• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. 76 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В Беларуси празднуют День Победы
  2. Лаевский: Максиму Знаку предъявили окончательное обвинение. Его дело скоро передадут в суд
  3. В Лиде заметили странную очередь, в которой раздавали деньги. В исполкоме говорят о возможной провокации
  4. В Минске все-таки запустили в небо тысячи красных и зеленых шариков, против которых подписывали петицию
  5. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  6. Арина Соболенко поднялась на рекордное четвертое место в рейтинге WTA
  7. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит
  8. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  9. Что происходило в Минске в День Победы: Лукашенко с сыновьями, очередь за кашей и досмотры
  10. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  11. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  12. Бабарико, Тихановская и Цепкало о том, как для них началась избирательная кампания в прошлом году
  13. Эндокринолог — о том, почему сахарным диабетом болеет все больше людей
  14. «Шахтер» обыграл БАТЭ благодаря шикарному голу Дарбо. Чемпионская интрига убита?
  15. «Ці баяўся? Канешне, баяўся». Дзесяць цытат Васіля Быкава пра Вялікую Айчынную вайну
  16. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  17. Год назад стартовала, возможно, главная избирательная кампания независимой Беларуси. Как это было
  18. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  19. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  20. Лукашенко: «Давайте прекратим это не нужное никому противостояние»
  21. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  22. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  23. В Индии люди, переболевшие COVID-19, начали заражаться редким «черным грибком»
  24. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  25. Освободилась белорусская «рекордсменка» по «суткам» за протесты. Она отбыла в изоляторе 105 суток
  26. Декрет «о коллективном президенте». Объясняем, о чем он — коротко
  27. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы
  28. Лукашенко подписал декрет о переходе власти в случае его гибели
  29. День Победы в Минске завершили концертом и фейерверком. Посмотрели, как это было
  30. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов


Михаил Осипенко / Фото автора /

Автоматические автомойки экономят время и обходятся дешевле. Автоматика работает по строгому алгоритму, и влияние человека на качество мойки исключено. Но значит ли это, что автомойки способны довести кузов автомобиля до блеска? Вместе с экспертом, консультантом в области организационной и хозяйственной деятельности Сергеем Путричем мы проехались по автомойкам и подготовили для автомобилистов советы, которыми стоит воспользоваться при выборе сервиса.

Фото Михаил Осипенко

— Температура, моющее средство и механическое воздействие — три слагаемых качественного результата на портальной или конвейерной мойке. К сожалению, владельцы моек не всегда соблюдают все необходимые условия и требования, предусмотренные производителем оборудования, — рассказывает Сергей.

Как и любой механизм, автомойка должна работать в предписанных условиях и проходить регулярное техническое обслуживание. Если вдруг человеческий фактор внесет свои коррективы в установленные правила, тогда «что-то пойдет не так». Мы не будем углубляться в особенности эксплуатации и работы автомойки, а сразу перейдем к практическим советам, которые позволят вам отличить качественную мойку от такой, которая не оправдает ожиданий или даже навредит автомобилю.

Совет 1: у хорошей автомойки закрыты ворота

Первый совет применим не круглый год, но 9−10 месяцев в году точно. В холодную погоду ворота автомойки должны быть закрыты во время ее простоя и работы.

— Применяемая при мойке химия хорошо работает при температуре не ниже 10−16 градусов, — поясняет Сергей. — Если температура в помещении низкая, то напрасно ожидать должного качества мойки, эффективности сушки и нанесения воска. Заводы-изготовители автомоек даже не предусматривают их эксплуатацию при низких температурах.

И в самом деле, во время экспресс-экскурсии по автомойкам Минска нам повстречались настежь открытые мойки и закрытые, с хорошо отапливаемым внутренним пространством — при том, что температура воздуха на улице колебалась от +2 до +5 градусов. Налицо явная разница в условиях эксплуатации. Примечательно, что в помещении ухоженных и обслуженных автомоек всегда тепло.

