• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. По ценам на 62 товара и 50 медпрепаратов ввели жесткие ограничения
  2. «Падумаў, што савецкі пятак». В сквере в центре Минска нашли клад
  3. Что сулит Беларуси арест украинской «трубы», которую в 2019 году купил Воробей?
  4. 200-й день протестов, письма из тюрьмы и видео с силовиками за 11 августа. Что произошло 24 февраля
  5. Поставщики сообщили о сложностях у еще одной торговой сети
  6. В Беларуси признали экстремистским телеграм-канал NEXTA-Live. Авторы поменяли название, а суд снова запретил
  7. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  8. «Оставила их, а они уже грустят, вздыхают». О чем из СИЗО пишет Катерина Борисевич
  9. Четвертый день суда над журналисткой TUT.BY и врачом БСМП. Похоже, допрос свидетелей завершен
  10. «У моей дочери нет мимики. Она не может закрыть рот». История матери, чья дочь живет с миопатией
  11. Врачи назвали самые типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не допускаете ли их вы
  12. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает
  13. Когда будут арестовывать авто, а когда — забирать права на время: новое в ПИКоАП для водителей
  14. Переговоры Лукашенко и Путина в Сочи длились 6 часов. И это единственное достижение?
  15. У кого на стопе появляется «шишка»? Врач — о вальгусной деформации первого пальца
  16. До 25 лет лишения свободы. Начался суд над водителем, который прокатил на капоте гаишника
  17. БФСС рассказал, почему МОК может запретить белорусским спортсменам выступать под госфлагом
  18. В Гомеле снова осудили водителя, который пьяным насмерть сбил детей, отсидел, выпил — и снова насмерть сбил
  19. Семь ИТ-компаний из Беларуси попали в список ста лучших аутсорсеров мира
  20. «Политических на зоне уважают». Поговорили с освободившимся после 6,5-летнего срока политзаключенным
  21. Песков прокомментировал итоги встречи Путина и Лукашенко
  22. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  23. Освежеванные трупы собак двое суток лежали на виду у всех на льду в Шклове. Местные вызвали милицию
  24. «Хватали всех подряд». Появилось полное видео действий силовиков 11 августа в магазине на Притыцкого
  25. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  26. Министр здравоохранения: вероятно, третья волна COVID-19 будет менее интенсивной
  27. «Меры жесткие». В МАРТ прокомментировали введенные ограничения по торговле
  28. «Думала, не добегу». Как женщину отправили из тюрьмы в больницу, но, возможно, вернут обратно
  29. Оранжевый уровень опасности — уже сейчас
  30. «Гнездования» не случилось. Что будет весной с ценами на квартиры в Минске


/ Фото: Инга Шкелер /

«У опытных контрабандистов ни одна жилка на лице не дрогнет», — говорят таможенники пограничного пункта пропуска «Котловка». Работа здесь буквально кипит, через пункт ежедневно проходят десятки легковушек и грузовиков — в некоторых авто спрятаны тонны сала, килограммы одежды и блоки сигарет. И каждый день похож на борьбу: кто окажется опытнее и хитрее — таможенник или контрабандист?

Фото: Инга Шкелер

Пятьдесят пар джинсов «для себя»

Как показывает практика, контрабандистом может оказаться любой человек — кто-то случайно, по незнанию, другие — намеренно: для этого достаточно перевозить в багажнике запрещенный к провозу товар.

— Незаконное перемещение через границу товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению, стоимость которых превышает 2 тысячи базовых величин (46 тысяч рублей) — это контрабанда. Выявление таких предметов и товаров — наша ежедневная работа, — официально начинает рассказ начальник таможенного поста «Котловка» Андрей Зайцев.

Фото: Инга Шкелер
Начальник таможенного поста «Котловка» Андрей Зайцев

Самые типичные нарушения, которые допускают люди при пересечении границы, — нарушения веса и стоимости перемещаемых товаров, а также сокрытие их от таможенного контроля.

— С литовской стороны сейчас везут товара меньше, чем раньше. Ситуация изменилась после введения в Литве евро: продукты и одежда стали стоить там дороже, и людям уже не так выгодно что-то покупать у литовцев. Бывает, что и из Литвы пробуют везти запрещенные товары или продукты питания. За выгодой белорусы едут в Польшу и Украину, — говорят на таможне.

Фото: Инга Шкелер

Андрей Зайцев работает на таможне 26 лет. За эти годы он видел сотни нарушителей, находил припрятанный товар в самых неожиданных местах автомобилей.

