109 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  2. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  3. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  4. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  5. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  6. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  7. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  8. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн дня
  9. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  10. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  11. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  12. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  13. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  14. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  15. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  16. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  17. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  18. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  19. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  20. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  21. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  22. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  23. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  24. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  25. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  26. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  27. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  28. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  29. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  30. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга


/

Житель Кобрина Александр Кравчук в 2011 году купил в Германии «газовый» Volkswagen Touran. Пять лет спустя он ехал в Минск поменять старые баллоны на новые, но на заправке в Барановичах один из установленных заводом баллонов взорвался. Оторвавшийся элемент автомобиля перебил мужчине ногу: в итоге ампутация ниже колена. Следователи в возбуждении уголовного дела отказали — «за отсутствием состава преступления». «Я как законопослушный гражданин выполнял все правила, получил травму — и в итоге никто за это не ответил», — сетует Александр.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
В результате взрыва Александру ампутировали ногу. Он провел пять месяцев в больницах

Александр купил машину в 2011 году. По объявлению в интернете нашел подержанный Volkswagen Touran 2006 г. в. на заводском газу. Правда, автомобиль был в Германии. Купил, пригнал Touran в Беларусь и, пока не получил допуск, ездил на бензине.

— Я заехал на станцию, проверил баллоны. Мне выдали сертификат, я по нему заправлялся и проходил техосмотр.

В 2013 году у Александра возникли мелкие проблемы с автомобилем — и водитель приехал в сервисный центр брестского «Атлант-М Запад». Проблему устранили, а через год жителю Кобрина позвонили из компании-дилера и сообщили, что по акции могут бесплатно поменять в его Touran баллоны.

— Звонили из Бреста, но сказали, что для замены нужно ехать в Минск в «Атлант-М Сухарево». Я приехал, они осмотрели машину, заказали подходящие баллоны, а когда те пришли, мне позвонили, чтобы я подъехал — заменили два задних из четырех.

После обслуживания у Александра на работу автомобиля нареканий не было. В мае 2016 года он прошел полное освидетельствование газобаллонного оборудования, а в июле ему вновь позвонили из компании-дилера и предложили заменить два оставшихся баллона. Договорились на 16 августа. В тот день Александр посадил в машину жену, сына и поехал в Минск. По дороге решил заехать на заправку в Барановичах.

— Я высадил жену и сына и пошел заправлять баллоны. Помню, что меня позвала жена, я повернулся и тут «ба-а-а-ам» — и все. Открываю глаза — и понять не могу: то ли вокруг меня пыль, то ли в глазах туман. Сознания не терял. Просто упал на спину, приподнялся, смотрю, на джинсах кровь. Подумал: «Ну, все. Наверное, ноги уже нет». Ко мне подбежали, вызвали скорую. <…> Я подумал, что превысили давление в баллонах — бывало, что перекачивали. Тогда еще сообразил: обязательно, чтобы давление в баллонах проверили. Когда ко мне в больницу следователь пришел, я у него спросил про баллоны, а он мне сказал, что их «стравили» в целях безопасности.

Фото: 112.by
Фото: 112.by

По словам Александра, взорвался один из «старых» баллонов, который как раз должны были в тот день заменить.

В больницах мужчина провел пять месяцев: ему ампутировали ногу ниже колена, дали бесплатный белорусский протез и вторую группу инвалидности.

«Несвоевременно обнаруживаются очаги коррозии»

«Газпром Трансгаз Беларусь» провел по факту взрыва служебное расследование. По выводам комиссии, оборудование в момент заправки работало штатно, а вот к состоянию разрушенного баллона были вопросы: «…выявлены коррозия металла, расслоение металла, множественные раковины, отсутствие лакокрасочного покрытия».

Фото: 112.by
Фото: 112.by

В обстоятельствах произошедшего разбирались барановичские следователи. По их мнению, «непосредственной технической причиной взрыва, наиболее вероятно, могли послужить: уменьшение прочности корпуса (коррозия материала корпуса, механические повреждения — трещины, сколы и т.п.), неисправность газового оборудования, механическое воздействие на корпус непосредственно в момент, предшествующий взрыву (удар по баллону, падение).

Наиболее вероятной причиной беды сам Александр считает коррозию баллона. О том, что у некоторых моделей «газовых» VW существует такая проблема, говорится и в ответе СООО «Атлант-М Восток» на запрос следователей: «…на определенных моделях автомобилей Volkswagen вследствие недостаточной эффективности проводимых проверок газобаллонной системы несвоевременно обнаруживаются очаги коррозии на газовых баллонах».

