• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Эксклюзив


/ Фото: Инга Шкелер /

«У опытных контрабандистов ни одна жилка на лице не дрогнет», — говорят таможенники пограничного пункта пропуска «Котловка». Работа здесь буквально кипит, через пункт ежедневно проходят десятки легковушек и грузовиков — в некоторых авто спрятаны тонны сала, килограммы одежды и блоки сигарет. И каждый день похож на борьбу: кто окажется опытнее и хитрее — таможенник или контрабандист?

Фото: Инга Шкелер

Пятьдесят пар джинсов «для себя»

Как показывает практика, контрабандистом может оказаться любой человек — кто-то случайно, по незнанию, другие — намеренно: для этого достаточно перевозить в багажнике запрещенный к провозу товар.

— Незаконное перемещение через границу товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению, стоимость которых превышает 2 тысячи базовых величин (46 тысяч рублей) — это контрабанда. Выявление таких предметов и товаров — наша ежедневная работа, — официально начинает рассказ начальник таможенного поста «Котловка» Андрей Зайцев.

Фото: Инга Шкелер
Начальник таможенного поста «Котловка» Андрей Зайцев

Самые типичные нарушения, которые допускают люди при пересечении границы, — нарушения веса и стоимости перемещаемых товаров, а также сокрытие их от таможенного контроля.

— С литовской стороны сейчас везут товара меньше, чем раньше. Ситуация изменилась после введения в Литве евро: продукты и одежда стали стоить там дороже, и людям уже не так выгодно что-то покупать у литовцев. Бывает, что и из Литвы пробуют везти запрещенные товары или продукты питания. За выгодой белорусы едут в Польшу и Украину, — говорят на таможне.

Фото: Инга Шкелер

Андрей Зайцев работает на таможне 26 лет. За эти годы он видел сотни нарушителей, находил припрятанный товар в самых неожиданных местах автомобилей.

Из легковушки таможенники вытаскивали по 30−50 кг мяса, но были и «рекордсмены» — как-то белорус рассовал по своему седану 300 кг мяса, еще один умудрился уложить под капот 100 кг сала.

Особое внимание таможенников на границе приковано к старым автомобилям: в них больше, чем в современных авто, пустот, в которые можно заложить товар. К тому же автомобилисты понимают, что при провозе контрабанды есть риск, что машину на границе задержат, а потом могут конфисковать: поэтому проще расставаться с дешевым авто. Есть у контрабандистов и любимые марки автомобилей: Volkswagen Passat, Renault Scenic, Citroen разных моделей.

— Иногда нам приходится разбирать машину. Люди прячут покупки под обшивкой, приборной панелью, в колесах, порогах, воздушном фильтре, между поддоном и двигателем, в бензобаке.

Поведение контрабандистов со стажем и обычных людей тоже отличается. Опытные злоумышленники прячут коммерческие партии товара продуманно — часто в полостях авто. Обыкновенный же гражданин не пойдет на то, чтобы глубоко прятать купленный для себя товар.

— Люди хитрят. Находим, например, в машине 50 пар одинаковых джинсов от 42 до 52 размера. А водитель говорит: везу для себя и своей семьи. Начинаем выяснять, а он, оказывается, по два раза в неделю границу пересекает и возит партии товара, и всякий раз «для себя».

За неполных девять месяцев текущего года в ПП «Котловка» таможенники выявили 417 правонарушений физическими и юридическими лицами, связанных с незаконным перемещением товаров на автомобилях. Сумма изъятого товара составила более 1 млн рублей.

Среди нарушителей примерно одинаковое число перевозчиков из сопредельных стран. Немного больше российских перевозчиков, учитывая тот факт, что достаточное количество товаров следует транзитом через литовско-белорусскую границу из Калининграда в Москву.

— Находили у дальнобойщиков и наркотики под двойным дном прицепа, сигареты, алкоголь. Но чаще всего в прицепе между грузом прячут незаявленный товар. Например, в грузовиках из Калининграда часто находим одежду. А недавно ехал тягач со сборным грузом, а в нем под видом запчастей разобранный спортивный мотоцикл.

«У контрабандистов железные нервы»

— Бывалых контрабандистов выявить непросто: ведут они себя спокойно, на лице ни одна мышца не дрогнет. Не вызывает у них паники и углубленный досмотр, на который отправляют машину, — до последнего надеются, что у них ничего не найдут. Но даже когда запрещенный товар найден, истерик они не закатывают и сбежать не пытаются — выдержка железная, — рассказывают о наблюдениях таможенники.

Фото: Инга Шкелер

А вот автомобилисты, которые везут товар «иногда для себя» и при этом знают, что нарушают закон, часто выдают себя поведением.

— У кого-то краснеет лицо, другие потеют, начинают суетиться, речь бывает несвязная. Поэтому таможенник или пограничник может задать какой-нибудь неожиданный вопрос, чтобы посмотреть, как человек на него среагирует.

Бывали случаи, что некоторые автомобилисты, чтобы отвести внимание таможенника от перевозимого с нарушением товара, умышленно создают на границе конфликтную ситуацию: в надежде, что со скандалистом не захотят связываться, быстро оформят и отправят на выезд. Но на таможне знают о таких «фокусах», идут от противного и крикунов досматривают более тщательно.

