172 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Таких цен никогда не было». Древесина ставит рекорды по стоимости во всем мире. А что у нас?
  2. В Могилеве начался суд над Павлом Северинцем и другими, он закрытый. Всех пришедших поддержать выгнали из здания
  3. «Боялись последствий со стороны банка». Что говорят в суде над топами Белгазпромбанка взяткодатели
  4. Прогноз погоды на короткую рабочую неделю
  5. «До переезда я думал, что это типичный Техас с перекати-поле». Белорусы — о жизни в Остине
  6. Журналиста TUT.BY Катерину Борисевич перевели из Жодино в СИЗО Могилева
  7. В Green City открывается фудкорт. Первым там заработает «МакДональдс», будет и новый для Минска бренд
  8. Белорусские сигареты почти на 2 млн долларов задержали в Польше
  9. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  10. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  11. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  12. Мэр израильского Лода заявил о полной потере контроля над городом. Нетаньяху ввел режим ЧП
  13. Дерматолог — о влиянии гель-лака на кожу и ногти, тревожных симптомах и противопоказаниях
  14. «С большой вероятностью после Лукашенко не будет преемственности». Эксперты о знаковом декрете
  15. Семье Ромы, который спас брата из горящего дома, выделили арендное жилье
  16. «Парни, подкатывая, просят посоветовать пилу». История лесоруба Вики
  17. Выходец из БРСМ стал новым директором Оперного театра
  18. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  19. Стрельба в школе в Казани: погибли 9 человек
  20. В Беларуси — сильная геомагнитная буря
  21. Многие известные люди поддержали перемены и осудили насилие. Что с ними теперь?
  22. Дело Тихановского и Статкевича будет рассматривать Гомельский областной суд
  23. С 13 мая снова дорожает автомобильное топливо
  24. Против беззакония и насилия. Девушки в белом гуляют по Минску уже девять месяцев
  25. Между израильтянами и палестинцами опять война? Разбираем очередное обострение на Ближнем Востоке
  26. В чем секрет храма в Будславе и что о нем надо знать. Вопросы и ответы о костеле, пережившем пожар
  27. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  28. Один из лучших минских спектаклей этого сезона. Почему надо посмотреть «Записки юного врача»
  29. Трехкратный восходитель на Эверест — о рисках, очередях к вершине и коронавирусе на такой высоте
  30. Самое лютое соперничество в женской «фигурке» закончилось нападением. В Голливуде об этом даже сняли кино


/ Фото: Инга Шкелер /

У всех личных авто 30-летнего автослесаря Евгения есть имена. Парень очень любит машины и считает, что у каждой своя душа и характер, поэтому любая из них требует своего подхода. Наш «сосед в пробках» приехал на встречу на «Желтке» — «Запорожце» цвета солнца и рассказал о том, зачем ему старые машины, как он катается на них с друзьями и почему «лучше быть таким дурачком, чем ботаном».

Фото: Инга Шкелер

Откуда у минчанина Евгения такая тяга к автомобилям, он не знает. Парень предполагает, что, скорее всего, первые зерна любви к технике были посеяны еще в детстве, когда дед катал его на тракторе по полям, а может, лет в тринадцать, когда отец купил «Запорожец». Уже тогда над этой машиной все смеялись, а еще через пару лет на «зэпре» стало стыдно ездить. Но мальчишка всегда с радостью помогал чинить ЗАЗ отцу, даже карбюратор дома вместе с ним разбирал.

— Ох, мамка тогда на нас ругалась, гнала из дома с железяками. С этого карбюратора топлива натекло, вонь на всю хату стояла! Но было интересно, — вспоминает и смеется парень, и тут же добавляет фразу, вдруг оживившую старый ЗАЗ: — А еще тот «Запорожец» был трусливый — он постоянно глох возле гаишников, чувствовал, что документы те могут проверить, и боялся.

В подростковом возрасте Евгений долго не раздумывал, куда идти учиться, потому что знал: пойдет на автослесаря в минское ПТУ. В училище парень окончил водительские курсы и получил права категории В и С, потом была служба в армии, где Евгений открыл еще D и E, а после дембеля он стал мотоциклистом и получил категорию А.

