• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Лаевский: Максиму Знаку предъявили окончательное обвинение. Его дело скоро передадут в суд
  2. В Минске все-таки запустили в небо тысячи красных и зеленых шариков, против которых подписывали петицию
  3. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит
  4. День Победы в Минске завершили концертом и фейерверком. Посмотрели, как это было
  5. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  6. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  7. Лукашенко: «Давайте прекратим это не нужное никому противостояние»
  8. Декрет «о коллективном президенте». Объясняем, о чем он — коротко
  9. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  10. «Шахтер» обыграл БАТЭ благодаря шикарному голу Дарбо. Чемпионская интрига убита?
  11. Арина Соболенко поднялась на рекордное четвертое место в рейтинге WTA
  12. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  13. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  14. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  15. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  16. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  17. «Ці баяўся? Канешне, баяўся». Дзесяць цытат Васіля Быкава пра Вялікую Айчынную вайну
  18. Год назад стартовала, возможно, главная избирательная кампания независимой Беларуси. Как это было
  19. Лукашенко подписал декрет о переходе власти в случае его гибели
  20. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  21. В Лиде заметили странную очередь, в которой раздавали деньги. В исполкоме говорят о возможной провокации
  22. Что происходило в Минске в День Победы: Лукашенко с сыновьями, очередь за кашей и досмотры
  23. В Индии люди, переболевшие COVID-19, начали заражаться редким «черным грибком»
  24. Освободилась белорусская «рекордсменка» по «суткам» за протесты. Она отбыла в изоляторе 105 суток
  25. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  26. Эндокринолог — о том, почему сахарным диабетом болеет все больше людей
  27. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  28. Бабарико, Тихановская и Цепкало о том, как для них началась избирательная кампания в прошлом году
  29. 76 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В Беларуси празднуют День Победы
  30. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы


/ /

«Не верю я, что наши люди станут культурнее! А чтобы не выбрасывали абы куда мусор, их надо штрафовать!» — категорично заявил пожилой дорожник и отправился вдоль откоса собирать мусор. На дежурной машине вместе с рабочими по трассе М2 отправился и AUTO.TUT.BY: посмотреть, сколько и какой мусор оставляют после себя автомобилисты и как поддерживают чистоту дорожники.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Трасса М2 соединяет столицу и Национальный аэропорт Минск. Дорога эта самой высокой категории — первой, а это значит, что к ней предъявляются особые требования: здесь все должно быть идеально — полотно без ям и выбоин, свежая разметка, вымытые и покрашенные бордюры и сигнальные столбики, никакого мусора на полосе отвода, в местах отдыха и на остановках. За порядком на этой трассе следят сотрудники линейно-дорожной дистанции № 53 ДЭУ-5.

— М2 — это визитка нашей страны. Ведь все гости, которые прилетают к нам, въезжают в столицу по этой дороге. Люди внимательно смотрят и оценивают все вокруг, делают выводы, — рассказал начальник ДЭУ-5 Сергей Макаревич. — А для нас это большая ответственность. Это только неосведомленному человеку кажется, что все чисто и красиво само по себе.

Тем не менее, начальник ДЭУ-5 отметил, что сейчас мусора на дорогах стало намного меньше, чем было 20 лет назад. Тогда зимы были снежные, и весной, когда все таяло, вдоль трасс были целые мусорные свалки. Дорожники своими силами не справлялись с уборкой, на помощь приходилось звать школьников, студентов и солдат.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Люди выбрасывают мусор из окон машин и зимой, и летом — сезонности в этом нет. Зимой убирать труднее — не всегда мусор виден под слоем выпавшего снега, поэтому иногда пакеты и бумажки остаются лежать в кюветах до весны.

— Весна для нас жаркая пора — когда уходит снег и все подсыхает, на трассу выходят не только рабочие, но и вся контора. Около недели секретари, бухгалтеры, диспетчеры моют, красят, подметают, собирают «подснежники» — все, что выбросили автомобилисты из машин. До 1 мая дорога должна быть в полном порядке. Но никто из сотрудников из-за этого не жалуется — для нас это уже многолетняя традиция.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Каждое утро, включая выходные и праздничные дни, с 7.00 до 20.00 дежурная «Газель» под тентом выезжает собирать мусор на трассу. Путь туда-обратно по М2 — это расстояние в 54 км, на один круг у дорожников уходит 3 часа. «Дежурка» едет по обочине не больше 30 км/ч, а в это время двое дорожных рабочих высматривают мусор возле трассы.

— Почему так долго? А вы попробуйте пособирать бумажки да бутылки по откосам. Есть места, где идешь пешком несколько десятков, а то и сотен метров и собираешь все, что угодно: салфетки, бутылки, сигаретные пачки, упаковки от еды, кофейные стаканчики, — говорят рабочие.

Дорожники рассказывают, что нередко люди выбрасывают из окон целые пакеты с отходами. Повезет, если пакет не порвется и мусор не разнесет по откосу.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Много мусорят дальнобойщики — этим вообще никаких законов нет. Открыл окно и выбросил все, что ему не нужно. А еще беда — прямо из кабины они выбрасывают пластиковые полутора- и двухлитровые бутылки с мочой. Особенно много мы их собираем весной — вся обочина усеяна. Противно такое собирать, а что делать…

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Таких нарушителей дорожники не ловят и тем более — не задерживают: нет у них таких полномочий. Этими функциями наделена ГАИ, но чтобы задержать грязнулю-автомобилиста — надо поймать его за руку или хотя бы, чтобы факт выброса мусора на ходу авто был зафиксирован на видео.

