Эксклюзив


/

Табуретки на колесах и самые мощные гран-туризмо, многомиллионные народные любимцы и статусные машины девяностых, передовые технические разработки и дуропластовый ширпотреб из ГДР… Странноватую «Изетту» и «бэху-восьмерку» выпускала одна и та же фирма, и обе модели стали культовыми. Послевоенная автомобильная история Германии полна интересных машин, вызывающих то восхищение, то смех. А вы знали, что задолго до Bugatti немецкий дорожный суперкар превысил скорость в 400 км/ч?

AUTO.TUT.BY продолжает рубрику «Откуда колеса растут». Регулярно мы рассказываем читателям об изобретениях, разработках и ноу-хау в области автомобилестроения какой-то определенной страны мира, которые изменили представление о машинах в целом. Вместе с Mercedes-Benz (Автомобильный дом «Энергия ГмбХ») мы продолжим изучать автопром Германии.

Автомобиль из самолета и прочие «таратайки»

После войны разоренной стране требовались автомобили. Денег у населения было немного, поэтому они готовы были покупать самые простецкие модели, лишь бы стоили мало, ездили хорошо и не тратили много топлива.

В начале-середине пятидесятых немецкие авиастроительные фирмы, которым было запрещено заниматься производством самолетов, пытаются наладить выпуск недорогих автомобилей. В компании «Дорнье» разработали четырехместный автомобиль Dornier Delta, в котором пассажиры переднего и заднего рядов сидели спиной друг к другу. В машине было две двери: в переднем торце и в заднем. Фирма не могла самостоятельно наладить выпуск модели и передала ее по лицензии другой компании с военным прошлым — «Цюндапп» (ее сокращенное название образовано от слов Zünder und Apparatebau — «детонаторы и устройства»), где ее выпустили на рынок под именем Zündapp Janus. В 1957−58 годах изготовили 6902 автомобиля; у них был 245-кубовый двигатель мощностью 14 л.с.

Источник: wikimedia.org.

В фирме «Хайнкель» придумали автомобильчик Heinkel Kabine с большой площадью остекления. Версия «Typ 153» была трехколесной, а «Typ 154» — четырехколесной; машины оснащали мотором объемом 174−204 «кубика» и мощностью 9−10 «лошадей». В Германии за годы производства (1956−1958) выпустили почти 12 тысяч экземпляров; позже машина выпускалась по лицензии в Великобритании, Ирландии и Аргентине.

Источник: wikimedia.org

В фирме «Мессершмидт» приступили к выпуску автомобиля, разработанного Фрицем Фендом. Модель KR175 называли Kabineroller — «мотороллер с кабиной», и она была похожа на кабину самолета без крыльев. В салоне помещалось двое, причем пассажир сидел за водителем, — все как в истребителе. На машину ставили мотор объемом 174 «кубика» мощностью 9 л.с.; позже стали ставить 191-кубовые моторы мощностью 9,9 «лошадей», — такая версия получила индекс KR200. С 1953 по 1965 год выпустили примерно 55 тысяч «кабинероллеров».

Источник: classicrecollections.com

Компания BMW лицензировала модель Isetta у итальянской фирмы Iso Ренцо Ривольты. Машина была похожа на «Цюндапп Янус», только дверь в торце имелась всего одна; она откидывалась вместе с рулем. Двигатель объемом 247 «кубов» развивал 13 л.с. мощности, позже появился 300-кубовый агрегат, — с ним машинка разгонялась до 85 км/ч. С 1956 по 1962 год баварцы выпустили 161 360 экземпляров машины; еще почти 35 000 пришлось на увеличенную версию BMW 600 с 20-сильным двигателем.

Источник: wikimedia.org

Народные автомобильчики простой конструкции и за малые деньги пытались выпускать многие фирмы. Компания Glas из Дингольфинга выпустила 280 тысяч седанов и купе модели Goggomobil; компания Elektromaschinenbau Fulda из города Фульда изготовила около 2900 миниатюрных «фульдамобилей» десятка разных моделей. Вершиной миниатюризации можно назвать трехколесную Brütsch Mopetta из Штутгарта. Ее моторчик объемом всего 50 «кубиков» мощностью 2,5 л.с. разгонял машинку до 35 км/ч.

Источник: thumbor.unica.ro

К началу — середине шестидесятых выпуск этих «кабинероллеров» и «гоггомобилей» почти прекращается: население потихоньку богатело и хотело комфорта. А доплатив совсем немного, уже можно было себе позволить полноценную пассажирскую машину — такую как Volkswagen Käfer («Жук»).

