103 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  2. «Единственным справедливым решением был бы оправдательный приговор». Заявление TUT.BY по делу «ноль промилле»
  3. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  4. Что известно о «собственной ракете для „Полонеза“», которую создали в Беларуси
  5. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  6. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  7. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  8. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  9. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  10. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  11. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  12. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  13. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  14. Минское «Динамо» сражается со СКА в Кубке Гагарина. Онлайн
  15. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  16. «Радуюсь „мягкому“ приговору для невиновных людей». Известные белорусы — о приговоре врачу и журналисту
  17. Суд по делу «ноль промилле», новые задержания, планы по экстрадиции Тихановской. Что происходит 2 марта
  18. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  19. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года врачу с отсрочкой
  20. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  21. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  22. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  23. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  24. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  25. Ватные палочки, серные пробки. Врач — о том, из-за чего еще слух может стать хуже
  26. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  27. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  28. Получающих зарплату «в конвертах» планируют привлекать по «административке»
  29. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  30. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз


/ Фото: Михаил Осипенко /

Когда AUTO.TUT.BY предложили испытать автопилот Тesla Model X в поездке из Минска до Воложина, мы, конечно, согласились. Нам важно было оценить то, насколько автомобиль будущего держится в полосе, умеет перестраиваться и можно ли доверить умной системе свою жизнь? Но сказать, что на трассе мы вспомнили миллион разных междометий и не один раз пожалели о столь опрометчивом решении, это не сказать ничего.

Стартуем!

Новостей о том, что автопилотируемые Tesla попадают в аварии, хватает. Но дух авантюризма так просто не сломить! С владельцем авто Артуром Тумановым, который рискнул предложить нам поездку на автопилоте до Молодечно на собственном авто, мы встречаемся на стоянке у автоклуба. Артур выполняет роль пассажира: он комментирует «поведение» машины и подсказывает фишки, на которые способен автомобиль. Суть эксперимента — не доехать из пункта А в пункт Б, а оценить качество автопилота.

Фото Михаил Осипенко
Рядом страхует владелец автомобиля Артур Туманов — ему было страшнее, чем нам, все-таки авто достаточно дорогое

Тестировать мы будем автопилот первого поколения — его функции достаточно разнообразны. Система включает набор ультразвуковых сенсоров, всепогодный фронтальный радар и камеру, распознающую объекты на дороге, разметку и дорожные знаки.

В Беларуси уже есть и Model X с системой автопилота второго поколения — такая машинка стоит тут же рядом — на парковке с нашей «подопытной». Но тестировать мы ее не будем. Несмотря на то, что здесь уже восемь камер по всему периметру автомобиля, работает автопилот так же, как и система первого поколения. Все дело в прошивке. Хочешь получить последнюю версию — плати деньги.

Включаем машину — поехали! Пока мы едем по частному сектору, где нет ни разметки, ни знаков, Tesla не предлагает перейти на автопилот, едет в обычном режиме — руки водителя на руле, все внимание — на дорогу. Но как только мы выскакиваем на МКАД — панель авто тут же оживает.

На панели приборов загорается пиктограмма с изображением рулевого колеса. Система готова приступить к работе и взять управление автомобилем на себя. Чтобы активировать адаптивный круиз-контроль (он может только самостоятельно поддерживать дистанцию и скорость), нужно один раз потянуть на себя подрулевой рычажок круиз-контроля. А если дернуть рычажок дважды — активируется автопилот.

Выставляем на круиз-контроле скорость 95 км/ч и плавно вливаемся в поток. По средней полосе догоняю грузовик, и Tesla послушно снижает скорость, пристраиваясь в кильватере. Дистанцию до заднего бампера впереди идущего автомобиля можно регулировать. Автомобиль ориентируется в пространстве, отслеживая разметку камерой и боковые интервалы ультразвуковыми датчиками.

На панели приборов схематично прорисовывается дорога, машины на ней — те, что видит радар. Любопытная особенность работы автомобиля: иногда радар распознает большие транспортные средства и рисует их на схеме как грузовики — все нормально. Но иногда мы ехали за фурой, а на приборной панели она отображалась как легковушка.

Фото Михаил Осипенко

Первоначально машина с автопилотом первого поколения могла ехать по заданному в навигаторе маршруту полностью в автономном режиме: то есть участие водителя было минимальным, ему даже не надо было держать руль.

