Эксклюзив


/

Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания изобрели в Германии, но первый прообраз самоходной машины появился во Франции за сотню лет до первых автомобилей Отто, Бенца и Даймлера. Во Франции, как и в США, есть своя «большая тройка» — марки Renault, Peugeot и Citroën. И, как и во многих других странах, были и есть много мелких производителей. Мы продолжаем проект «Откуда колеса растут» и в этот раз вместе с Renault Trucks Belarus рассказываем об истории автопрома Франции.

Никола-Жозеф Кюньо построил свою паровую телегу еще в 1769 году. На раме перед двигателем он закрепил котел, а сам мотор навесил на переднее колесо. Чтобы телега поехала, под котлом нужно было разжигать костер; запаса воды хватало на десяток минут работы. Изобретатель пытался сделать тягач для артиллерийских орудий, но с такой автономностью и скоростью (около 3−4 км/ч) военное применение было слишком ограниченным. Кюньо стал автором не только первого в мире автомобиля, но и первого в мире ДТП с участием самоходного транспорта: на испытаниях 1771 года Кюньо не справился с управлением и телега снесла кирпичную стену арсенала. Паровая телега сохранилась до нашего времени в парижском Музее искусств и ремесел. Сейчас ученые и инженеры спорят, могла ли вообще эта конструкция ездить.

…и назвали своими именами

В 1883 году граф Альбер де Дион, механик Жорж Бутон и инженер Шарль-Арман Трепарду организовали компанию De Dion-Bouton et Trepardoux для выпуска паровых автомобилей. Через год появился их первый агрегат — La Marquise. Чтобы машина завелась, нужно было около получаса разводить пары. Зато потом «Маркиза» могла разгоняться до 60 км/ч; в 1887-м паромобиль участвовал в рекордном заезде из Парижа в Версаль со средней скоростью 29 км/ч. Позже Трепарду (именно он изобрел подвеску, которую называют «типа Де-Дион»), решив развивать паромобили, покинул компаньонов, и фирма стала называться просто De Dion-Bouton. Она выпускала легковые автомобили до 1932 года. La Marquise — старейший в мире действующий автомобиль.

Источник: allaccessrt.com

Инженер Луи-Рене Панар вместе с другом Эмилем Левассором реорганизовали фабрику деревообрабатывающих инструментов, назвали ее Panhard-Levassor и в 1890 году начали выпускать по лицензии двигатели Daimler для других фирм. В 1890 году они построили свою первую самоходную машину с мотором в середине повозки, а в следующем принялись за автомобили всерьез. Двухцилиндровый двигатель объемом 0,85 литра, выдававший 3 лошадиных силы, разместили спереди, — так и выглядели последующие машины. В том же году издатель «Одесского листка» Василий Навроцкий покупает Panhard-Levassor: он становится первым автомобилем на территории тогдашней России. В 1894-м автомобиль Панара и Левассора выигрывает автогонки Париж — Руан, в следующем — гонки Париж — Бордо — Париж. В 1903 году фирма первой в мире применила полуэллиптические рессоры на всех колесах. Компания выпускала легковушки до 1967 года.

Прототип модели Panhard-Levassor М2А, 1895 год. Источник: wikimedia.org

Все в том же 1894-м Мариус Берлие в семейной мастерской собирает свой первый одноцилиндровый двигатель и годом позже устанавливает его на автомобиль собственного производства. Уже через 15 лет успех инженера признают на государственном уровне — в 1915-м Берлие становится кавалером Ордена почетного легиона. Позднее, в 30-х годах, именно марка «Berliet» станет одним из первопроходцев в сегменте дизельных грузовиков.

