• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Эксклюзив


Велосипед для Минска — привычное транспортное средство. Тем разительнее на фоне технологичных и полностью «упакованных» железных коней выглядит их собрат из настоящего дерева — гладкого и теплого на ощупь. AUTO.TUT.BY отправился тестировать диковинку. Забегая вперед: ощущения от поездки прекрасные, чувствуешь себя как минимум звездой инстаграма.

«Деревянные ровары — штучный товар»

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Уже год, как ребята из компании «Паматэй» делают белорусские деревянные велосипеды марки Drovar, а вот реализуют их в Беларуси и России другие компании уже под своим именем. Производство расположилось на арендуемых площадях завода «Горизонт» в центре Минска.

В мастерской пахнет деревом, везде куски деревянного шпона, опилки, заготовки, выпиленные рамы будущих велосипедов, почти готовые брызговики, укрытые целлофаном, — по всему видно, работа идет. А вот склада, где хранились бы готовые изделия или детали к ним, мы так и не увидели. Все сразу отправляется заказчику.

— Наши велосипеды покупают и в США, и в России, вот в Южную Корею скоро поедут. По Минску всего пару штук ездит. Понимаете, деревянный велосипед — это самобытно, уникально. Хотя он такой же надежный, как и железный, но не всякий его себе купит. Поэтому на склад мы не работаем: если есть заказ, то делаем, нет — занимаемся другими производствами. Вот, например, мастерим вешалки для велосипедов. Кажется, простая деревянная палка, а нужная и надежная, — рассказывают на производстве.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Все детали для велосипеда делаются вручную, и процесс это трудоемкий. Плиты из разных видов древесины режутся на слои и заготовки, а потом склеиваются специальным гидроизолирующим клеем в специальных температурно-влажностных условиях. Готовая рама покрывается несколькими слоями грунтовки, пропитки и лака корабельного уровня. Благодаря такой обработке хорошо видна фактура дерева. А на сборку велосипеда из уже готовых деталей уходит часа два.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Идею делать велосипеды из дерева современные мастера позаимствовали у белорусского умельца из деревни Богдановки, что на Полесье.

— Мы когда задумали делать велосипеды, разузнали всю его историю. Первый деревянный велосипед появился в Беларуси в 1933 году, он до сих пор хранится в музее в Пинске. Сам же мастер Василий был кузнецом. Железные велосипеды были тогда очень дорогими, поэтому Василий решил смастерить велосипед из дерева. На нем он отправился в Пинск на рынок. Там же мастер и продал велосипед, кажется, за 10 злотых. На тот момент это были огромные деньги.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

В основе Drovara деревянная рама из березы (подешевле) или ясеня (подороже). Из дерева выполнены также брызговики и руль. Фурнитура — из железа, как и звонок, ручки на руле и седло обшиты кожей. Важна эстетика: рама у велосипеда светлого цвета и к ней в тон покрышки. Поэтому кажется, что и покрышки сделаны из дерева.

Цена велосипеда немаленькая: «березовый» велосипед стоит 1890 белорусских рублей (около 1 тыс. долларов). Изделие из ясеня обойдется дороже — 2290 белорусских рублей (около 1210 долларов). Стоимость велосипеда может быть и выше, все зависит от пожеланий заказчика по его комплектации. Мастера дают гарантию на раму на пять лет.

Поехали!

Наконец начинаем тест-драйв. Мы решили оценить «рулимость», тормоза, посадку и удобство деревянного велосипеда, чтобы понять, удобно ли им будет пользоваться в повседневной жизни обычному городскому жителю, учитывая, что велосипедисту часто приходится то спешиваться на светофорах (ПДД никто не отменял), то поднимать его в подземных переходах. Из личного опыта скажу, что предпочитаю выбрать более длинный маршрут от дома до конечной точки, чем волочь 14−18 килограммов (столько весит стандартный велик) вверх по лестнице в подземном переходе, — так себе ощущения.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

На тест нам достался самый первый велосипед, произведенный в компании. Другие давно уехали к заказчикам.

— Это наш «дедушка», — шутят мастера. —  Опытный образец. В новых велосипедах мы учли некоторые особенности: например, увеличили радиус поворота руля, придумали новые дизайны.

Запрыгиваю на велосипед, полуоборот педалей — и он легко (именно легко) начинает катиться и набирать скорость — только успевай дорогу выбирать! Динамичности придает вес велосипеда. Еще пол-оборота — и машина лихо катится по неровному асфальту на заводской территории, отличий от привычного велосипеда почти нет. Признаться, такой прыти от данного транспортного средства я не ожидала, ведь внешне кажется, что велосипед довольно неповоротлив.

В гору на велике ехать было тяжелее — потребовалось чуть больше усилий, но тренированный человек их не заметит. Конечно, на шоссейнике с несколькими скоростями преодолевать минские подъемы удобнее — не нужно так напрягаться. Но чуть поднажимаешь на педали — и велосипед набирает скорость. Заодно и тренировка.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

У велосипеда только ножной тормоз, срабатывает он плавно. А что если понадобится затормозить внезапно, как это часто бывает в реальной ситуации в городе? Ради эксперимента торможу резко — тормоз срабатывает так же цепко, несмотря на то, что велосипед довольно тяжелый, и без лишних дерганий. В то же время ощущения хрупкости конструкции нет.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

С непривычки спешиваться неудобно: поначалу пришлось буквально спрыгивать с велосипеда, веселя прохожих: все-таки рост метр с кепкой дает о себе знать. Но позже я приноровилась и мне почти удавалось делать это изящно.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

А ехать было удобно. Как оказалось, длина от седла до руля для моего роста была оптимальной. К слову, при заказе с вас снимут необходимые мерки, чтобы сделать велосипед именно под вас. Мне испытуемый экземпляр оказался впору: хочешь — езжай себе домой с гордой осанкой, хочешь — пригнись к рулю и крути педали что есть сил.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
И даже звоночек на руле — все как в советском велосипеде

У первого велосипеда, по словам создателей, не до конца отрегулирован радиус поворота руля. Для поворотов в городе и для объезда препятствий его хватает. А вот чтобы сделать разворот, нужна довольно большая площадка. В последующих моделях это учли и радиус руля увеличили.

В целом же велосипед устойчивый, удары на колдобинах гасят амортизаторы на седле, тормозит хорошо, плюс эстетическое удовольствие — полированное дерево с сохраненной фактурой. Ощущения полета прекрасные.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Высоту сиденья можно отрегулировать под рост человека. А удары от неровного тротуара гасят амортизаторы

Да и внимание с таким велосипедом нам было обеспечено. То и дело подходили прохожие с вопросами, где можно приобрести такое чудо. Интересовались стоимостью, моделью и управляемостью — хоть прокат деревянных велосипедов открывай.

— Шоссейник? — спрашивает прохожий, а я краем глаза замечаю, как неизвестный фотограф ловит в кадр необычное транспортное средство.

— Горник! — смеюсь в ответ.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Единственный существенный недостаток деревянного велосипеда, который заметили во время тест-драйва, — это его вес. Все-таки 20 кило довольно сложно таскать через подземные переходы. Но это мое субъективное мнение. Обычный велик весит от 14 до 18 килограммов, есть экземпляры и более тяжелые. Так что это, скорее, дело привычки.