Фото: Инга Шкелер

После армии Евгений устроился автослесарем на одно из частных СТО столицы, где работает и по сей день.

— В машине я все могу делать, кроме электрики, — хвастается парень. — Мне нравится, руки вымазать не боюсь. Хотя некоторые машины бывают очень гаденькие. Возишься с ними, вроде все сделал, а она поработает и — раз: опять капризничает. Но это чужие машины, мои совсем другие!

Сейчас у Евгения пять транспортных средств. Из современных лишь мотоцикл эндуро Honda. И «старики» — советский мотоцикл с коляской «Днепр» МТ 10−36, два Volkswagen: Golf II — по имени «Жаба», потому что зеленого цвета, Multivan Т3 — «Ваня» и наш герой по имени «Желток» — ушастый «Запорожец».

— Кто-то лепит глиняные жбаны или рисует, другие бухают или колются, а я люблю с машинами возиться. Сколько денег я уже вложил в эти машины — не знаю, да я и не считаю. Просто получаю каждую зарплату и вкидываю деньги в запчасти. Наверное, если б эти деньги я откладывал, то мог бы ездить на новом BMW X5. Но это неинтересно и тупо. Что там в этих современных авто делать? Пахучку в салоне поменять и коврик вытряхнуть. То ли дело старые машины — там есть где руки приложить и покопаться!

Фото: Инга Шкелер

Окружающие Евгения люди нормально реагируют на его хобби, только мама нет-нет да и заведет разговор с сыном о том, когда уже он остепенится и женится, да порадует ее внуками. Зато многочисленные друзья Евгения рады, что у него есть время, чтобы покатать их на своих необычных авто.

— Но не весь мой транспорт в идеальном состоянии — денег не хватает. Например, мотоцикл «Днепр» сейчас стоит на даче. Его я более-менее сделал, а вот коляска пока не готова. «Ваню» сейчас привожу в порядок. Ну а «Жаба» и «Желток» в принципе готовы. На Golf II я езжу зимой и в межсезонье, а вот «Запорожец» берегу и выезжаю на нем только летом и в солнечную погоду. Посмотрите на него — как на таком в дождь кататься? Это ж машина веселого настроения!

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

Евгений купил «Запорожец» два года назад. Говорит, цели такой перед собой не ставил — купить именно ЗАЗ. Просто просматривал объявления о продаже авто в интернете.

— Все фотографии в объявлениях были сочные, красивые, а тут смотрю — под объявкой единственная малюсенькая фотка с «зэпром». Толком и не рассмотришь. Но меня цвет машины зацепил — очень редкий, тогда такие ярко-желтые шли на экспорт. Может, был бы он коричневый или красный, которых у нас валом, я бы внимания не обратил.

ЗАЗ 1979 года выпуска продавался в дачном поселке в 70 км от Минска. Цена авто кусалась — 400 долларов, против 100−150, которые просили хозяева за аналогичные машины. Автомобиль был в плачевном состоянии — десять лет он стоял вместе с дачным хозинвентарем в сарае, все жидкости из машины вытекли, двигатель не запускался, колеса спущены.

— Продавец — дедок возраста 70+, ни за что не хотел торговаться. А еще говорил мне: «Думай быстрее, у меня еще покупатели есть». Вот я и решил схватить эту машину.

Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер

Евгения подкупило то, что машина была с маленьким пробегом — всего 70 тысяч км, к тому же кузов и салон авто — в отличном состоянии.

— Кузов в машине это самое главное. Ведь это остов, к которому крепятся все детали и механизмы. Если при выборе и покупке машины человек смотрит главным образом на двигатель и подвеску, а на кузове не заморачивается — это дилетант, который в машинах не разбирается.

Так Евгений стал обладателем желтого «Запорожца». Авто обошлось ему в 500 долларов — сотню пришлось заплатить за эвакуацию машины.