Источник: truck-auto.info

На стыке XIX—XX веков во Франции появляется немало автопроизводителей. Как водится, они называют компании своими именами, нередко на вывеске значатся сразу по две фамилии: Lacoste et Battmann, Delaunay-Belleville, Lorraine-Dietrich, Turcat-Méry, Gobron-Brillié, Vinot-Deguingand, Clément-Bayard и т.д. Компании старались привлечь клиентов кто чем: качественной сборкой, участием в гонках, нестандартными техническими решениями, низкой ценой. В 1899 году бельгиец Камиль Женатци основал в Париже фабрику электродвигателей, построил электромобиль La Jamais Contente («вечно недовольная») и разогнался на нем до 105 км/ч. «Гоброн-Брийе» разработал оппозитный двигатель, в каждом цилиндре которого по два поршня двигались навстречу друг другу; у машин этой марки объем моторов доходил до 13,5 л. В 1904-м «Гоброн-Брийе» первыми побили рекорды скорости в 150 и 160 км/ч. А через два года автомобиль марки Darracq с 25-литровым (!) мотором развил скорость 197 км/ч.

Gobron-Brillié 1898 года. Источник: wikimedia.org
Darracq с мотором V8 объемом 25,4 литра. Источник: theoldmotor.com

Самые массовые

Почти одновременно с пионерами французского автомобилестроения — в конце XIX века — появляются несколько автомобильных производств, существующих до сих пор. Фирма Peugeot к моменту выпуска первых автомобилей существовала уже восемьдесят лет и поначалу занималась металлоизделиями, кухонной утварью и инструментами. В 1885 году на фабрике начинают собирать велосипеды, а в 1889-м появился и первый автомобиль — трехколесный и с паровым двигателем. Вскоре Эмиль Левассор знакомит Армана Пежо с Готлибом Даймлером, и тот продает французу лицензию на мотор конструкции Вильгельма Майбаха. В 1891-м выходит и первый бензиновый автомобиль Peugeot: у него двухцилиндровый V-образный двигатель литровым объемом и мощностью в 3,5 л.с.

Peugeot Type 3 — первый автомобиль марки с бензиновым мотором (1891). Источник: wikimedia.org

«Пежо», как и многие другие автопроизводители того времени, экспериментировал с моторами большого объема. Так, в 1908-м появляется Peugeot-106 с «движком» мощность 60 л.с. и объемом 11,15 литра. А в 1912-м компания выпускает модель Peugeot Type 69 Bébé - «малышка Пежо»; ее разработал конструктор Этторе Бугатти. Рядный четырехцилиндровый мотор объемом 0,65 литра выдает 10 лошадиных сил и разгоняет машину до 60 км/ч. Модель становится очень популярной, ее выпускают до 1916 года и за все время продают почти 3.100 штук — это первая модель компании, тираж которой превысил три тысячи единиц. Автомобиль приобретает российский император Николай II для обучения вождению своего сына, наследника Алексея.

Источник: wikimedia.org

В 1898 году в пригороде Парижа Булонь-Бийянкур братья Луи, Фернан и Марсель Рено основали компанию Renault Frères. Луи Рено в том же году построил первый автомобиль с двухместным открытым кузовом и одноцилиндровым мотором De Dion-Bouton объемом 0,2 литра. Преодолев пари по подъему на крутую улицу, Луи получает первые заказы; в следующем году машина получает индекс «А» и более мощный мотор объемом 0,27 л. В 1900-м Renault создает модель «В» с двухместным деревянным кузовом купе, — ее называют первым в мире автомобилем с закрытым кузовом.

Renault Type A. Источник: wikimedia.org
Реклама Renault Type B. Источник: autoconcept-reviews.com

Чтобы сохранить фирменный покатый капот, Луи размещает радиатор за двигателем, а для лучшего обдува приспосабливает вентилятор с приводом от коленвала. В 1904-м он изобретает свечи зажигания с резьбой: теперь, чтобы их заменить, не нужно разбирать весь мотор. Еще через год выходит модель Type AG: у нее литровый мотор (позже — 1,2 л), задний привод, барабанные тормоза и трехступенчатая коробка передач. В том же году парижская компания сделала заказ на 250 автомобилей этой модели, чтобы использовать их как такси. Через два года по городу уже колесило полторы тысячи машин модели AG/AG1 с кузовом ландоле и счетчиком-таксометром. Как такси эта же модель использовалась и в Лондоне. В сентябре 1914 года, в ходе Первой Мировой войны, 600 этих автомобилей-такси сделали по два рейса и спешно перебросили на участок фронта у реки Марна шесть с половиной тысяч бойцов Марокканской дивизии. Союзное англо-французское войско одержало стратегически важную победу, планы немцев обойти Париж и захватить союзников в «котел» сорвались; а эта модель Renault получила обиходное название «Марнское такси».

