• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Эксклюзив


/ /

На параде на День независимости была не только военная техника, но и танцующие балет тракторы «Беларус». Одним из них управляла Катерина Кирилина — единственная женщина-тракторист на МТЗ. Мы встретились с ней, чтобы поговорить не только о параде, но и о ее жизни. Как Катя стала трактористкой, какую премию получила за балет и каково это — выступать перед президентом — в очередных «Соседях в пробках».

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

«На девятой передаче этот трактор очень легко положить набок»

Впервые тракторный балет минчанам показали в мае 2017 года на 71-летие МТЗ. Второе выступление было на параде 3 июля, где тракторы синхронно двигались под «Касіў Ясь канюшыну». На крыше одной из машин был венок — именно ею управляла Катерина.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Девушка выступала на тракторе «Беларус-80Х», предназначенном для уборки хлопка. По сути, это тот же советский «МТЗ-80»: на нем стоит тот же двигатель, та же муфта сцепления и та же коробка передач.

Конструктивно машина отличается одним колесом вместо двух спереди и расширенной колеей сзади. Есть в нем и некоторые современные атрибуты: например, климат-контроль и магнитола. Присутствует регулировка и обогрев зеркал, рассказывает Катя.

— А еще в отличие от моделей «80» и «82» рычаг коробки передач находится посередине. Было не очень привычно и удобно.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Специально для участия в параде на тракторе разблокировали девятую передачу, чтобы машина ехала быстрее.

— Для нас сделали исключение и убрали блокировку девятой передачи, потому что мы бы тормозили всю колонну на параде. С блокировкой он бы максимально двигался 18 километров в час, а нужно было 25.

Заводское ограничение скорости до 18 километров в час здесь не случайно. Как минимум управлять машиной на хлопковых полях Средней Азии будут не всегда профессионалы.

— Поскольку он трехколесный, то на девятой передаче его очень легко положить набок. Если на всей скорости крутануть на месте — будете лежать на боку.

«Никогда в жизни не могла подумать, что придется работать на тракторе»

Но этот трактор Катерина использовала лишь для тренировок и выступлений, а по основной работе она ездит на обычных «Беларус-82». С помощью техники девушка чистит и подметает территорию завода, а также перевозит грузы для сталелитейного цеха. Смеется, что в школе в городском поселке Видзы на Браславах и подумать не могла, что будет трактористкой.

— В детстве была шустрая, вредная и непослушная. После 9 класса хотела поступить в радиотехнический, но мать сказала: выбирай — либо школа, либо училище.

Девушка пошла в училище на физмат, где обучали слесарному делу и давали разные категории прав.

— Думала, отучусь, получу водительские права, и можно идти дальше. А тракторные пусть валяются на полочке. И я никогда в жизни не могла подумать, что мне придется работать на тракторе.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

После училища Катерина решила поступать, но завалила централизованное тестирование. Поэтому девушке надо было искать место для распределения. Шел 2008 год, Кате было 19.

— Я ездила по Минскому району, и никто не брал меня ни трактористом, ни кем-то другим. А потом знакомый привел меня на МТЗ, потому что женщина-тракторист у них тогда работала. Тогда на заводе был пик, и меня взяли.

Сразу на МТЗ было две недели стажировки, за которые Катерину научили «в принципе, всему». Потом она уже сама просила ее переводить с участка на участок, чтобы осваивать новые тракторы. Кроме того, девушка получила права на фуру и постоянно подрабатывала: таксовала по ночам и была продавцом в магазине. А в тракторный балет этой весной Катю позвало начальство.

— За три недели с завода мне позвонили и сказали: «Катерина, сегодня в два часа собрание».

«На параде надо было думать о программе, а не о президенте»

Девушка сразу согласилась на балет и после трех недель тренировок вместе с партнерами выступила на дне рождения МТЗ. Говорит, что в первый раз волновалась.

— У меня не было опыта выступлений на публике, и когда я выехала и увидела эту толпу, у меня руки и ноги затряслись.

Но все прошло хорошо, и на День независимости Катерина уже почти не волновалась. Спрашиваем, каково это — выступать перед президентом.

— Президент тоже человек, и из опыта прошлого балета я поняла, что не надо смотреть на зрителей. Просто надо думать о программе и не думать о том, что тут президент.

Кстати, отрабатывалась вся программа выступления без музыки. Катя говорит, что главное здесь — до секунды знать, кто за кем двигается. Таким образом, они вкладывались ровно в четыре минуты.

— Мы были сами себе, музыка — сама себе.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Интересуемся, доплачивают ли трактористам за танцы. Девушка говорит, что за выступление на день рождения завода им выдали премии по 400 рублей. Это чуть меньше ее оклада.

— А сколько будет за парад, пока не известно.

Но тут деньги для Катерины не главное. Говорит, что любит что-то новенькое. Работать в команде с мужчинами ей тоже было комфортно. К тому же среди них есть и ее парень Олег, которого она привела в балет перед Днем независимости.

— У нас один человек заранее купил билет на отдых в Турцию, и нужна была замена для парада. Петрович спросил, есть ли у кого желающие. Конечно, есть! А ну сюда (смеется и показывает, как тянет Олега. — Прим. TUT.BY). Петрович, вот есть хороший человек, все категории прав. Конечно, он справится.

«Конечно, есть коллеги, которые меня ненавидят»

С остальными пятью сотнями трактористов-мужчин на заводе у девушки тоже нормальные отношения.

— Конечно, есть те, которые меня не любят, ненавидят. Делают вид, что меня не знают и никогда в жизни не поздороваются. А мне все равно на них, я уже давно забила на их мнение.

А кто и попробует оскорбить Катю, то она и отпор может дать.

— Когда-то язвили, подкалывали, а я тихонько сидела в свои 19 лет. А сейчас, когда им ответишь на их языке, то им и сказать нечего.

О причинах такого отношения к себе Катерина не знает. Благо таких трактористов на заводе абсолютное меньшинство.

— Большинство такие, которые говорят мне: «О, Катюха, свой пацан!».

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Катерина считает, что разницы между мужчиной и женщиной нет и в поведении на дороге. Она выделяет три категории наиболее проблемных водителей.

— Это или дедушка, или женщина без опыта, или какой-нибудь человек из тех, которые вечно сидят в телефоне. Почему тормозит поток? Потому что впереди едет один из этих троих.

Сама же девушка ездит на своем дизельном Citroen Xsara 1998 года спокойно. Но может и проучить кого-то на дороге.

— Не хочется ругаться матом, но бывает, когда перед тобой выскакивает какой-нибудь фраер и ты резко даешь по тормозам. Таких в ответ я тоже подрезать могу.

Культура вождения в Минске девушке не очень нравится. Говорит, что у нас часто не пропускают перестроиться в другой ряд в пробке.

— В Москве ты чуть колеса подвернул, и тебе уступают — едь. У нас же этого нет, вот и вся культура. Зато дороги хорошие.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Нужные услуги в нужный момент
-25%
-15%
-20%
-10%
-20%
-15%
-10%
-20%
-25%
0058758