Сила-через-радость-ваген

Прообраз «Жука» Фердинанд Порше разработал еще в начале тридцатых, но попытка наладить массовое производство на заводах Zündapp и NSU вылились лишь в штучное изготовление полудюжины прототипов.

Реконструкция модели Porsche Typ 12, изготовленной на заводе Zündapp. Источник: wikimedia.org

В 1934 году Адольф Гитлер объявил об идее народного автомобиля, а в 38-м началось строительство завода для выпуска машины, получившей имя KdF-38. Аббревиатура расшифровывается как Kraft durch Freude («сила через радость») — так в фашистской Германии называлась организация, отвечавшая за идеологию и досуг. Но за машиной прижилось народное название Volkswagen — «народный автомобиль». В 1945-м развернулось серийное производство этой модели под названием Volkswagen Typ 11. Позже ей присваивали разные индексы (исходя из объема мотора): Volkswagen 1200, Volkswagen 1300 и т.д., но на долгие десятилетия за автомобилем закрепилось народное прозвище Käfer («Жук»).

Рекламный буклет 1938 года. Источник: dhm.de

В Германии его выпуск прекратился еще в 1978-м, но в Мексике машину собирали до 2003-го. В июле того года с конвейера сошел последний «Жук»; общий тираж модели за 65 лет производства в разных странах составил 21 529 464 штуки, — это самый массовый автомобиль в мире.

Самый последний выпущенный «Жук» хранится в музее марки в Вольфсбурге. Источник: wikimedia.org

Серебряные стрелы и чайкины крылья

В то же время, когда авиафирмы собирали простецкие автомобили-«кабинероллеры» для обычных дорог, компания Mercedes возобновляет свою гоночную программу и к сезону 1952 года строит модель W194. Ее создателем был Рудольф Уленхаут — разработчик еще довоенных «реннвагенов» компании; трехлитровый мотор выдает 150−175 лошадиных сил. «Серебряные стрелы» вернулись — и спорткупе с обтекаемым кузовом с ходу выигрывает 24-часовой марафон в Ле-Мане (Германн Ланг и Фриц Рисс), этапы в Бремгартене (Карл Клинг), Нюрбургринге (Германн Ланг) и гонку «Каррера Панамерикана» в Мексике (Карл Клинг и Ханс Кленк).

Источник: racing-history.de

Следующим спортивным автомобилем компании стала модель Mercedes-Benz W196. У него был 2,5-литровый атмосферный мотор, выдававший 257 лошадиных сил (позже — 290 л.с.) и разгонявший спорткар почти до 300 км/ч. Для шасси создали несколько кузовов: обтекаемый с закрытыми колесами (Stromlinienwagen) — для скоростных автодромов типа Монцы, и привычного вида с открытыми колесами (Rumpfwagen) — для треков с большим числом поворотов.

Источник: wikimedia.org
Источник: wikimedia.org

В сезоне-1954 Хуан Мануэль Фанхио выиграл четыре из девяти, а в сезоне-1955 — четыре из семи гонок Гран-при «Формулы-1» и оба раза стал чемпионом серии. В конце сезона Mercedes-Benz свернул свою гоночную программу.

Впервые после экспериментального Bugatti Type 64 (1939) у гоночной модели Mercedes-Benz W194 двери сделали по принципу «крылья чайки»: они открываются вверх и выглядят очень эффектно. Автомобилей модели W194 выпустили всего 10 штук, но красивая внешность и хорошие гоночные успехи приглянулись автолюбителям. Американский дилер марки Макс Хоффман убедил руководство компании, что запросто сможет продать в Штатах около тысячи дорожных версий модели. В 1954 году на автосалоне в Нью-Йорке появляется модель W198, более известная как 300SL. За десять лет производства выпустили 1400 купе и 1858 родстеров, в США продали более тысяч купе, — это первый в мире серийный дорожный автомобиль с дверьми типа «крылья чайки».

Источник: wikimedia.org

У гражданского автомобиля 300SL, как и у гоночного прародителя W194, стоял трехлитровый мотор, но выдавал он уже 215 лошадиных сил и разгонял купе до 260 км/ч. Такой мощности удалось добиться за счет применения системы непосредственного впрыска топлива. Это была не первая такая система в мире и даже не первая на автомобилях. Анри Левассор применил ее на авиадвигателях еще в 1902 году; во время Второй мировой немецкие производители массово применяли впрыск на авиамоторах. На автомобиле система впрыска топлива впервые появилась в 1952 году — такими моторами оснащались машины Goliath GP700 и Gutbrod Superior, однако там прирост мощности был совсем небольшим. Но зато на «крыльях чайки» инжектор показал свою высокую эффективность, даже несмотря на повышенный расход масла: базовая версия мотора на седане Mercedes-Benz 300 (W186) выдавала всего 115 л.с., а на Mercedes-Benz 300SL — почти вдвое больше. Кстати, на упомянутом гоночном Mercedes-Benz W196 тоже был инжекторный мотор. С тех пор и инжекторы, и двери типа «крылья чайки» переняли многие другие автопроизводители.