Источник: wikimedia.org

В 1908 году Андре Ситроен вытягивал из кризиса автомобильную компанию Mors, а в 1919 году основал свою собственную — Citroën, и начал выпускать модель «А» с 1,3-литровым мотором. Ситроен изучил опыт Генри Форда по внедрению конвейера и у себя тоже запустил конвейерное производство, что позволило к 1921 году изготовить десять тысяч автомобилей. После Первой мировой Ситроен выкупил фирму своего бывшего партнера — Эмиля Морса; а в начале тридцатых компания Citroën сама потеряла независимость и попала под контроль шинной корпорации Michelin. В 1934-м компания выпускает модель «7А», получившую обозначение Traction Avant («передний привод»), а в 1937-м готовит прототип модели TPV — Très Petite Voiture («совсем маленькая машина»). В серию она пошла только после войны под именем Citroën 2CV (что означает deux chevaux vapeur — «две лошадиные силы»); в народе ее называли «де шво» и «гадкий утенок». На машине стоял девятисильный мотор объемом 375 «кубиков»; позже его довели до 602 «кубиков» и 29 л.с.; кузов был двухдверный с брезентовым верхом. Машину выпускали в десятке стран; всего по 1990 год во Франции собрали 3,8 миллиона «гадких утят», а с учетом различных модификаций и иностранных версий общий тираж составляет почти 9 миллионов штук. Читатели наверняка помнят веселую монашку за рулем «де шво» в комедийном сериале про жандарма из Сен-Тропе.

Источник: wikimedia.org

Борьба за груз

Свой первый легкий грузовичок Луи Рено построил еще в 1900 году, установив вместо задних сидений ящик для перевозки грузов массой до 250 килограмм. А пять лет спустя фирма представляет грузовик на специально созданном шасси. Примерно в это же время свои грузовики на рынок выводят Мариус Берлие и Жорж Латиль, позже за грузовики берется фирма Этьена Буи SOMUA. Производители получают заказы военных, осваивают месторождения Африки и находят своей продукции широкое применение в самой Франции. После Первой Мировой в стране действуют четыре крупных производителя грузовиков — Renault, Berliet, Latil и SOMUA, — несколько более мелких фирм.

В 1932 году французские автомобили участвуют в грандиозном автопробеге через Африку. Машины Renault, Berliet, Citroën по отдельности уже участвовали в африканских ралли. Сейчас же несколько компаний устроили состязание, чтобы доказать: строительство Транссахарской железной дороги не нужно — все грузы можно быстрее и дешевле перевозить грузовиками. Причем грузовиками дизельными. В пробеге участвовало по два грузовика марок Renault, Berliet, Laffly и Saurer, а также легковые и грузовые автомобили сопровождения и «технички», — всего семнадцать машин. Маршрут — из Алжира в город Гао в Мали, на берегу реки Нигер; причем грузовики должны были доставить груз.

Маршрут рекордного автопробега. Источник: 3emegroupedetransport.com

Гонка стартовала 21 февраля, 7 марта грузовики приехали в Гао, а 13-го выдвинулись в обратную дорогу (снова с грузом) и 29-го вернулись в Алжир. В ходе гонки грузовики и легковушки сопровождения ломались, их чинили или бросали в пустыне (одному «Рено» прямо в пустыне заменили мотор), а их команды продолжали движение на крышах оставшихся на ходу машин. Тем не менее, обратно в Алжир вернулись семь из восьми участвовавших в гонках боевых грузовиков. Пробег показал: действительно, дизельные автомобили могут справиться с грузоперевозками быстрее и эффективнее поезда.