Фото Михаил Осипенко
Не стоит тратить деньги на автомойку, которая настежь открыта в холодную погоду — применяемая химия теряет свою эффективность при температуре ниже 10−16 градусов. Ворота хорошей мойки будут закрыты, а внутри будет тепло зимой. В жару автомойка может быть открыта

Совет 2: щетки — лицо автомойки

Самая важная часть любой автоматической мойки — ее щетки. Они не вечные и имеют свойство изнашиваться. Полный комплект щеток для портальной автомойки стоит 5−7 тысяч долларов, а для конвейерной — дороже в несколько раз. Высокие цены на этот расходник нередко побуждают владельца автомойки откладывать замену до последнего. Однако даже изношенные щетки неплохо очищают кузов, убирают с его поверхности грязь. Но вместе с тем царапают лакокрасочное покрытие.

Фото Михаил Осипенко
Эта щетка полностью изношена и пусть и не сильно, но царапает лакокрасочное покрытие автомобилей. В будущем это приведет к более серьезным проблемам

— Грубых царапин изношенные щетки не оставят, но отполированный кузов или лак на новом автомобиле моментально приобретет характерную текстуру из царапинок, — объясняет Сергей. — Изношенные щетки можно рассмотреть невооруженным взглядом и быстро принять решение: «мыть» или «не мыть» машину.

Фото Михаил Осипенко
Вот так выглядит свежая неизношенная полиэтиленовая щетка: «опушка» на кончиках хорошо видна невооруженным взглядом

Существует два вида щеток. Полиэтиленовые щетки представляют собой ворс из нитей, напоминающих толстую мягкую леску, с рассеченными концами. Эта «опушка» на концах нитей отлично видна и зачастую даже немного выделяется по цвету. Если на щетке отсутствует опушка, тогда лучше отказаться от услуги и искать более свежую и обслуженную мойку.

Второй, он же самый современный, тип щеток — из вспененного неопрена. Полоски неопрена служат дольше и бережнее чистят кузов, но на их состояние тоже надо обращать внимание: они должны иметь равномерный цвет и чистый вид.

Фото Михаил Осипенко
Щетка из вспененного неопрена служит дольше, бережнее очищает кузов, но клиенту стоит обращать внимание и на нее. Полоски должны быть чистыми и аккуратными

Также на щетках не должно быть отдельных вытянутых волокон, так как при вращении щетки они оказывают сильное механическое воздействие на кузовной лак.

Фото Михаил Осипенко
Еще один признак износа: вытянутый или выдернутый «ворс». Длинные нити довольно грубо воздействуют на лакокрасочное покрытие кузова, а также они сильнее подвержены непредвиденному зацепу за элементы кузова

Кроме того, должны быть исправны и другие элементы автомойки. Например, на одной мойке мы обнаружили погнутую щетку для чистки колесных дисков, на другой были неисправны форсунки, подающие воду, — жидкость текла из них, даже когда мойка не работала.

Фото Михаил Осипенко
Форсунки мойки не должны давать течи в нерабочем состоянии — это признак сильного износа оборудования и отсутствия обслуживания

Совет 3: важные нюансы

Третий совет касается моментов, которые проявляются уже в процессе мойки. На первом этапе воду с кузова смывают форсунки высокого давления. Так вот, должны работать все из них. Обычно на портальных мойках есть вертикальный контур высокого давления для смыва грязи с боков кузова и горизонтальный контур, орошающий крышу. Водителям высоких кроссоверов и внедорожников стоит обратить внимание на то, чтобы боковые форсунки орошали бока кузова по всей его высоте: многие старые мойки просто не были рассчитаны на то, что у них будут мыться высокие машины.

Фото Михаил Осипенко
Все форсунки контура высокого давления должны работать и давать равномерный напор воды

Густота активной пены отчасти определяет и качество итогового результата мойки, а также намекает на то, что владелец мойки не экономит на количестве химии. Кроме того, густая пена в процессе мойки снижает механическое воздействие щеток на лакокрасочное покрытие.

Фото Михаил Осипенко
Одна портальная мойка и дорогая программа (9 рублей)…
Фото Михаил Осипенко
… И вторая портальная мойка, такая же дорогая программа (9 рублей), но разница в количестве и густоте пены очевидная

Также нередко на портальных мойках после нанесения пены выдерживается минутная пауза — в это время работает нанесенная на кузов химия. Пауза в работе портальной автомойки — хороший, хотя и не обязательный признак ее ориентированности на качественный результат.

