• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  2. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  3. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  4. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  5. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  6. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  7. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  8. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  9. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  10. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  11. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  12. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  13. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  14. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  15. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  16. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  17. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  18. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  19. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  20. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  21. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  22. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходит в Беларуси 28 февраля
  23. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  24. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  25. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  26. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  27. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  28. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  29. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  30. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске


/ /

«Не верю я, что наши люди станут культурнее! А чтобы не выбрасывали абы куда мусор, их надо штрафовать!» — категорично заявил пожилой дорожник и отправился вдоль откоса собирать мусор. На дежурной машине вместе с рабочими по трассе М2 отправился и AUTO.TUT.BY: посмотреть, сколько и какой мусор оставляют после себя автомобилисты и как поддерживают чистоту дорожники.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Трасса М2 соединяет столицу и Национальный аэропорт Минск. Дорога эта самой высокой категории — первой, а это значит, что к ней предъявляются особые требования: здесь все должно быть идеально — полотно без ям и выбоин, свежая разметка, вымытые и покрашенные бордюры и сигнальные столбики, никакого мусора на полосе отвода, в местах отдыха и на остановках. За порядком на этой трассе следят сотрудники линейно-дорожной дистанции № 53 ДЭУ-5.

— М2 — это визитка нашей страны. Ведь все гости, которые прилетают к нам, въезжают в столицу по этой дороге. Люди внимательно смотрят и оценивают все вокруг, делают выводы, — рассказал начальник ДЭУ-5 Сергей Макаревич. — А для нас это большая ответственность. Это только неосведомленному человеку кажется, что все чисто и красиво само по себе.

Тем не менее, начальник ДЭУ-5 отметил, что сейчас мусора на дорогах стало намного меньше, чем было 20 лет назад. Тогда зимы были снежные, и весной, когда все таяло, вдоль трасс были целые мусорные свалки. Дорожники своими силами не справлялись с уборкой, на помощь приходилось звать школьников, студентов и солдат.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Люди выбрасывают мусор из окон машин и зимой, и летом — сезонности в этом нет. Зимой убирать труднее — не всегда мусор виден под слоем выпавшего снега, поэтому иногда пакеты и бумажки остаются лежать в кюветах до весны.

— Весна для нас жаркая пора — когда уходит снег и все подсыхает, на трассу выходят не только рабочие, но и вся контора. Около недели секретари, бухгалтеры, диспетчеры моют, красят, подметают, собирают «подснежники» — все, что выбросили автомобилисты из машин. До 1 мая дорога должна быть в полном порядке. Но никто из сотрудников из-за этого не жалуется — для нас это уже многолетняя традиция.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Каждое утро, включая выходные и праздничные дни, с 7.00 до 20.00 дежурная «Газель» под тентом выезжает собирать мусор на трассу. Путь туда-обратно по М2 — это расстояние в 54 км, на один круг у дорожников уходит 3 часа. «Дежурка» едет по обочине не больше 30 км/ч, а в это время двое дорожных рабочих высматривают мусор возле трассы.

— Почему так долго? А вы попробуйте пособирать бумажки да бутылки по откосам. Есть места, где идешь пешком несколько десятков, а то и сотен метров и собираешь все, что угодно: салфетки, бутылки, сигаретные пачки, упаковки от еды, кофейные стаканчики, — говорят рабочие.

Дорожники рассказывают, что нередко люди выбрасывают из окон целые пакеты с отходами. Повезет, если пакет не порвется и мусор не разнесет по откосу.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Много мусорят дальнобойщики — этим вообще никаких законов нет. Открыл окно и выбросил все, что ему не нужно. А еще беда — прямо из кабины они выбрасывают пластиковые полутора- и двухлитровые бутылки с мочой. Особенно много мы их собираем весной — вся обочина усеяна. Противно такое собирать, а что делать…

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Таких нарушителей дорожники не ловят и тем более — не задерживают: нет у них таких полномочий. Этими функциями наделена ГАИ, но чтобы задержать грязнулю-автомобилиста — надо поймать его за руку или хотя бы, чтобы факт выброса мусора на ходу авто был зафиксирован на видео.

— Как-то ехал мусоровоз по дороге с незакрытым люком, из которого высыпался мусор по дороге. Это заметили инспекторы ГАИ, так вместо того, чтобы привлечь этого водителя к ответственности, они позвонили нам и сообщили, чтобы мы приехали и собрали вывалившиеся бумаги, мол, и поскорее, потому что скоро по дороге поедет делегация.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
— А вот смотрите, какой-то человек оставил бутылку от вина прямо на обочине. Вот это молодец — не бросил ее вниз, в кювет, хоть прыгать не надо, — обрадовался рабочий

Один из сложных участков по сбору мусора на М2 — выезд и въезд в аэропорт.

