103 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В новом КоАП изменилась формулировка «создание аварийной обстановки». Что это значит для водителей
  2. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  3. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  4. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  5. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  6. Ватные палочки, серные пробки. Врач — о том, из-за чего еще слух может стать хуже
  7. «Радуюсь „мягкому“ приговору для невиновных людей». Известные белорусы — о приговоре врачу и журналисту
  8. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  9. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  10. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  11. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  12. Минское «Динамо» проиграло СКА в первом матче Кубка Гагарина
  13. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  14. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  15. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  16. Приговор по делу о «ноль промилле», документы на экстрадицию Тихановской и жуткая авария — все за вчера
  17. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  18. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  19. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  20. Суд по делу «ноль промилле», новые задержания, планы по экстрадиции Тихановской. Что происходило 2 марта
  21. «Единственным справедливым решением был бы оправдательный приговор». Заявление TUT.BY по делу «ноль промилле»
  22. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  23. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  24. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  25. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  26. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  27. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  28. Что известно о «собственной ракете для „Полонеза“», которую создали в Беларуси
  29. «Шахтер» впервые стал обладателем Суперкубка Беларуси, победный пенальти забил вратарь
  30. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц


/ /

На параде на День независимости была не только военная техника, но и танцующие балет тракторы «Беларус». Одним из них управляла Катерина Кирилина — единственная женщина-тракторист на МТЗ. Мы встретились с ней, чтобы поговорить не только о параде, но и о ее жизни. Как Катя стала трактористкой, какую премию получила за балет и каково это — выступать перед президентом — в очередных «Соседях в пробках».

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

«На девятой передаче этот трактор очень легко положить набок»

Впервые тракторный балет минчанам показали в мае 2017 года на 71-летие МТЗ. Второе выступление было на параде 3 июля, где тракторы синхронно двигались под «Касіў Ясь канюшыну». На крыше одной из машин был венок — именно ею управляла Катерина.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Девушка выступала на тракторе «Беларус-80Х», предназначенном для уборки хлопка. По сути, это тот же советский «МТЗ-80»: на нем стоит тот же двигатель, та же муфта сцепления и та же коробка передач.

Конструктивно машина отличается одним колесом вместо двух спереди и расширенной колеей сзади. Есть в нем и некоторые современные атрибуты: например, климат-контроль и магнитола. Присутствует регулировка и обогрев зеркал, рассказывает Катя.

— А еще в отличие от моделей «80» и «82» рычаг коробки передач находится посередине. Было не очень привычно и удобно.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Специально для участия в параде на тракторе разблокировали девятую передачу, чтобы машина ехала быстрее.

— Для нас сделали исключение и убрали блокировку девятой передачи, потому что мы бы тормозили всю колонну на параде. С блокировкой он бы максимально двигался 18 километров в час, а нужно было 25.

Заводское ограничение скорости до 18 километров в час здесь не случайно. Как минимум управлять машиной на хлопковых полях Средней Азии будут не всегда профессионалы.

— Поскольку он трехколесный, то на девятой передаче его очень легко положить набок. Если на всей скорости крутануть на месте — будете лежать на боку.

«Никогда в жизни не могла подумать, что придется работать на тракторе»

Но этот трактор Катерина использовала лишь для тренировок и выступлений, а по основной работе она ездит на обычных «Беларус-82». С помощью техники девушка чистит и подметает территорию завода, а также перевозит грузы для сталелитейного цеха. Смеется, что в школе в городском поселке Видзы на Браславах и подумать не могла, что будет трактористкой.

— В детстве была шустрая, вредная и непослушная. После 9 класса хотела поступить в радиотехнический, но мать сказала: выбирай — либо школа, либо училище.

Девушка пошла в училище на физмат, где обучали слесарному делу и давали разные категории прав.

— Думала, отучусь, получу водительские права, и можно идти дальше. А тракторные пусть валяются на полочке. И я никогда в жизни не могла подумать, что мне придется работать на тракторе.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

После училища Катерина решила поступать, но завалила централизованное тестирование. Поэтому девушке надо было искать место для распределения. Шел 2008 год, Кате было 19.

