Поддержать TUT.BY
67 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Силовики противостоят спонсируемой из-за рубежа революции». Эксперты о протестах у нас и в РФ
  2. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  3. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  4. Судят соратников Тихановского, но его самого в суд не вызывают. Чем это грозит политзаключенному?
  5. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  6. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  7. Минское «Динамо» обыграло дома «Северсталь». Это третья подряд победа «зубров»
  8. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  9. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  10. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  11. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  12. Погода на неделю: циклон «Ларс» принесет в Беларусь снег, мокрый снег и дождь
  13. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  14. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  15. А протесты — врозь. Почему Путин не будет гулять с автоматом и в России не запретят синие трусы
  16. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  17. В 2020 году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  18. Поддержать TUT.BY может каждый. Вот простой и полезный способ
  19. Тайна, которую хранили 30 лет. Белоруска узнала, что мать всю жизнь скрывала: она ей не родная
  20. Провалы в памяти и догадки свидетелей. В Могилеве продолжают судить главу отделения Белгазпромбанка
  21. Провели неделю с Samsung Galaxy S21 Ultra за 3849 рублей и вот какие плюсы и минусы мы заметили
  22. На вторник и среду синоптики объявили оранжевый уровень опасности
  23. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  24. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  25. Максим Знак остается в СИЗО, Игорь Лосик прекратил голодовку. Что происходило в Беларуси 25 января
  26. ВНС как «торжество демократии», Путин — о дворце и протестах, чудо пенсионера и минус 55 кг — все за вчера
  27. Игорь Лосик остановил голодовку после более чем 40 дней
  28. Лукашенко чиновникам про биометрические паспорта: Даже двойки нельзя вам поставить по защите персональных данных
  29. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  30. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания


/ Фото: Инга Шкелер /

Полтора года назад минчанин Александр сел на свой новенький VW и уехал в Вильнюс — жить и работать. С собой мужчина забрал жену и двоих детей. «Литва — это свобода! Хотя здесь я не останусь, но и в Беларусь не вернусь», — говорит он. Александр рассказал AUTO.TUT.BY, как он живет в литовской столице и ездит на авто с белорусскими номерами, почему его не останавливает дорожная полиция и почему среди литовцев дорогое авто — не показатель благосостояния человека.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Из связистов в программисты

Мы встретились с Александром в небольшой кофейне торгового центра «Акрополис» в Вильнюсе. Мужчина с ходу отказался фотографироваться, бросив шутливо: «Я суеверный, боюсь, что сглазят мою удачно складывающуюся жизнь».

Александру 33 года, из которых он всего три года работает в сфере IT, полтора из них — в частной литовской фирме. Причем профильного образования у парня нет, только среднее специальное, после колледжа связи, поэтому получать профессиональные навыки ему пришлось самостоятельно.

— Лет с 18-ти и почти до 30-ти я работал инженером в сфере телекоммуникаций, но меня всегда тянуло в системное администрирование и веб. Когда мне было около 30-ти, я решил поменять род деятельности и стать программистом, — рассказал Александр.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

На тот момент в жизни у Саши было все стабильно: заработок плюс подработка приносили доход не меньше тысячи долларов, которых хватало на содержание квартиры, старенького Citroen Xantia и обеспечение всем необходимым жены и трехлетней дочки. По сути, многие люди были бы вполне довольны достигнутым и не стремились что-то изменить, но Александр поступил иначе.

— Купил ноутбук и после работы начал изучать другое направление — веб-разработку. Конечно, минимальные знания у меня были, но не такие, чтобы устраиваться в серьезную фирму.

За год Александр так «прокачал» себя, что его приняли на работу в одну из ведущих минских IT-компаний. Зарплата новичка была всего 600 долларов — меньше, чем раньше, но парня это не пугало. Александр проработал в новой должности чуть больше года, а потом, почувствовав в себе уверенность, решил уволиться и найти новую работу, но уже не в Беларуси.

— Знаю, что о профессии айтишника мечтают многие белорусы, но они считают, что это что-то из разряда несбыточного. Ничего подобного: если есть желание, то человек может самостоятельно всего добиться. Если уделять обучению три часа в день, то через год можно устроиться на работу в IT-компанию.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Некоторое время Александр поработал на литовскую компанию удаленно, а потом по рекомендации знакомого нашел работу веб-разработчика в фирме в Вильнюсе, которая готова была взять его в штат.