Фото: Инга Шкелер
Домкрат в ЗАЗ необычный — он устанавливается в районе нижней части центральной стойки (здесь есть специальное усиление), и в машине поднимается сразу вся сторона
Фото: Инга Шкелер
В пепельнице «Запорожца» лежат не окурки, а монеты, ходившие в советские времена
Фото: Инга Шкелер
От старого владельца Евгению достался и брелок на ключах: деревянный мишка — символ «Олимпиады-80»

Автомобилист начал делать авто поэтапно — подвеску, диски, колеса, двигатель. Сколько денег ушло на ремонт ЗАЗ — Евгений не знает, говорит, «никогда не считал, иначе б спать не смог». С запчастями проблем не было — машина ведь массовая, бэушных и новых деталей на рынке хватало.

— А однажды, когда я возился с «Желтком», ко мне подошел мужчина и сказал, что у него есть много запчастей для «зэпра» и он готов их мне продать. Сколько там всего было! Договорились, что я покупаю их за 200 тысяч (неденоминированных) рублей. Я их назвал, все это добро — "четыре чемодана счастья"!

Фото: Инга Шкелер

Евгений поставил перед собой цель — сделать машину без «колхоза». Это значит, что авто должно быть оригинальное, максимально близкое к тому, как сошло с конвейера — никакого «тюнинга» в виде ярких наклеек на кузове, висюлек и меховых сидений.

— Хотя предыдущий хозяин кое-что в этой машине доработал, но я решил это оставить — это была мода советского времени. Например, проволочная оплетка руля и рукоятка рычага переключения передач — она сделана из прозрачного пластика, и если на нее посмотреть сверху, то внутри видна часть репродукции картины Рембрандта «Даная».

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

На восстановление «зэпра» у Евгения ушел год. Парень считает «Запорожец» очень надежным автомобилем и настоящим техническим прорывом для автопрома СССР 70-х годов.

— Это чудо техники, не знаю, почему к нему так скептически раньше относились, да и сейчас многие говорят, что «зэпр» — это отстой. Если машина обслужена, то никаких проблем с ней нет. Здесь мотор с воздушным охлаждением, обслуживаемый воздушный фильтр. Машина очень экономная — не требует дорогостоящих ГСМ, расход бензина всего 6−7 литров на 100 км. Сказка!

Фото: Инга Шкелер

Но некоторое переоборудование Евгению сделать все же пришлось: он установил еще один мощный генератор — с ним нет риска, что разрядится аккумулятор. В связи с тем, что двигатель был сделан под 72-й бензин, мастеру также пришлось разбирать мотор и фрезеровать камеру сгорания головки блока цилиндров — чтобы увеличить степень сжатия под более высокооктановый бензин. Теперь «Желток» работает на современном 92-м бензине.

— Конечно, дополнительный генератор — это технический колхоз, но сделано все во благо. Но зато здесь много чего осталось старого советского — начиная от хомутиков на патрубках, заканчивая фарами и даже аптечкой с ее содержимым.

Фото: Инга Шкелер
В «родной» аптечке лежат медикаменты 70-х годов выпуска. «Конечно, ими не воспользуешься по назначению, но некоторую историческую ценность они имеют», — говорит автомобилист

— Для меня счастье не в чем-то материальном, а вот в этом старье, ржавых железках. Душу в них вкладываю. И знаете, людям нравится!

Теплыми весенними или летними днями Евгений вместе с друзьями садится в желтый «Запорожец», и отправляются они куда-нибудь за город.

— Едем, подпрыгиваем на сиденьях с пружинами, и так нам весело! А еще очень приятна реакция окружающих на эту машину — почти все люди смотрят, сигналят из своих авто, машут нам руками, показывают большой палец — мол, класс! Это настолько поднимает настроение, что понимаешь — не зря возился с «Желтком», если он всем так нравится.

Фото: Инга Шкелер

— Но я больше не хочу старые машины покупать — это иногда очень выматывает и материально, и физически. Может, и завершу на этом… — признался Евгений, а через минутную паузу добавляет: — Хотя не смогу я это оставить навсегда. Наверное, как дурачок, буду покупать это старье и восстанавливать. Ну и пусть: это лучше, чем быть вечным ботаном.

Фото: Инга Шкелер

-5%
-35%
-99%
-50%
-15%
-5%
-40%
-20%
-15%
-10%
-11%