О качестве нанесенного воска свидетельствует приобретенная гидрофобность лакокрасочного покрытия: чем меньше по размеру капельки воды, попадающей на кузов, тем добротнее примененный воск.

Что скрывает автомойка?

Автоматическая мойка работает по закрытому циклу: стекающая с кузова автомобиля вода попадает в резервуар, проходит грубую очистку и используется повторно. В зависимости от установленного оборудования чистая водопроводная вода может использоваться на финальной стадии мойки кузова. За качество очистки воды отвечает не только система фильтрации, но и химия, которая гасит пену и нейтрализует моющий состав, и даже бактерии, которыми населяют резервуары для очистки воды. При мойке, помимо чистящей химии, используются добавки, смягчающие воду: благодаря им капли после высыхания не оставляют на кузове характерных пятен. Все компоненты, моющие кузов и очищающие используемую воду, импортные и недешевые.

— В Европе автоматические мойки очень популярны благодаря скорости обслуживания и невысоким ценам: 20−22 евро за один автомобиль. У нас стоимость мойки на том же оборудовании составляет в пересчете 4−5 евро. Да, вода и электроэнергия дешевле, но не настолько, чтобы цена была ниже в четыре раза. Следовательно, оператор — владелец мойки вынужден на чем-то экономить, чтобы предложить привлекательные цены на услуги, — поясняет Сергей.

Чистый результат гарантирован?

В Беларуси в основном представлены автоматические «контактные» мойки немецких (Karcher, WashTec) и испанских (Istobal) производителей. Есть одна туннельная мойка с американским оборудованием, но это скорее исключение из правил.

Возраст и состояние оборудования очень разные. Не пришлось тратить много времени для того, чтобы найти как откровенно потрепанные мойки, так и аккуратные, обслуженные, работающие по всем правилам эксплуатации.

— С точки зрения технического состояния, парк портальных и туннельных моек в Беларуси очень разношерстный. Появляются точки с новым оборудованием, остается немало откровенно изношенных моек, — делится своим мнением Сергей.

Фото Михаил Осипенко
Нам даже повстречалась автомойка с отломанной кнопкой экстренного отключения. Как остановить 2-тонный моющий портал, если произойдет нештатная ситуация?

В любом случае автоматическая мойка не всегда гарантирует 100%-ный результат. Автоматика не исповедует индивидуальный подход и потому нередко не может удалить грязь из «закоулков» кузова. Причем не только из щелей, но даже из просто вогнутых частей и элементов. Чаще всего это касается воздухозаборников в переднем бампере и углубления под номерной знак сзади. Также щетки не способны эффективно очистить нижние края бампера и колесные арки.

— Самый сильный противник автоматической мойки — это налипшие на бампере и особенно капоте насекомые, — рассказывает Сергей.

Фото Михаил Осипенко
Из-за слишком большого количества пены и нюансов кузова при ополаскивании и обдуве на хорошей обслуженной мойке не была полностью смыта и высушена нижняя часть переднего бампера и вогнутый профиль крышки багажника

Приехал на автомойку — читай правила

Клиенту автоматической мойки обязательно нужно ознакомиться с правилами ее работы. Информационные таблички наглядны и расположены на въезде в помещение мойки. Если правила требуют сложить боковые зеркала, снять антенны и слабо закрепленные элементы кузова, обязательно так и делайте.

Фото Михаил Осипенко

— У меня в практике были случаи, когда клиенты, не ознакомившись с правилами, не снимали с крыши «хвостики» антенн. Щетки мойки не просто их отламывают, но еще и захватывают намотавшимся ворсом. Поэтому при дальнейшем вращении щетки антенна бьет по кузову с такой силой, что мнется металл и разбиваются стекла. Однажды таксист забыл снять с крыши плафон — после мойки машина была помята так, будто несколько раз перевернулась через крышу, — делится грустным опытом Сергей.

— Подстраховать клиента от его же невнимательности и забывчивости может только оператор, который присутствует на туннельной мойке. А на портальной клиент остается наедине с автоматикой.

-20%
-10%
-10%
-10%
-10%
-25%
-33%
-35%
-20%
-13%
0073029