— Я ездила по Минскому району, и никто не брал меня ни трактористом, ни кем-то другим. А потом знакомый привел меня на МТЗ, потому что женщина-тракторист у них тогда работала. Тогда на заводе был пик, и меня взяли.

Сразу на МТЗ было две недели стажировки, за которые Катерину научили «в принципе, всему». Потом она уже сама просила ее переводить с участка на участок, чтобы осваивать новые тракторы. Кроме того, девушка получила права на фуру и постоянно подрабатывала: таксовала по ночам и была продавцом в магазине. А в тракторный балет этой весной Катю позвало начальство.

— За три недели с завода мне позвонили и сказали: «Катерина, сегодня в два часа собрание».

«На параде надо было думать о программе, а не о президенте»

Девушка сразу согласилась на балет и после трех недель тренировок вместе с партнерами выступила на дне рождения МТЗ. Говорит, что в первый раз волновалась.

— У меня не было опыта выступлений на публике, и когда я выехала и увидела эту толпу, у меня руки и ноги затряслись.

Но все прошло хорошо, и на День независимости Катерина уже почти не волновалась. Спрашиваем, каково это — выступать перед президентом.

— Президент тоже человек, и из опыта прошлого балета я поняла, что не надо смотреть на зрителей. Просто надо думать о программе и не думать о том, что тут президент.

Кстати, отрабатывалась вся программа выступления без музыки. Катя говорит, что главное здесь — до секунды знать, кто за кем двигается. Таким образом, они вкладывались ровно в четыре минуты.

— Мы были сами себе, музыка — сама себе.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Интересуемся, доплачивают ли трактористам за танцы. Девушка говорит, что за выступление на день рождения завода им выдали премии по 400 рублей. Это чуть меньше ее оклада.

— А сколько будет за парад, пока не известно.

Но тут деньги для Катерины не главное. Говорит, что любит что-то новенькое. Работать в команде с мужчинами ей тоже было комфортно. К тому же среди них есть и ее парень Олег, которого она привела в балет перед Днем независимости.

— У нас один человек заранее купил билет на отдых в Турцию, и нужна была замена для парада. Петрович спросил, есть ли у кого желающие. Конечно, есть! А ну сюда (смеется и показывает, как тянет Олега. — Прим. TUT.BY). Петрович, вот есть хороший человек, все категории прав. Конечно, он справится.

«Конечно, есть коллеги, которые меня ненавидят»

С остальными пятью сотнями трактористов-мужчин на заводе у девушки тоже нормальные отношения.

— Конечно, есть те, которые меня не любят, ненавидят. Делают вид, что меня не знают и никогда в жизни не поздороваются. А мне все равно на них, я уже давно забила на их мнение.

А кто и попробует оскорбить Катю, то она и отпор может дать.

— Когда-то язвили, подкалывали, а я тихонько сидела в свои 19 лет. А сейчас, когда им ответишь на их языке, то им и сказать нечего.

О причинах такого отношения к себе Катерина не знает. Благо таких трактористов на заводе абсолютное меньшинство.

— Большинство такие, которые говорят мне: «О, Катюха, свой пацан!».

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Катерина считает, что разницы между мужчиной и женщиной нет и в поведении на дороге. Она выделяет три категории наиболее проблемных водителей.

— Это или дедушка, или женщина без опыта, или какой-нибудь человек из тех, которые вечно сидят в телефоне. Почему тормозит поток? Потому что впереди едет один из этих троих.

Сама же девушка ездит на своем дизельном Citroen Xsara 1998 года спокойно. Но может и проучить кого-то на дороге.

— Не хочется ругаться матом, но бывает, когда перед тобой выскакивает какой-нибудь фраер и ты резко даешь по тормозам. Таких в ответ я тоже подрезать могу.

Культура вождения в Минске девушке не очень нравится. Говорит, что у нас часто не пропускают перестроиться в другой ряд в пробке.

— В Москве ты чуть колеса подвернул, и тебе уступают — едь. У нас же этого нет, вот и вся культура. Зато дороги хорошие.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

-50%
-50%
-45%
-20%
-7%
-60%
-30%
-57%