Восточные сказки

После войны восточная часть Германии оказалась в советской зоне влияния, и на этой территории образовалась новая страна — ГДР. Довоенное автомобильное производство перестроили на новый социалистический лад.

Завод в Айзенахе принадлежал BMW, и после войны его переименовали в EMW — Eisenacher Motorenwerk. Но ни машины, ни даже логотип компании почти не отличались от «бумеровских». В 1956 году на заводе возобновили выпуск автомобилей под маркой Wartburg: начали собирать машины моделей «311» и «312»; а в 1966-м выпустили Wartburg 353 — эта модель широко поставлялась в СССР, и все мальчишки знали, что «Вартбург» выглядит почти как «жигули», только заграничный. На автомобиль ставили литровый мотор мощностью 58 л.с. (позже — 1,3 литровый на 64 л.с.). К 1991 году, когда модель сняли с конвейера, выпустили почти 1,4 миллиона «Вартбургов».

Источник: wikimedia.org

Завод в Цвиккау, где до войны выпускали автомобили Horch, получил новое название Industrieverband Fahrzeugbau (IFA) и приступил к сборке старых моделей DKW и BMW. Позже тут начинают выпускать простые легковушки марки AWZ и представительские Sachsenring, но самой известной продукцией завода стали малолитражки Trabant.

Первая модель — Р50 — появилась в год начала освоения космоса (1957), и неудивительно, что ее назвали Trabant, ведь это слово с немецкого переводится как «спутник». А в 1963-м появилась модель «601» — именно ее весь мир знает как «Трабант» (или сокращенно «Траби»). Модель оснащалась 600-кубовым двухцилиндровым двигателем мощностью 23 л.с. (под конец производства появился 1,1-литровый мотор от VW Polo). Кузов машины делали из дуропласта — армированной смеси из смол и отходов хлопка. «Траби» стал символом немецкого социализма и за годы производства (1957−1991) разошелся тиражом в 3 096 099 штук.

Источник: wikimedia.org

Помимо Wartburg и Trabant, в СССР и другие страны соцлагеря поставлялись микроавтобусы и фургоны Barkas из Хемница, грузовики и автобусы Robur из Циттау и IFA из Людвигсфельде.

Barkas B1000. Источник: wikimedia.org
Robur LD. Источник: wikimedia.org
IFA W50 LA. Источник: wikimedia.org

Из всех «гэдээровских» автофирм до нашего времени дожили лишь производитель заводских и складских грузовичков Multicar из Вальтерсхаузена да мелкосерийный производитель спорткаров Melkus из Дрездена.

Multicar M25. Источник: wikimedia.org
Melkus RS1000. Источник: wikimedia.org

Ротор, кваттро, прототип

С тридцатых годов инженер Феликс Ванкель работал над двигателями новой конструкции: роторной. В феврале 1957 года он изготовил прототип роторно-поршневого мотора, а в 1960-м — его коммерческую версию. Первым автомобилем с РПД стал в 1964 году немецкий NSU Spider из Неккарзульма. «Спайдер» разошелся тиражом 2.375 штук, после чего в 1967-м был заменен на модель NSU Ro80 с двойным ротором. Этот автомобиль необычного дизайна получил титул «Европейский автомобиль года» в 1968-м. Компактный мотор объемом 995 «кубиков» выдавал 113 л.с. и разгонял машину до 180 км/ч. Но вскоре выяснилось, что всего после нескольких десятков тысяч километров моторы выходили из строя, и компания вынуждена была их менять по гарантии, что привело к ее банкротству. Многие автопроизводители экспериментировали с РПД, но массовое производство роторных автомобилей наладили лишь Mazda и ВАЗ. А фирму NSU выкупил концерн Volkswagen и присоединил к своей компании Audi.

Источник: wikimedia.org

В 1980-м компания вывела на рынок технологию quattro — систему полного привода. Ее ставили на автомобиль, который так и назывался — Audi Quattro. Автомобиль участвовал во многих раллийных соревнованиях и выиграл восемь из них, а также завоевал победы в чемпионате WRC в 1982 и 1984 годах. Позже систему полного привода quattro ставили и на другие спортивные и гражданские автомобили марки.

