154 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
Коллапс с водой в Минске
  1. Почему из-за прорыва всего одной трубы сотни тысяч минчан остались без воды? Разбираемся
  2. МИД недоумевает по поводу заявления Литвы о возможной аккредитации посла США в Беларуси
  3. Мингорисполком отказал организаторам в проведении «Чернобыльского шляха»
  4. Самая красивая пара современной «фигурки»: выиграли ЧМ и счастливы вместе вне льда
  5. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  6. «И линии нарисуем, и достойно ответим». В Москве прошла встреча Лукашенко и Путина
  7. Мингорисполком назвал две версии аварии на водопроводе в Чижовке
  8. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  9. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  10. Дерматолог — о симптомах и опасности крапивницы
  11. «Нельзя отворачиваться от друга, чьи глаза закрываются в последний раз». Как пережить смерть любимого питомца
  12. Посмотрели, что происходит сегодня в Чижовке, где вчера случилось коммунальное ЧП
  13. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  14. Украина вводит спецпошлину на белорусские автобусы и грузовики
  15. Внимание: синоптики предупредили о резком ухудшении погоды
  16. Прогноз от властей: каким будет курс доллара в ближайшие три года
  17. Покупатель с 50 тысячами долларов — король на рынке квартир в Минске. А королю не нужно спешить
  18. Минчанка рассказала, как за неделю вырастила на балконе грибы и получилось ли на этом сэкономить
  19. Следственный комитет объявил в розыск Герасименю и Опейкина
  20. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  21. Провизор дает шесть простых советов, которые помогут вам сэкономить на лекарствах
  22. Путин ответил на предложение Зеленского встретиться
  23. Усилить защиту силовиков, ужесточить наказание за экстремизм. Какие изменения в УК поддержали депутаты
  24. Поцелуй молодой пары попал на фото TUT.BY. Что с ней стало спустя три года?
  25. Все умеют считать деньги — свои. А как насчет общих денег из кошелька страны? Проверим?
  26. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  27. Гинеколог — о заболевании, которое может не иметь симптомов и при этом мешать женщине родить
  28. «Трупный яд попал к соседям через доски в полу». История Леонида, который убирает дома после смерти
  29. СМИ выяснили, кто может быть четвертым фигурантом по «делу о госперевороте»
  30. В подвешенном состоянии. История многодетной семьи из Бреста, которая готовится на три года отправить папу на «химию»


/ /

Велосипед для Минска — привычное транспортное средство. Тем разительнее на фоне технологичных и полностью «упакованных» железных коней выглядит их собрат из настоящего дерева — гладкого и теплого на ощупь. AUTO.TUT.BY отправился тестировать диковинку. Забегая вперед: ощущения от поездки прекрасные, чувствуешь себя как минимум звездой инстаграма.

«Деревянные ровары — штучный товар»

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Уже год, как ребята из компании «Паматэй» делают белорусские деревянные велосипеды марки Drovar, а вот реализуют их в Беларуси и России другие компании уже под своим именем. Производство расположилось на арендуемых площадях завода «Горизонт» в центре Минска.

В мастерской пахнет деревом, везде куски деревянного шпона, опилки, заготовки, выпиленные рамы будущих велосипедов, почти готовые брызговики, укрытые целлофаном, — по всему видно, работа идет. А вот склада, где хранились бы готовые изделия или детали к ним, мы так и не увидели. Все сразу отправляется заказчику.

— Наши велосипеды покупают и в США, и в России, вот в Южную Корею скоро поедут. По Минску всего пару штук ездит. Понимаете, деревянный велосипед — это самобытно, уникально. Хотя он такой же надежный, как и железный, но не всякий его себе купит. Поэтому на склад мы не работаем: если есть заказ, то делаем, нет — занимаемся другими производствами. Вот, например, мастерим вешалки для велосипедов. Кажется, простая деревянная палка, а нужная и надежная, — рассказывают на производстве.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Все детали для велосипеда делаются вручную, и процесс это трудоемкий. Плиты из разных видов древесины режутся на слои и заготовки, а потом склеиваются специальным гидроизолирующим клеем в специальных температурно-влажностных условиях. Готовая рама покрывается несколькими слоями грунтовки, пропитки и лака корабельного уровня. Благодаря такой обработке хорошо видна фактура дерева. А на сборку велосипеда из уже готовых деталей уходит часа два.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Идею делать велосипеды из дерева современные мастера позаимствовали у белорусского умельца из деревни Богдановки, что на Полесье.

— Мы когда задумали делать велосипеды, разузнали всю его историю. Первый деревянный велосипед появился в Беларуси в 1933 году, он до сих пор хранится в музее в Пинске. Сам же мастер Василий был кузнецом. Железные велосипеды были тогда очень дорогими, поэтому Василий решил смастерить велосипед из дерева. На нем он отправился в Пинск на рынок. Там же мастер и продал велосипед, кажется, за 10 злотых. На тот момент это были огромные деньги.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

В основе Drovara деревянная рама из березы (подешевле) или ясеня (подороже). Из дерева выполнены также брызговики и руль. Фурнитура — из железа, как и звонок, ручки на руле и седло обшиты кожей. Важна эстетика: рама у велосипеда светлого цвета и к ней в тон покрышки. Поэтому кажется, что и покрышки сделаны из дерева.