— За километр до въезда в аэропорт на обочине стоят машины — это люди приезжают и ждут, когда приземлится самолет, чтобы сразу забрать пассажира и не переплачивать за стоянку возле аэропорта. В ожидании они пьют, едят и пустые упаковки выбрасывают из машины, — рассказал дорожный рабочий Виктор Ягорский. — А на противоположной стороне водители выбрасывают из машин чеки, которые им выдали за оплату парковки. Идешь, а обочина белая от чеков, как под снегом.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Нередко возле трассы дорожники находят сбитых животных, чаще — котов, собак, но бывает и зверь покрупнее, например косули, лоси.

— Самое сложное время по сбору мусора — это вечер воскресенья. Например, есть у нас на трассе один подземный пешеходный переход, так после выходных там всегда море бутылок из-под спиртного и шприцов — вот так народ отдыхает. А еще площадки для отдыха люди просто заваливают не только мешками с мусором, но и разным барахлом — стройматериалами, мебелью, один раз даже унитаз приперли. Вчера вот привез кто-то мешок килограмм под 80, забитый кусками бетона и кирпичами. Водителю пришлось мне помогать закидывать его в кузов — один поднять его просто не мог.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Дорожники устали всех предупреждать: площадки для отдыха на трассе не предназначены для сбора крупных отходов. Здесь человек может остановиться, перекусить, выбросить в урну мелкий мусор.

— А наши люди привыкли так делать: едут с дачи и берут с собой пакет с отходами, приезжают к месту отдыха и выбрасывают его там.

На площадке для отдыха возле деревни Слободчина в две небольшие мусорки кто-то утрамбовал несколько мешков с бытовыми отходами, остальные пакеты стояли возле них.

— О, это еще культурно выглядит, — иронизируют дорожники. — Это потому, что полтора часа назад мы здесь уже загрузили полмашины пакетов.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Был у дорожников опыт — установили на площадках для отдыха большие контейнеры для сбора мусора, мол, люди будут туда свои пакеты складывать и станет чище. Но эти методы не помогли.

— Стало еще хуже — народ подумал, что сюда можно свозить мусор и придорожная площадка превратилась в свалку. Мы просто замучались там убирать. Поэтому от этого пришлось отказаться.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Рабочие говорят, что автомобилисты знают, что на остановках и площадках для отдыха бытовой мусор оставлять нельзя, поэтому чаще всего выбрасывают его, когда никого рядом нет.

— Но есть и нахалы. Станет машина, и водитель выкидывает что-нибудь прямо из приоткрытой дверцы. Делаешь такому замечание, так он тебя еще и пошлет на три буквы. И многие говорят: «Вы, дорожники, должны убирать, вы за это деньги получаете, а мы будем сорить». А если пару хлопцев в салоне сидят, так могут выйти и морду набить, таких лучше вообще не трогать.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Виктор Ягорский вспоминает, как возле трассы их дистанция установила плакат с надписью «Чистота там, где не сорят», и по иронии под этим плакатом автомобилисты все время оставляли полные мусорные пакеты.

В 2015 году дорожные предприятия централизованно закупили фотоловушки, которые устанавливали в местах отдыха на трассе.

— Мы отслеживали водителей и пассажиров машин, которые привозили свои отходы на площадки для отдыха. Кто-то использовал дорожные павильоны как туалет — мочились и справляли дела покрупнее. Насобиралась целая база фотографий, которые мы передали в исполком, чтобы те выявляли этих людей, — говорят в линейно-дорожной дистанции. — Это не помогло. Людей не могут наказать — ведь по закону они ничего не нарушают, но по совести ведь так поступать нельзя. Помочь не может ни санстанция, ни ГАИ, но в итоге весь мусор приходится вывозить нам. Но мы же не контора по утилизации бытовых отходов.

На уборку мусора за полгода выделили 2 миллиона долларов

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Этот мусор дорожники насобирали на М2 за одни выходные

В ДЭУ-5 печально констатируют — вместо того чтобы больше времени уделить работам, напрямую влияющим на безопасность дорожного движения, им приходится много времени и средств отдавать на уборку мусора. Например, только это управление на эти цели в первом полугодии потратило 250 тысяч рублей или чуть меньше 130 тысяч долларов. Эти средства позволили бы уложить асфальтовое покрытие на дороге протяженностью 1,5 км.

В первом полугодии 2017 года на уборку мусора на республиканских автомобильных дорогах израсходовали 4 088 293 рубля. В том числе в Минской области — 752 630 рублей, Брестской области — 1 105 000 рублей, Витебской области — 789 900 рублей, Гомельской области — 846 249 рублей, Гродненской области — 370 000 рублей, Могилевской области — 224 514 рублей.

-35%
-10%
-70%
-10%
-61%
-40%
-20%
-10%
-10%
-20%
0072144