«Собака в авто чихает — ищем тщательнее»

В день нашего визита на «Котловку» на пункте пропуска работал кинолог Олег Соболев с овчаркой Лордом. Пес выглядел грозно — очень крупный представитель своей породы, с огромной головой.

Фото: Инга Шкелер

— Не бойтесь, он не бросается на людей — дружелюбный. У нас все собаки такие — социализированные, работаем ведь с людьми, — успокоил кинолог и в виде исключения позволил познакомиться с псом. — Конечно, мы не даем гладить и играть с собаками людям, приезжающим на пункт пропуска, хотя некоторые просят и лапу дать, пытаются дотронуться и даже угостить чем-нибудь.

Лорд натренирован на поиск наркотиков и взрывчатых веществ. Кинолог проводит его мимо машины, дает обнюхать багажник и салон автомобиля. Похоже, что для Лорда это игра — собака во время работы радостно виляет хвостом. Водители и пассажиры с интересом наблюдают за его передвижением. Работа собаки-ищейки длится всего 30 минут, потом ей необходим перерыв для отдыха.

— В основном люди нормально реагируют на собаку, улыбаются. Хотя, если бы на их месте был человек, перевозящий наркотики или взрывчатку, навряд ли бы он был рад.

Фото: Инга Шкелер

Кинолог развеял миф о том, что отвести внимание ищейки от запрещенного багажа можно, например, с помощью сухой рыбы или ароматной колбасы — на такие запахи собаки не реагируют, и с поиска они их не собьют. Реальную помеху для собаки в поиске наркотиков и взрывчатых веществ могут создавать опытные контрабандисты — они рассыпают в автомобиле молотый перец, стиральный порошок, разливают ацетон или уксус.

— Собака вдыхает эти «ароматы» и начинает чихать, тереть нос. А для нас это сигнал к тому, что с машиной что-то нечисто и на нее надо обратить особое внимание, отправить на рентген или в бокс углубленного досмотра.

Двойное дно и сигареты в колесах

Подозрительные для таможенников авто могут отправить в бокс для углубленного досмотра. На «Котловке» их два: один, с рампой и грузовыми весами, для большегрузов, второй, с подъемником, — для легковушек.

— Из прицепа грузовика выгружаем товар: перевешиваем, пересчитываем, сверяем с документами. Нарушений достаточно. Например, два месяца назад мы изъяли крупную, на 360 тысяч долларов, партию товара: детскую одежду, сумки, обувь. Их припрятали среди перевозимого товара.

Кстати, разгрузку и загрузку авто оплачивает дальнобойщик, осуществляет ее частная фирма, которая не имеет отношения к ГТК. Водитель не хочет оплачивать? Может разгружать авто сам.

Фото: Инга Шкелер

В боксе проверяли фуру из Калининграда, которая везла замороженный шпик. Пока шла проверка, сбоку откровенно скучал водитель большегруза Иван.

— Как мы должны реагировать на досмотр? Спокойно! Говорят: в бокс — значит, загоняю. На рентген — значит, на рентген. Тут возмущайся, не возмущайся задержке, высказывай недовольство — не поможет, даже хуже может быть. Пусть проверяют, я спокоен, потому что знаю, что у меня ничего запрещенного нет, — высказался дальнобойщик.

Водители легковых авто к углубленным досмотрам хоть и не готовы так, как профессиональные перевозчики, но спорить не осмеливаются: молча ждут и наблюдают.

Фото: Инга Шкелер

В стороне от красного и зеленого коридоров на «Котловке» стоит металлическое ограждение со знаком радиационной опасности, за которым работает мобильный сканер — рентгеновский инспекционно-досмотровый комплекс «Рапискан» (ИДК). Он уже не наводит ужас на водителей, как это было в 2010-м, когда комплекс только поступил на таможню.

Фото: Инга Шкелер

— Водители тогда кричали: «И так после Чернобыля экология плохая, а вы машины просвечиваете, они радиацию излучают, и мы заражаемся!», — улыбаются водительским заблуждениям таможенники. — Но, конечно, это не так — машины после сканирования не «светятся». Сейчас все спокойно реагируют на ИДК — привыкли. Дальнобойщики даже сами просят отправить их на «рентген» вместо углубленного досмотра в боксе — эта проверка проходит быстрее.

Фото: Инга Шкелер

Большинство сканируемых автомобилей — грузовики, но при необходимости (как правило, по запросу от таможни, пограничников, Следственного комитета) «просвечивают» и легковушки.

Фото: Инга Шкелер

— Контрабандисты на легковушках тоже умеют прятать и паковать товар. Один такой как-то удивил: машина ехала медленно, осторожно. Мы ее просканировали, а в ней все ходовые колеса забиты сигаретами.

Фото: Инга Шкелер

Андрей Зайцев посоветовал: чтобы автомобилистам не попасть под штрафные санкции на таможне из-за собственной неосведомленности, заранее уточнить на таможне, не нарушат ли они закон, перевозя товар определенного вида и количества.

— Позвоните на горячую линию в ГТК и проконсультируйтесь, зайдите на сайт, почитайте информацию. В крайнем случае, если вы уже на границе, то, не заезжая в красный или зеленый коридоры, остановитесь, подойдите к таможеннику и спросите, как вам следовать через границу. Ведь если вы заехали в зеленый коридор, то в красный вас уже не пустят.

Фото: Инга Шкелер

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-10%
-30%
-70%
-47%
-49%
-50%
-20%
-20%
-20%
-20%
0059018