Цена велосипеда немаленькая: «березовый» велосипед стоит 1890 белорусских рублей (около 1 тыс. долларов). Изделие из ясеня обойдется дороже — 2290 белорусских рублей (около 1210 долларов). Стоимость велосипеда может быть и выше, все зависит от пожеланий заказчика по его комплектации. Мастера дают гарантию на раму на пять лет.

Поехали!

Наконец начинаем тест-драйв. Мы решили оценить «рулимость», тормоза, посадку и удобство деревянного велосипеда, чтобы понять, удобно ли им будет пользоваться в повседневной жизни обычному городскому жителю, учитывая, что велосипедисту часто приходится то спешиваться на светофорах (ПДД никто не отменял), то поднимать его в подземных переходах. Из личного опыта скажу, что предпочитаю выбрать более длинный маршрут от дома до конечной точки, чем волочь 14−18 килограммов (столько весит стандартный велик) вверх по лестнице в подземном переходе, — так себе ощущения.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

На тест нам достался самый первый велосипед, произведенный в компании. Другие давно уехали к заказчикам.

— Это наш «дедушка», — шутят мастера. —  Опытный образец. В новых велосипедах мы учли некоторые особенности: например, увеличили радиус поворота руля, придумали новые дизайны.

Запрыгиваю на велосипед, полуоборот педалей — и он легко (именно легко) начинает катиться и набирать скорость — только успевай дорогу выбирать! Динамичности придает вес велосипеда. Еще пол-оборота — и машина лихо катится по неровному асфальту на заводской территории, отличий от привычного велосипеда почти нет. Признаться, такой прыти от данного транспортного средства я не ожидала, ведь внешне кажется, что велосипед довольно неповоротлив.

В гору на велике ехать было тяжелее — потребовалось чуть больше усилий, но тренированный человек их не заметит. Конечно, на шоссейнике с несколькими скоростями преодолевать минские подъемы удобнее — не нужно так напрягаться. Но чуть поднажимаешь на педали — и велосипед набирает скорость. Заодно и тренировка.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

У велосипеда только ножной тормоз, срабатывает он плавно. А что если понадобится затормозить внезапно, как это часто бывает в реальной ситуации в городе? Ради эксперимента торможу резко — тормоз срабатывает так же цепко, несмотря на то, что велосипед довольно тяжелый, и без лишних дерганий. В то же время ощущения хрупкости конструкции нет.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

С непривычки спешиваться неудобно: поначалу пришлось буквально спрыгивать с велосипеда, веселя прохожих: все-таки рост метр с кепкой дает о себе знать. Но позже я приноровилась и мне почти удавалось делать это изящно.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

А ехать было удобно. Как оказалось, длина от седла до руля для моего роста была оптимальной. К слову, при заказе с вас снимут необходимые мерки, чтобы сделать велосипед именно под вас. Мне испытуемый экземпляр оказался впору: хочешь — езжай себе домой с гордой осанкой, хочешь — пригнись к рулю и крути педали что есть сил.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
И даже звоночек на руле — все как в советском велосипеде

У первого велосипеда, по словам создателей, не до конца отрегулирован радиус поворота руля. Для поворотов в городе и для объезда препятствий его хватает. А вот чтобы сделать разворот, нужна довольно большая площадка. В последующих моделях это учли и радиус руля увеличили.

В целом же велосипед устойчивый, удары на колдобинах гасят амортизаторы на седле, тормозит хорошо, плюс эстетическое удовольствие — полированное дерево с сохраненной фактурой. Ощущения полета прекрасные.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Высоту сиденья можно отрегулировать под рост человека. А удары от неровного тротуара гасят амортизаторы

Да и внимание с таким велосипедом нам было обеспечено. То и дело подходили прохожие с вопросами, где можно приобрести такое чудо. Интересовались стоимостью, моделью и управляемостью — хоть прокат деревянных велосипедов открывай.

— Шоссейник? — спрашивает прохожий, а я краем глаза замечаю, как неизвестный фотограф ловит в кадр необычное транспортное средство.

— Горник! — смеюсь в ответ.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Единственный существенный недостаток деревянного велосипеда, который заметили во время тест-драйва, — это его вес. Все-таки 20 кило довольно сложно таскать через подземные переходы. Но это мое субъективное мнение. Обычный велик весит от 14 до 18 килограммов, есть экземпляры и более тяжелые. Так что это, скорее, дело привычки.

-20%
-10%
-26%
-50%
-7%
-10%
-20%
-99%
-10%
-50%
-40%
-20%