— Как-то ехал мусоровоз по дороге с незакрытым люком, из которого высыпался мусор по дороге. Это заметили инспекторы ГАИ, так вместо того, чтобы привлечь этого водителя к ответственности, они позвонили нам и сообщили, чтобы мы приехали и собрали вывалившиеся бумаги, мол, и поскорее, потому что скоро по дороге поедет делегация.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
— А вот смотрите, какой-то человек оставил бутылку от вина прямо на обочине. Вот это молодец — не бросил ее вниз, в кювет, хоть прыгать не надо, — обрадовался рабочий

Один из сложных участков по сбору мусора на М2 — выезд и въезд в аэропорт.

— За километр до въезда в аэропорт на обочине стоят машины — это люди приезжают и ждут, когда приземлится самолет, чтобы сразу забрать пассажира и не переплачивать за стоянку возле аэропорта. В ожидании они пьют, едят и пустые упаковки выбрасывают из машины, — рассказал дорожный рабочий Виктор Ягорский. — А на противоположной стороне водители выбрасывают из машин чеки, которые им выдали за оплату парковки. Идешь, а обочина белая от чеков, как под снегом.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Нередко возле трассы дорожники находят сбитых животных, чаще — котов, собак, но бывает и зверь покрупнее, например косули, лоси.

— Самое сложное время по сбору мусора — это вечер воскресенья. Например, есть у нас на трассе один подземный пешеходный переход, так после выходных там всегда море бутылок из-под спиртного и шприцов — вот так народ отдыхает. А еще площадки для отдыха люди просто заваливают не только мешками с мусором, но и разным барахлом — стройматериалами, мебелью, один раз даже унитаз приперли. Вчера вот привез кто-то мешок килограмм под 80, забитый кусками бетона и кирпичами. Водителю пришлось мне помогать закидывать его в кузов — один поднять его просто не мог.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Дорожники устали всех предупреждать: площадки для отдыха на трассе не предназначены для сбора крупных отходов. Здесь человек может остановиться, перекусить, выбросить в урну мелкий мусор.

— А наши люди привыкли так делать: едут с дачи и берут с собой пакет с отходами, приезжают к месту отдыха и выбрасывают его там.

На площадке для отдыха возле деревни Слободчина в две небольшие мусорки кто-то утрамбовал несколько мешков с бытовыми отходами, остальные пакеты стояли возле них.

— О, это еще культурно выглядит, — иронизируют дорожники. — Это потому, что полтора часа назад мы здесь уже загрузили полмашины пакетов.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Был у дорожников опыт — установили на площадках для отдыха большие контейнеры для сбора мусора, мол, люди будут туда свои пакеты складывать и станет чище. Но эти методы не помогли.

— Стало еще хуже — народ подумал, что сюда можно свозить мусор и придорожная площадка превратилась в свалку. Мы просто замучались там убирать. Поэтому от этого пришлось отказаться.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Рабочие говорят, что автомобилисты знают, что на остановках и площадках для отдыха бытовой мусор оставлять нельзя, поэтому чаще всего выбрасывают его, когда никого рядом нет.

— Но есть и нахалы. Станет машина, и водитель выкидывает что-нибудь прямо из приоткрытой дверцы. Делаешь такому замечание, так он тебя еще и пошлет на три буквы. И многие говорят: «Вы, дорожники, должны убирать, вы за это деньги получаете, а мы будем сорить». А если пару хлопцев в салоне сидят, так могут выйти и морду набить, таких лучше вообще не трогать.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Виктор Ягорский вспоминает, как возле трассы их дистанция установила плакат с надписью «Чистота там, где не сорят», и по иронии под этим плакатом автомобилисты все время оставляли полные мусорные пакеты.

В 2015 году дорожные предприятия централизованно закупили фотоловушки, которые устанавливали в местах отдыха на трассе.

— Мы отслеживали водителей и пассажиров машин, которые привозили свои отходы на площадки для отдыха. Кто-то использовал дорожные павильоны как туалет — мочились и справляли дела покрупнее. Насобиралась целая база фотографий, которые мы передали в исполком, чтобы те выявляли этих людей, — говорят в линейно-дорожной дистанции. — Это не помогло. Людей не могут наказать — ведь по закону они ничего не нарушают, но по совести ведь так поступать нельзя. Помочь не может ни санстанция, ни ГАИ, но в итоге весь мусор приходится вывозить нам. Но мы же не контора по утилизации бытовых отходов.

На уборку мусора за полгода выделили 2 миллиона долларов

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Этот мусор дорожники насобирали на М2 за одни выходные

В ДЭУ-5 печально констатируют — вместо того чтобы больше времени уделить работам, напрямую влияющим на безопасность дорожного движения, им приходится много времени и средств отдавать на уборку мусора. Например, только это управление на эти цели в первом полугодии потратило 250 тысяч рублей или чуть меньше 130 тысяч долларов. Эти средства позволили бы уложить асфальтовое покрытие на дороге протяженностью 1,5 км.

В первом полугодии 2017 года на уборку мусора на республиканских автомобильных дорогах израсходовали 4 088 293 рубля. В том числе в Минской области — 752 630 рублей, Брестской области — 1 105 000 рублей, Витебской области — 789 900 рублей, Гомельской области — 846 249 рублей, Гродненской области — 370 000 рублей, Могилевской области — 224 514 рублей.

-70%
-10%
-20%
-50%
-13%
-30%
-25%
-10%
-50%
-10%
0073029