Замена мотора на грузовике Renault. Источник: 3emegroupedetransport.com

Грузовики Renault: «шхуна» и «аквариум»

После Второй Мировой производители грузовиков находятся в трудном положении. Национализированная Renault в 1947 году запускает в производство грузовичок «Renault 1000 kg». Два года спустя добавилась версия на 1.400 кг грузоподъемности, а в середине пятидесятых им присваивают звучное имя Goélette («шхуна»).

Источник: wikimedia.org

Чтобы усилить позиции на рынке, в 1955-м Renault, Latil и SOMUA объединяются в концерн SAVIEM. Поначалу грузовики выпускались под родительскими брендами, но с добавкой аббревиатуры LRS («Latil, Renault, SOMUA»), — например, Latil-LRS или Renault-LRS. Позже происходит унификация, и вся продукция маркируется как Saviem. Концерн сотрудничает с немецкими компаниями Henschel и MAN и чехословацкой фирмой Avia. Наконец, в 1978 году концерн SAVIEM объединяется с главным своим конкурентом — компанией Berliet, которая к тому времени выпускала самый большой в мире трехосный тягач Berliet Т100. Новое объединение получает название Renault Véhicules Industriels. Еще два года грузовики и автобусы продолжают выпускать под старыми названиями Saviem и Berliet, пока в 1980-м все отделения концерна не переходят на выпуск продукции под единым именем Renault.

Saviem SC10 — популярный автобус компании. С 1965 по 1989 годы их выпустили более одиннадцати тысяч штук, многие до сих пор продолжают работать в городах Евразии и Африки. Источник: wikimedia.org

В 1983-м Renault поглощает европейские заводы Dodge, а в 1990-м выкупает американского производителя грузовиков Mack. В том же году концерн выпускает седельный тягач Renault Magnum, получивший титул «Грузовик года». Ходили слухи, что при его разработке французы оглядывались на белорусский концепт-грузовик «МАЗ Перестройка». Тягач понравился дальнобойщикам по всему миру (в том числе в Австралии, где его продавали под именем Mack Magnum) за хорошие динамические качества, высокую кабину на пневмоподушках и ровный пол. В России и Беларуси за широкую площадь остекления (нижняя кромка лобового стекла находится почти на уровне колен седоков) тягач прозвали «Аквариум».

В 2001 году концерн Renault Véhicules Industriels вошел в состав Volvo Group и сменил название на Renault Trucks. Источник: wikimedia.org

Сейчас модельный ряд грузовиков Renault, полностью обновленный в 2013 году, представлен четырьмя основными семействами: Серия D — грузовики для городских и региональных перевозок, серия Т — магистральные тягачи, серия С — грузовики для работы на стройках, серия К — тяжелые полноприводные строительные грузовики общей массой до 120 тонн. На выставке коммерческого транспорта IAA-2014 в Ганновере вручили престижную премию «Международный грузовик года 2015». Жюри из двадцати пяти влиятельных автожурналистов присудило награду флагманской Т-серии грузовиков Renault.

Источник: renault-trucks.com

Большие и маленькие

Этторе Бугатти разработал несколько моделей автомобилей для компаний Prinetti e Stucchi, De Dietrich, Mathis, Deutz и Peugeot, а в 1909 году основал собственную компанию в эльзасском городе Мольсем (тогда он еще входил в состав Германской Империи). Этторе сделал ставку на спортивные машины — и не прогадал. Параллельно он выпускал и гражданские версии (на одном шасси выпускались как гоночные, так и дорожные варианты), но все же именно спортивные машины принесли ему славу. Особенно отметилась небольшая модель Type 35, выпущенная в 1924 году и впервые получившая фирменную подковообразную решетку радиатора. К 1931 году выпустили около семисот экземпляров этой модели разных модификаций с моторами в 1,5 — 2,3 литра и мощностью от 60 до 140 лошадиных сил. Машина разгонялась до 210 км/ч и за годы активной гоночной карьеры завоевала, по разным оценкам, от 1.800 до 2.000 побед, включая пять подряд побед на сицилийской «Тарга Флорио».