Фото: 112.by
Фото: 112.by

Резонно встал вопрос: а могли ли заметить дефект сотрудники центра, которые проверяли баллоны в Touran Александра в мае 2016 года? Однако и тут есть нюанс: момент образования ржавчины во время экспертизы определить не удалось — невозможно в принципе: «Скорость коррозии одного и того же металла в различных условиях может в десятки и даже сотни раз отличаться по своей величине».

Тем не менее, следователи опросили Евгения Игнатюка, директора ООО «Автоперспективацентр», на котором производилось освидетельствование баллонов. В своих показаниях он отмечает, что во время осмотра следов ржавчины или других дефектов не обнаружил, правда, признал, что «нарушил технологию проведения технического освидетельствования — не демонтировал баллоны и не проверил их под давлением с водой… ввиду того, что баллоны визуально были в отличном состоянии… а я знал, что заводом-изготовителем срок очередного освидетельствования указанных баллонов дается до 20 лет».

Позже директор предприятия свои показания поменял: мол, осмотром газового оборудования занимаются непосредственно работники предприятия, и к этому вопросу он не имеет никакого отношения. Кто из работников проводил осмотр, сообщить не смог.

В возбуждении уголовных дел было отказано.

В действиях директора ООО «Автоперспективацентр», который проводил осмотр баллонов, не нашли объективных данных, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении им своих служебных обязанностей.

В возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ОАО «Газпром Трансгаз Беларусь» также было отказано за отсутствием в их действиях состава преступления.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Еще два случая в Минске

Автомобиль Александра — не единственный, который пострадал из-за коррозии баллона. В феврале 2017 года аналогичный случай произошел на заправке в Минске: в Volkswagen Touran 2008 г. в. разорвался один газовый баллон. В ходе проверки выяснилось, что машина не обслуживалась в дилерском центре с 2011 года. В мае на минской заправке вновь разорвался баллон в VW Touran. К счастью, в обоих случаях никто не пострадал.

Проблему признал и Volkswagen. В августе 2016 года компания объявила, что отзывает около 30 тысяч автомобилей, работающих на CNG (сжатый природный газ), в Европе для того, чтобы заменить их газовые баллоны: мол, они не могут быть должным образом проверены на предмет коррозии, сообщал Reuters.

Компания подчеркнула, что дефекты есть на некоторых автомобилях Caddy, Passat и Touran, произведенных в период с 2006-го по 2010 год, и баллоны на них должны быть заменены бесплатно. В июле 2016-го компания уже отозвала некоторые модели Touran по той же причине.

Баллоны в VW Александра СООО «Атлант-М Восток» — дилер VW — менял по акции, «объявленной заводом-изготовителем». Она, говорят здесь, бессрочная: «Пока все автомобили не заменятся, будет действовать».

Сейчас в «Атлант-М Восток» рассматривают вопрос о выделении Александру безвозмездной спонсорской помощи. Как пояснил TUT.BY потерпевший, ему присылали из компании договор на 2 тысячи белорусских рублей.

Как сообщили TUT.BY в ОАО «Газпром Трансгаз Беларусь», после происшествия в Барановичах и разрыва баллона VW Touran в феврале этого года в Минске на АЗС сети снизили давление заправки с 19,6 МПа до безопасных 16 МПа (именно такое использовалось для автомобилей, подпадавших под акцию концерна VAG по замене баллонов).

«Может быть, пойдут на мировую»

Александр обжаловал решение районных следователей в прокуратуру и областное управление СК. Первое решение отменялось — и материал направлялся на дополнительную проверку. Однако итог был тем же — никто не виноват. А без виноватых не может быть речи о компенсации затрат на лечение и возмещение морального вреда.

Сейчас мужчина готовит претензию, которую направит в головной офис Volkswagen в Германии.

— Насколько мне известно, там ни одного судебного процесса по этому поводу не было. Может быть, пойдут на мировую.

Иск в белорусский суд

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов Наталья Морозова пояснила TUT.BY, что Александр Кравчук также может обратиться в белорусский суд с иском о защите прав потребителя.

— В суде может быть установлено, что взрыв произошел по вине производителя, либо была оказана некачественная услуга дилерским центром, а возможно, виновно предприятие, которое проводило сертификацию. Тогда с виновного лица можно будет взыскать моральный вред, возмещение средств на лечение (протезирование), а также стоимость восстановительного ремонта автомобиля или его полную стоимость в случае гибели. Также суду следует выяснить, не нарушены ли правила эксплуатации автомобиля и оборудования самим потребителем.

В соответствии со ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потребителя, а вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

-10%
-20%
-12%
-5%
-11%
-40%
-26%
-30%