Вальтетр Рёрль за рулем Audi quattro A2 на Ралли Португалии 1984 года. Источник: wikimedia.org

Пока роторный NSU Ro80 еще обретал первых покупателей, концерн Mercedes-Benz тоже испытывал роторные моторы. Компания разработала серию лабораторий на колесах под общим индексом Mercedes-Benz C111. Первая модификация появилась в 1969 году, она оснащалась трехсекционным РПД мощностью 280 л.с. и разгонялась до 270 км/ч; следующая версия с четырехсекционным ротором выдавала уже 370 л.с. и «максималку» в 300 км/ч. Дальнейшие модификации несли дизельные и бензиновые двигатели мощностью до 500 «лошадей». В 1979 году на итальянской гоночной трассе Нардо четвертая версия спортпрототипа показала максимальную скорость в 403,978 км/ч. На MB C111 испытывают антиблокировочную систему тормозов ABS; в базовой версии ABS появится в 1978 году на Mercedes-Benz W116 (S-класс).

Источник: wikimedia.org

600, 850 и 911

В 1991 году Mercedes-Benz представляет модель W140. Машина предлагалась с двигателями объемом от 2,8 литра; самый большой мотор имел объем в 6 литров и конфигурацию V12, — впервые после войны. Эта самая мощная версия несла индекс 600SE/600SEL (позже его сменили на S600), народное прозвище модели — «шестисотый». Мотор выдавал более 400 л.с. мощности и разгонял машину до 250 км/ч. Роскошный салон, обилие кожи и дерева, множество технологических новинок, — «шестисотый» сразу стал атрибутом так называемых «новых русских». Автомобиль оснащался GPS-навигацией и стоил более ста тысяч долларов, изготовили их почти 45 тысяч штук.

Источник: wikimedia.org

На два года раньше «шестисотого» BMW представляет свою «восьмую серию» (платформа Е31), а в 1992-м появляется самая мощная версия: 850 CSi. У нее тоже 12-цилиндровый мотор, но объемом «всего» в 5,6 литра и мощностью «всего» 381 л.с. Как и у «шестисотого», максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 250 км/ч. Баварцы изготовили лишь полторы тысячи машин топовой модификации.

Источник: wikimedia.org

Porsche 911 — немецкий спорткар для тех, кто не любит ограничители скорости, но предпочитает известные, проверенные временем марки и модели. А «Порше» как раз из таких: модель «911» начали выпускать еще в 1964 году. За годы производства завод в Штутгарте покинули около девятисот тысяч автомобилей самых разных модификаций с моторами от двух до четырех литров и мощностью от 110 до 620 л.с. Пожалуй, самая мощная и самая быстрая из всех «девятьсот одиннадцатых» — это 911 GT2 RS в 997-м «кузове» (2010): 3,6 литра объема, 620 л.с. мощности, 720 Нм крутящего момента и максимальная скорость в 330 км/ч.

Источник: wikimedia.org

Gut, gut, supergut!

Суперкаров в Германии всегда было немало. Даже не считая моделей от крупных компаний (Mercedes-Benz, Audi, BMW, Porsche, Volkswagen), хватало суперфирм поменьше: Gumpert, Isdera, Koenig, Lotec, Wiesmann, Zender и другие. По крайней мере два немецких дорожных суперкара могут похвастаться тем, что развили скорость более 400 км/ч. На Франкфуртском автосалоне 1993 года Йохен Дауэр представил свой Dauer 962 Le Mans на базе гоночного Porsche 962, а в ноябре 1998-го сам создатель за рулем своей машины (с трехлитровым мотором мощностью 730 л.с.) на автодроме Эра-Лессин разогнался до 404,6 км/ч. Немецкое агентство регистрации автомобилей сертифицировало суперкар для езды по дорогам общего пользования. Bugatti Veyron побьет отметку в 400 км/ч только в апреле 2005-го.

Источник: wheelsage.org

Ян Фаттхауэр, руководитель мелкосерийного производителя 9ff, в 2005 году построил модель 9ff GT9. В отличие от машины-донора (Porsche 911), у этой двигатель расположен в пределах базы. В апреле 2008-го на автодроме в Папенбурге создатель за рулем суперкара мощностью 987 л.с. разогнался до 409 км/ч.

Партнер проекта:

Автомобильный дом «Энергия ГмбХ» - дистрибьютор Mercedes-Benz в Республике Беларусь. Осуществляет продажу и сервисное обслуживание автомобилей Mercedes-Benz, а также продажу оригинальных запасных частей и аксессуаров.

Нужные услуги в нужный момент