экзамен. Оказалось, что три месяца, отведенные на это, прошли и мне надо сдавать не только вождение, но и теорию!

«Занимал очередь в два часа ночи у ГАИ, чтобы попасть на экзамен»

Сделать это в Молодечно в 2008-м оказалось непросто: в ГАИ приезжали проходить экзамены на получение водительских прав жители нескольких районов. Желающих было так много, что им приходилось занимать очередь с ночи.

— Люди приезжали в два часа ночи и занимали очередь для того, чтобы попасть в класс для сдачи экзамена по теории ПДД. Было холодно, на лавочке не посидишь. Народ, скрючившись, спал в машинах, а в 8.00 шел на экзамен. Многие, в том числе и я, после этого еще ехали на работу.

Алексей предпринял около пяти попыток сдать теоретический экзамен, все они были провальными.

— Как я ни штудировал книгу по ПДД, в ГАИ обязательно попадались какие-то каверзные вопросы, на которые я не смог ответить, хотя дома на все отвечал. Может быть, бессонные ночи в очереди так сказывались?

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Время шло, Алексей познакомился со своей будущей женой Светланой, они уже переехали в Минск и стали жить вместе, а получить водительские права у него так и не получалось.

— Несколько раз я ездил сдавать экзамен со Светой. Она у меня была как ангел-хранитель: если сидит рядом, то гаишник никогда не остановит машину. А если я один, то обязательно инспектор встретится, влепит штраф и машину заберет на штрафплощадку.

Иногда Алексея на дороге останавливал один и тот же инспектор, который, смеясь, говорил парню: «Да сдай ты уже на права, а то только на штрафы работаешь».

В какой-то момент Алексей ощутил полную опустошенность и усталость от этих многочисленных попыток, что решил: «Ну и пусть, раз так, то буду ездить без прав и платить штрафы!».

«Ехал по гаражам и балдел: какое же счастье!»

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Полтора года Алексей ездил на машине, не имея прав управления, и не делал попыток, чтобы их получить. Впрочем, его друзья нормально к этому относились, никто по этому поводу не шутил и не насмехался.

— Ребята знали, что я нормально вожу машину. Они без страха могли доверить мне свой автомобиль, например, после какой-нибудь вечеринки. К тому же я не употребляю алкоголь, поэтому мне, пусть и бесправнику, доверяли руль. Да, был риск, что гаишники мне дадут штраф, но зато друзья оставались с правами.

Через некоторое время у Алексея стало очень много уходить денег на машину: само содержание авто обходилось в копеечку, так еще уплата штрафов, которых с каждым днем становилось все больше и больше, плюс необходимо было платить за хранение авто на штрафплощадке.

— Решил: все, хватит. Загнал машину в гараж и закрыл. Я же в Минске тогда уже жил: на работу добираться близко, машина особенно и не нужна была. Зато какая экономия!

И все же Алексей признался: неоднократно его «ломало» от желания сесть за руль авто, приходилось собирать волю в кулак и не позволять себе этого.

— Единственное, что я тогда себе мог позволить: поездить на машине около гаражей. Я тогда помогал своему знакомому чинить машины, а он мне давал их покататься, чтобы прогреть. Ехал мимо гаражей и балдел: для меня это было большое удовольствие, и даже счастье!

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

«Соберись, сколько же можно!»

Три года Алексей практически не управлял автомобилем, а в 2014-м парень вдруг затосковал по рулю. Но снова ездить без прав и нарушать не хотел: он стал взрослее и рассудительнее, хотелось какого-то спокойствия, да и размер штрафов значительно подрос, выкидывать на ветер деньги парню не хотелось, тем более тратить их было на кого — в семье подрастала дочка. 

— Я уже был снова с минской пропиской, поэтому пошел в ГАИ на улицу Семашко. Решил: попробую сдать теорию. На четыре вопроса ответил, а еще два сразу завалил. Начал над этим работать.

Неделя сидения над ПДД, еще одна попытка — и снова «не сдал». «Значит, мало учил, буду еще», — сказал себе Леша, а через две недели он снова был в ГАИ.

— Помню, на восемь вопросов ответил правильно, осталось два. Ох, как было страшно! Посидел, подумал и нажал: девятый вопрос — правильно! Десятый — да!

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Алексей признался: когда увидел на мониторе заветную зеленую надпись «экзамен сдан», его всего затрясло-заколотило: за столько лет наконец-то был успех.

— А вот площадку после этого сдать я не мог еще с двух попыток. После чего решил: возьму-ка я несколько уроков у инструктора.

Инструктор Вадим за три занятия отшлифовал водительские навыки Алексея так, что после них все упражнения на площадке парень сдал. А вот город — опять провал.

— Взял еще один час у инструктора и снова приехал сдавать город. Говорил себе: соберись, сколько же можно!

Рулить Алексей поехал на проспект Дзержинского: машин в этот час было много, а инструктор, принимающий экзамен, командует: «На разворот».

— Я развернулся, проехал еще немного. Он мне говорит: останавливайся. Я думаю, что опять я не так сделал? А инструктор мне подписывает бумажку и говорит: «Сдал».

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

От радости Алексей чуть было не кинулся обнимать инструктора.

— Говорю ему: спасибо, спасибо! А этот мужчина смотрит на меня удивленно, наверное думает: чего это он? Меня всего трясло, я хватал воздух ртом, меня наполняли эмоции. Были чуть ли не слезы на глазах! Пожал руку инструктору и выскочил из машины!

Первому о своем успехе Алексей рассказал лучшему другу Антону, а жене решил сообщить лично.

— Но не удержался и позвонил ей. Кричу: «Я сдал, завтра права получать!» А она мне не верит!

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

— Права мне выдали с «блатным» номером — 117 799. Это за все мои неудачи, — улыбается Алексей.

Уже три года он свободно ездит по дорогам, не боясь случайно наткнуться на инспектора ГАИ.

— ПДД я не нарушал раньше, не нарушаю и сейчас. Хотя одна запись в талоне у меня все же появилась: ехал по городу, солнце слепило, и не заметил ограничение скорости 40. А тут как раз гаишник. Ну что ж, пришлось отвечать.

Алексей считает себя хорошим водителем, а количество попыток сдачи экзаменов на получение прав на это качество мало влияет.

— Есть народное мнение, что если человек долго не сдает на права, то ему это не дано, и надо после энного количества попыток вообще не выдавать им права. Отчасти я с этим согласен. Возможно, если будут такие строгости, люди будут лучше готовиться к экзаменам и получится сдавать быстрее.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

— Вот у кого бы я забирал права, так это у «учителей» и лютых гонщиков. Этих людей на дорогах быть не должно, — уверен автомобилист. — А вообще, хочется, чтобы все на дороге стали добрее и не забывали включать поворотники. Ведь агрессии у нас в жизни хватает, а за рулем надо получать удовольствие.

-20%
-30%
-50%
-10%
-20%
-51%
-15%
-20%
-10%