— Вильнюс мне подходил: близко к родине, к тому же нет языкового барьера. Тогда у меня было уже двое детей: дочке — почти пять лет, сыну только исполнился годик, жена в декретном отпуске. Не хотелось оставлять семью, поэтому стояла задача перевезти в Литву и их.

Александр начал уже паковать чемоданы, как вдруг подвернулась возможность заменить 17-летний Citroen на новое авто, но для этого надо было поехать в Россию.

— В 2016 году, когда в России скакал курс рубля, я подумал: надо пользоваться моментом и купить новую машину. В Москве купил Volkswagen Jetta, который сейчас в пересчете на доллары стоит дороже процентов на 70.

В Литву — для старта

На новом авто с белорусскими номерами Александр и отправился в Вильнюс, где снял за почти 400 евро двушку в новом доме, куда чуть позже перевез свою семью.

— Моим доходом на новом рабочем месте я очень доволен. Денег вполне хватает для того, чтобы достойно жить семье из четырех человек. Позволить себе мы можем больше, чем в Беларуси. При этом расходы на питание и одежду у нас примерно такие же, как и в Минске. Больше уходит на коммуналку: помимо уплаты денег за аренду, еще около 80 евро — коммунальные платежи, зимой они чуть больше.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Жить в Вильнюсе Александру нравится, говорит, что только там почувствовал себя совершенно свободным человеком.

— Но я не собираюсь пускать корни в Литве, хотя можно было и ипотеку на жилье взять под небольшой процент. В моих планах — получить побольше опыта и переехать в более благополучную страну, хотя бы в Германию.

В этом году дочка Александра пошла в первый класс вильнюсской школы. Супруга не работает — присматривает за сыном и занимается домашним хозяйством.

— Жене с детьми приходилось мотаться на электричке из Литвы в Беларусь и обратно: необходимо соблюдать визовые формальности. Машину она не водит, поэтому ездит на общественном транспорте.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

А вот сам Александр, получивший литовское ПМЖ, на родину не возвращался ни разу: не отпускала работа.

«И по десять лет полиция не останавливает авто»

В литовской столице Александр эксплуатирует свой VW постоянно, ежедневно наезжает около 50 км.

— За все время меня ни разу не остановила дорожная полиция! Да и полицейских машин в Вильнюсе не видно. Местные автомобилисты говорили, что если ты ездишь и не нарушаешь ПДД, то тебя и десять лет никто на дороге не остановит, разве что вечерами в пятницу и субботу — в эти дни проводятся рейды. После Беларуси для меня это удивительно: у нас ведь милиция на каждом шагу, а ГАИ останавливает водителей, даже если они ничего не нарушают. Признаюсь, в Минске на меня это очень давило.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Но встретиться с дорожной полицией Александру один раз все же пришлось: в его машину сзади врезался автомобиль и повредил бампер.

— У меня есть «зеленая карта», купленная в Литве. Кстати, стоит она гораздо дешевле белорусской: для иностранных авто всего 20 евро на месяц против белорусской за 30 евро за две недели. Я не знал, как себя вести в случае ДТП, и на всякий случай вызвал полицию. Инспектор даже права мои не посмотрел, спросил, есть ли страховка, и сказал заполнять декларацию — документ типа белорусского европротокола.

Отремонтировали VW Александра в дилерском центре — его авто еще на гарантии. Заменили бампер за неделю, страховой компании это стоило 1500 евро, причем никаких проволочек с выплатой не возникло.

— Интересно, что некоторые услуги в фирменном автоцентре стоят дешевле, чем, например, в центре города. Взять хотя бы мойку: у дилера я мою машину за 6 евро, а на мойке возле ТЦ Ozas эта же услуга обойдется уже в 15 евро.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Александр уже легко ориентируется на вильнюсских развязках и дорогах.

— Это на первый взгляд они кажутся сложными. Но пару раз стоит проехать — и становится ясно, что все очень разумно и понятно сделано. Я каждый день за рулем: отвожу дочку в школу, езжу на работу, по магазинам.