Из легковушки таможенники вытаскивали по 30−50 кг мяса, но были и «рекордсмены» — как-то белорус рассовал по своему седану 300 кг мяса, еще один умудрился уложить под капот 100 кг сала.

Особое внимание таможенников на границе приковано к старым автомобилям: в них больше, чем в современных авто, пустот, в которые можно заложить товар. К тому же автомобилисты понимают, что при провозе контрабанды есть риск, что машину на границе задержат, а потом могут конфисковать: поэтому проще расставаться с дешевым авто. Есть у контрабандистов и любимые марки автомобилей: Volkswagen Passat, Renault Scenic, Citroen разных моделей.

— Иногда нам приходится разбирать машину. Люди прячут покупки под обшивкой, приборной панелью, в колесах, порогах, воздушном фильтре, между поддоном и двигателем, в бензобаке.

Поведение контрабандистов со стажем и обычных людей тоже отличается. Опытные злоумышленники прячут коммерческие партии товара продуманно — часто в полостях авто. Обыкновенный же гражданин не пойдет на то, чтобы глубоко прятать купленный для себя товар.

— Люди хитрят. Находим, например, в машине 50 пар одинаковых джинсов от 42 до 52 размера. А водитель говорит: везу для себя и своей семьи. Начинаем выяснять, а он, оказывается, по два раза в неделю границу пересекает и возит партии товара, и всякий раз «для себя».

За неполных девять месяцев текущего года в ПП «Котловка» таможенники выявили 417 правонарушений физическими и юридическими лицами, связанных с незаконным перемещением товаров на автомобилях. Сумма изъятого товара составила более 1 млн рублей.

Среди нарушителей примерно одинаковое число перевозчиков из сопредельных стран. Немного больше российских перевозчиков, учитывая тот факт, что достаточное количество товаров следует транзитом через литовско-белорусскую границу из Калининграда в Москву.

— Находили у дальнобойщиков и наркотики под двойным дном прицепа, сигареты, алкоголь. Но чаще всего в прицепе между грузом прячут незаявленный товар. Например, в грузовиках из Калининграда часто находим одежду. А недавно ехал тягач со сборным грузом, а в нем под видом запчастей разобранный спортивный мотоцикл.

«У контрабандистов железные нервы»

— Бывалых контрабандистов выявить непросто: ведут они себя спокойно, на лице ни одна мышца не дрогнет. Не вызывает у них паники и углубленный досмотр, на который отправляют машину, — до последнего надеются, что у них ничего не найдут. Но даже когда запрещенный товар найден, истерик они не закатывают и сбежать не пытаются — выдержка железная, — рассказывают о наблюдениях таможенники.

Фото: Инга Шкелер

А вот автомобилисты, которые везут товар «иногда для себя» и при этом знают, что нарушают закон, часто выдают себя поведением.

— У кого-то краснеет лицо, другие потеют, начинают суетиться, речь бывает несвязная. Поэтому таможенник или пограничник может задать какой-нибудь неожиданный вопрос, чтобы посмотреть, как человек на него среагирует.

Бывали случаи, что некоторые автомобилисты, чтобы отвести внимание таможенника от перевозимого с нарушением товара, умышленно создают на границе конфликтную ситуацию: в надежде, что со скандалистом не захотят связываться, быстро оформят и отправят на выезд. Но на таможне знают о таких «фокусах», идут от противного и крикунов досматривают более тщательно.

«Собака в авто чихает — ищем тщательнее»

В день нашего визита на «Котловку» на пункте пропуска работал кинолог Олег Соболев с овчаркой Лордом. Пес выглядел грозно — очень крупный представитель своей породы, с огромной головой.

Фото: Инга Шкелер

— Не бойтесь, он не бросается на людей — дружелюбный. У нас все собаки такие — социализированные, работаем ведь с людьми, — успокоил кинолог и в виде исключения позволил познакомиться с псом. — Конечно, мы не даем гладить и играть с собаками людям, приезжающим на пункт пропуска, хотя некоторые просят и лапу дать, пытаются дотронуться и даже угостить чем-нибудь.

Лорд натренирован на поиск наркотиков и взрывчатых веществ. Кинолог проводит его мимо машины, дает обнюхать багажник и салон автомобиля. Похоже, что для Лорда это игра — собака во время работы радостно виляет хвостом. Водители и пассажиры с интересом наблюдают за его передвижением. Работа собаки-ищейки длится всего 30 минут, потом ей необходим перерыв для отдыха.