Источник: all-auto.org

В 1926 году Бугатти выпускает роскошный лимузин Type 41 Royale. Восьмицилиндровый мотор объемом почти 13 литров выдавал 300 л.с. мощности и мог разогнать шестиметровую трехтонную машину до 200 км/ч. Всего изготовили семь экземпляров, до наших дней дожили шесть. Этторе собирался построить 25 единиц, но машины оказались очень дорогими, и покупателей нашлось немного. Оставшиеся неиспользованные двигатели затем устанавливали на скоростных железнодорожных мотрисах.

Источник: wikimedia.org

Компания выпускала автомобили до 1956 года, после чего ее продали группе Hispano-Suiza. В 1989 году предприниматель Романо Артиоли возродил марку и наладил выпуск суперкаров Bugatti EB110. В 1995 году фирма опять обанкротилась, а в 1998-м ее вместе с фамильным замком Шато Сен-Жан в Мольсеме выкупил концерн Volkswagen и принялся за серийный выпуск суперкаров Bugatti Veyron (2005) и Chiron (2016).

Bugatti EB110. Источник: wikimedia.org
Bugatti Chiron. Источник: wikimedia.org

Bugatti — самые мощные и быстрые французские серийные автомобили: 16-цилиндровый 8-литровый мотор мощностью 1.200 (Veyron) и 1.500 (Chiron) лошадиных сил может разогнать двухтонный гиперкар до скоростей свыше 420 км/ч. В июле 2010-го пилот Пьер-Анри Рафанель разогнал «Вейрон» до максимальной скорости 434,2 км/ч. От «Широна» ожидают рекорда на уровне 460 км/ч.

Наряду с самыми большими и мощными во Франции выпускают и одни из самых маленьких и слабых легковых автомобилей. Широкое распространение здесь получили так называемые «вуатюретки», они же квадрициклы, для управления которыми не нужны права (или требуются права младшей категории — на мопед). По виду это обычные автомобили с закрытым кузовом и четырьмя колесами, только маленькие. Объем бензиновых двигателей ограничен 50 «кубиками», мощность дизель- и электроверсий — 4 киловаттами, а максимальная скорость — 45 км/ч. Вуатюретки выпускаются французскими компаниями Aixam, Mega, Bellier, Chatenet, Ligier (эта компания успешно выступала в гонках Формула-1), Microcar, JDM и другими. Машинки предназначены для молодежи, но вот стоят «не по-детски»: у «Микрокара» цены начинаются с 8.600 евро за модель Dué Initial до 12.200 евро за модель M. Go Highland X. Пожалуй, одним из самых маленьких можно назвать микрокар Agora (1993) компании ERAD из городка Аниш. Дизельный моторчик объемом 500 «кубиков» развивал как раз разрешенные 4 кВт (5,4 л.с.) мощности и разгонял машинку длиной в 2,1 м (колесная база — 1.465 мм) всего до 25 км/ч. Bugatti Veyron в двести с лишним раз мощнее и в 17 раз быстрее!

Источник: staticflickr.com

Большой и быстрый спорт

С первых лет существования компании автомобили Renault участвуют в гонках, пилоты команды завоевывали победы и выигрывали чемпионаты в раллийных и шоссейно-кольцевых чемпионатах. Сейчас компания поддерживает ралли «Дакар» и «Шелковый путь»; в прошлом году голандец Мартин ван ден Бринк на гоночном грузовике занял на «Шелковом пути» третье место. В «формульных» чемпионатах компания участвует в сериях Formula Renault, Formula E и Formula 1; в F1 компания поставляет моторы собственной команде, а также «конюшням» Red Bull и Toro Rosso.

Источник: maxf1.net
Партнер проекта:

Новый слоган Renault Trucks, родившийся одновременно с новым модельным рядом в 2013 году, заверяет: «Грузовик — источник прибыли». Промышленный аэродинамический дизайн на службе экономии топлива — ключевой принцип, воплощающий данную идею в жизнь.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-25%
-20%
-15%
-10%
-30%
-50%