Белорус отметил, что литовские водители какие-то спокойные и учтивые, не в их правилах подрезать и «учить» соседа по полосе.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

— Не знаю, может быть, это связано с тем, что машина у меня на белорусских номерах (все думают, что приезжий и его надо простить): водители пропускают, даже если я по незнанию поворачиваю не с той полосы, никто истерично не сигналит. Даже в плотном потоке дают возможность перестроиться.

Дорогие парковки и большие ямы

Отмечая положительные моменты, Александр остановился и на негативных: его удивляет состояние вильнюсских дорог.

— Часто вижу большие ямы, которые надо объезжать. Причем не ремонтировать их могут несколько недель. Это можно заметить, только когда ездишь по одной и той же дороге постоянно. Замечаешь глубокую и большую яму — объезжаешь. Через неделю едешь в том же месте — а яма как была, так и осталась. После Минска, где дороги ремонтируют быстрее, это очень режет глаз.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY
Почти все придорожные парковки в Вильнюсе платные. Припарковать авто во дворе жилого дома халявщики не смогут — почти все въезды туда закрыты

— А еще в Вильнюсе почти все парковки платные, стоят дорого — до 2,5 евро за час. Минск к этому еще приходит, а здесь это норма. Даже подземная парковка в жилых домах — платная, стоит около 30 евро в месяц. Но зато житель дома гарантированно найдет место для стоянки своего авто.

Александр периодически ездит на каршеринговом авто или вызывает машину через Uber (здесь он раза в полтора дороже минского).

— Эти услуги в некоторых случаях обходятся дешевле, чем если ехать на своей машине, а потом оплачивать парковку.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY
Стоимость этого Fiat из каршеринга — 6 евро в час

— Но я всегда просчитываю, на чем ехать: если на дорогах пробки, то предпочитаю Uber. А если пробок нет и расстояние от точки до точки я проеду быстро, то пользуюсь каршерингом — он стоит тут от 6 до 8 евро за час.

А вот такси «от борта» Александр никогда не берет: перевозчики значительно завышают цены.

— Встречая жену на железнодорожном вокзале, все время вижу там одних и тех же таксистов, которые предлагают довезти до аэропорта за 10 евро, хотя эта поездка на Uber обойдется в 3 евро. Поэтому землякам, планирующим поездки в Вильнюсе на такси, советую вызывать машину по телефону или через приложение — тогда точно никто не обманет.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY
Некоторые парковки в вильнюсских дворах выглядят так. И так же, как в Минске, — под лобовым стеклом номер телефона водителя

«Жена получит права — куплю ей машину»

В ближайшее время супруга Александра планирует пойти на курсы подготовки водителей категории В, после чего муж купит ей новый автомобиль.

— Конечно, не знаю, как она получит права, — сдать экзамены тут труднее, чем в Беларуси. Требования к испытаниям будущих водителей существенно отличаются.

Александр признался, что сам недавно менял белорусские права на литовские, отчего пришлось немного помучиться.

— Здесь при обмене прав нужно тоже сдавать экзамен! Вождение я сдал только с третьей попытки! — смеется Саша. — Первый раз скорость превысил, второй раз ехал, наоборот, слишком медленно (здесь это считается нарушением для опытных водителей). А в третий раз сделал все как надо.

— Сейчас присматриваем, на какой марке и модели остановиться. Думал, может, взять электромобиль — для их владельцев много льгот: бесплатные парковки и заправки, разрешено двигаться по полосе для общественного транспорта. Тестировали и другие авто, на ДВС, а также гибридные. Но вопрос пока остается открытым.

Наш герой рассказал, что новым авто в Литве уже давно никого не удивишь: практически любой работающий человек может себе позволить автомобиль D-класса.

— Возможность купить авто из салона у людей тут благодаря лизингу от 1,5% годовых — не удержишься от того, чтобы купить нормальную машину.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Поэтому в Вильнюсе нередко можно увидеть, как из дорогой машины выходит человек совершенно непрезентабельной внешности, в растянутых трениках. Вполне может оказаться, что работает он, например, продавцом в супермаркете.

-40%
-20%
-40%
-10%
-10%
-25%
-20%
-25%
-15%