— В основном люди нормально реагируют на собаку, улыбаются. Хотя, если бы на их месте был человек, перевозящий наркотики или взрывчатку, навряд ли бы он был рад.

Фото: Инга Шкелер

Кинолог развеял миф о том, что отвести внимание ищейки от запрещенного багажа можно, например, с помощью сухой рыбы или ароматной колбасы — на такие запахи собаки не реагируют, и с поиска они их не собьют. Реальную помеху для собаки в поиске наркотиков и взрывчатых веществ могут создавать опытные контрабандисты — они рассыпают в автомобиле молотый перец, стиральный порошок, разливают ацетон или уксус.

— Собака вдыхает эти «ароматы» и начинает чихать, тереть нос. А для нас это сигнал к тому, что с машиной что-то нечисто и на нее надо обратить особое внимание, отправить на рентген или в бокс углубленного досмотра.

Двойное дно и сигареты в колесах

Подозрительные для таможенников авто могут отправить в бокс для углубленного досмотра. На «Котловке» их два: один, с рампой и грузовыми весами, для большегрузов, второй, с подъемником, — для легковушек.

— Из прицепа грузовика выгружаем товар: перевешиваем, пересчитываем, сверяем с документами. Нарушений достаточно. Например, два месяца назад мы изъяли крупную, на 360 тысяч долларов, партию товара: детскую одежду, сумки, обувь. Их припрятали среди перевозимого товара.

Кстати, разгрузку и загрузку авто оплачивает дальнобойщик, осуществляет ее частная фирма, которая не имеет отношения к ГТК. Водитель не хочет оплачивать? Может разгружать авто сам.

Фото: Инга Шкелер

В боксе проверяли фуру из Калининграда, которая везла замороженный шпик. Пока шла проверка, сбоку откровенно скучал водитель большегруза Иван.

— Как мы должны реагировать на досмотр? Спокойно! Говорят: в бокс — значит, загоняю. На рентген — значит, на рентген. Тут возмущайся, не возмущайся задержке, высказывай недовольство — не поможет, даже хуже может быть. Пусть проверяют, я спокоен, потому что знаю, что у меня ничего запрещенного нет, — высказался дальнобойщик.

Водители легковых авто к углубленным досмотрам хоть и не готовы так, как профессиональные перевозчики, но спорить не осмеливаются: молча ждут и наблюдают.

Фото: Инга Шкелер

В стороне от красного и зеленого коридоров на «Котловке» стоит металлическое ограждение со знаком радиационной опасности, за которым работает мобильный сканер — рентгеновский инспекционно-досмотровый комплекс «Рапискан» (ИДК). Он уже не наводит ужас на водителей, как это было в 2010-м, когда комплекс только поступил на таможню.

Фото: Инга Шкелер

— Водители тогда кричали: «И так после Чернобыля экология плохая, а вы машины просвечиваете, они радиацию излучают, и мы заражаемся!», — улыбаются водительским заблуждениям таможенники. — Но, конечно, это не так — машины после сканирования не «светятся». Сейчас все спокойно реагируют на ИДК — привыкли. Дальнобойщики даже сами просят отправить их на «рентген» вместо углубленного досмотра в боксе — эта проверка проходит быстрее.

Фото: Инга Шкелер

Большинство сканируемых автомобилей — грузовики, но при необходимости (как правило, по запросу от таможни, пограничников, Следственного комитета) «просвечивают» и легковушки.

Фото: Инга Шкелер

— Контрабандисты на легковушках тоже умеют прятать и паковать товар. Один такой как-то удивил: машина ехала медленно, осторожно. Мы ее просканировали, а в ней все ходовые колеса забиты сигаретами.

Фото: Инга Шкелер

Андрей Зайцев посоветовал: чтобы автомобилистам не попасть под штрафные санкции на таможне из-за собственной неосведомленности, заранее уточнить на таможне, не нарушат ли они закон, перевозя товар определенного вида и количества.

— Позвоните на горячую линию в ГТК и проконсультируйтесь, зайдите на сайт, почитайте информацию. В крайнем случае, если вы уже на границе, то, не заезжая в красный или зеленый коридоры, остановитесь, подойдите к таможеннику и спросите, как вам следовать через границу. Ведь если вы заехали в зеленый коридор, то в красный вас уже не пустят.

Фото: Инга Шкелер

-20%
-50%
-5%
-10%
-15%
-21%
-10%
-10%
0072142