/ /

Первый квартал для авторитейла не всегда показательный. Дилеры проводят массовые распродажи автомобилей, произведенных в прошлом году. Скидки позволяют авторитейлу сохранить уровень продаж в период низкого спроса на сносном уровне. В первом квартале этого года автодилеры, входящие в БАА, продали 5812 автомобилей. Это +8,2% по отношению к сопоставимому периоду 2016 года.

Рост отмечается практически во всех сегментах. Класс легковых автомобилей преимущественно за счет бюджетников вырос до 5327 автомобилей (+10,5% к первому кварталу 2016 года).

Рынок рос преимущественно за счет активности трех игроков: Renault, Volkswagen и Lada. Помимо этого, еще одним катализатором роста стали достаточно стабильные цены. Российские импортеры по-прежнему придерживаются тактики ползучего повышения цен на новые автомобили в долларовом эквиваленте. Однако из-за укрепления белорусского рубля покупатели его практически не заметили. Цены у белорусских дилеров если и повысились в первом квартале, то несущественно.

На рынке по-прежнему доминирует Renault. По итогам первого квартала доля французской марки увеличилась до 34,5%!

Volkswagen также прибавил. Доля выросла до 15,2%.

Lada хоть и замедлила темпы роста, но поднялась в топ-3 (10,4% рынка).

Куда большие изменения произошли в топ-10 наиболее популярных моделей. Renault Duster опередил Volkswagen Polo, и теперь с полным основанием может называться самым популярным автомобилем по итогам 1-го квартала. Что касается самого Polo, то дилеры продали на 35 автомобилей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но этого роста оказалось недостаточно, чтобы удержать лидерство в сегменте легковых автомобилей.

Интересно, что на белорусском рынке все больше правят бал кроссоверы. Доля автомобилей с этим типом кузова достигла 47%. В десятке лучших сразу пять кроссоверов. Наиболее активные темпы роста демонстрируют новинки прошлого года: Renault Kaptur (393 экз., 6,8% рынка), Kia Sportage (192 экз., 3,3% рынка) и Hyundai Creta (149 экз., 2,6% рынка).

Премиальный сегмент (Audi, BMW, Mini, Mercedes-Benz, Jaguar, Land Rover, Porsche и Volvo) авторынка, в отличие от массового, традиционно меньше подвержен кризисным колебаниям. Именно в этом сегменте зафиксированы наибольшие темпы роста: +24,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. И это при том, что в наших данных отсутствуют результаты продаж марки BMW за март 2017 года. Отметим также, что рост в премиальном сегменте произошел несмотря на то, что некоторые модели временно выпали из программы продаж в связи с введением системы ГЛОНАСС в Российской Федерации.

Лишь в сегменте коммерческих автомобилей отмечено некоторое падение. В первом квартале 2017 года автодилеры отгрузили клиентам 482 коммерческих автомобиля (-8%). И это является неким отражением негативных трендов в экономике.

Позитивный тренд первого квартала — большое количество премьер. Дилеры BMW дебютировали с новой пятой серией, импортер Audi выкатывает хэтчбек A5. Cadillac рассчитывает на хорошие продажи кроссовера XT5.

В сегменте среднеразмерных и компактных кроссоверов свой выстрел уже сделал Volkswagen Tiguan. На российский рынок будут поставлять Renault Koleos, так что справедливо ожидать его и у нас. В начале года была даже предпринята попытка возвращения бренда Fiat на рынок. Для затравки привезли культовый Fiat 500. Но на этом активность дилера и закончилась, равно как и с маркой Jeep.

Стартовали продажи обновленного кроссовера Ford Kuga. В автосалоне Lifan появился обновленный кроссовер X60, Chery противопоставила ему Tiggo 3. УАЗ пытается перепозиционировать внедорожник Patriot на покупателей - физических лиц.

Что ожидает автомобильный рынок Беларуси?

Для начала — появление нового игрока из солнечного Узбекистана. Речь идет о марке Ravon (ранее известной как UZ-Daewoo). Попытки выйти на рынок уже предпринимались раньше, но дело как-то не заладилось. Теперь марку попробует представить новый дилер — автосалон «Мультимоторс», цены обещают быть приемлемыми.

Помимо этого, аналитики опять запугивают повышением цен на новые автомобили, которое спровоцирует дальнейший рост цен и на вторичном рынке. Укрепления белорусского рубля не ожидается, поэтому он не сможет больше гасить рост цен в долларовом эквиваленте. По данным РОАД, к концу года новые автомобили подорожают на 10−15%. Очевидно, на эту величину вырастут цены в прайс-листах и у белорусских дилеров.

Безусловно, белорусские операторы попытаются остановить рост. Будут подстраиваться под запросы клиента, реальные доходы которого не растут. Из проверенных приемов: расширенная гарантия, страховка за полцены, приятные условия кредита и лизинга или более богатое оснащение за меньшие деньги. Насколько они эффективны — AUTO.TUT.BY расскажет в середине июля.

-30%
-40%
-25%
-33%
-10%
-10%
-21%
-15%