— Но после аварии со смертельным исходом функциональность автопилота сильно урезали в новой прошивке. Теперь, если автомобиль «заметит», что водитель в течение пяти или десяти минут не касается руля, то сначала подаст предупреждающий сигнал. Проигнорируешь — получишь «штраф» от машины. Она отключит автопилот и запустить его заново можно будет только после полной остановки и повторного старта. Штраф получить можно и за то, что где-то превысил скорость — автомобиль предупредит о превышении и отключит автопилот, — рассказывает владелец авто Артур Туманов.

Для того чтобы обойти этот запрет, достаточно взяться за рулевое колесо и покачать его буквально на пару градусов вправо-влево каждые пять минут.

Фото Михаил Осипенко

Пока едешь по МКАД — все отлично. Внятная разметка, массивный отбойник слева — Tesla уверенно двигается в потоке, а мы раз в пять минут беремся за руль — беремся с неохотой. Копаться в мобильнике, общаться в мессенджерах куда приятнее. Да и как-то не возникает желания ехать быстрее всех. Уперся в грузовик? Ну и ладно. Вот он ушел в первый ряд, и Tesla снова набирает свои 95 км/ч. Ну ладно, экзамен на движение в своем ряду Tesla Model X сдала на «отлично».

Заметим, что работает система удержания полосы движения лучше, чем те, что мы испытывали на других автомобилях. Авто не «гуляет» в полосе, не подруливает, сохраняя полное спокойствие, если так можно сказать об авто.

Поберегись, мы перестраиваемся!

Фото Михаил Осипенко

Одна из главных особенностей автопилота — умение авто перестраиваться из ряда в ряд при включении поворотника. И вот здесь нас ждали настоящие испытания.

Пробуем. По привычке смотрим в зеркало заднего вида, оцениваем обстановку: машины далеко, можно перестраиваться. Включаем поворотник, но Tesla почему-то не спешит выполнять команду. Лишь после того как мы слегка коснулись рулевого колеса — чуть наклоняем его влево, система наконец-то распознает команду: машина послушно перестраивается и занимает третий ряд, набрав запрограммированные 95 км/ч.

Неплохо. Повторяем этот фокус еще раз и еще раз. И замечаем, что автоматическое перестроение не всегда работает корректно.

Запросто Tesla может перестроиться перед носом нагоняющего по левой полосе автомобиля, лихо его подрезав. Так у нас и произошло! Хорошо, что руки лежали близко к рулю и мы успели вернуть машину в полосу!

Возможно, дело в небольшой «дальнобойности» ультразвуковых датчиков, которые отслеживают автомобили сзади.

Фото Михаил Осипенко

Чисто по-белорусски решаем проверить, вдруг что-то из функций, которые были разрешены автопилоту до аварии, сохранились? Выбираем на навигаторе направление и конечную точку. Но автомобиль не реагирует — на съезде с МКАД на Гродно Tesla даже не собирается двигаться в нужном направлении. Берем управление на себя.

Еще момент: в самом начале трассы у съезда на Ратомку разметка стерта. Tesla теряется и устремляется на обочину, думая, что это тоже полоса движения. Водители знают, как это может быть опасно на скорости! Мы быстро хватаем руль и направляем в полосу.

Справедливости ради стоит сказать: Tesla в большинстве случаев распознает даже полустертую разметку, и только там, где ее нет или она образует сложный двойной «узор», автопилот теряется и отключается.

Интересно, что дорожные знаки автопилот читает на ура: заметил знак ограничения скорости до 70 км/ч, а вы едете больше — и автомобиль сам снизит скорость.

Вышел из машины и заново почувствовал жизнь

Фото Михаил Осипенко

Будем откровенны. После обновления автопилот Tesla едва ли можно называть так громко. Впрочем, даже сам производитель не скрывает того, что на данный момент автопилот — это продвинутый адаптивный круиз-контроль с функцией автоматического торможения и удержания полосы движения. Сюда можно добавить функцию автоматической параллельной парковки, а также систему Summon для автоматического заезда в гараж и выезда из него. В последнем случае водитель находится вне автомобиля и дает команду автомобилю на заезд-выезд при помощи приложения на смартфоне.

Фото Михаил Осипенко

В своем нынешнем виде автопилот Tesla вполне позволяет отвлечься на написание сообщения в мессенджере, неспешное прокручивание ленты в соцсетях или телефонный разговор. Но только при движении по трассе в условиях не слишком плотного трафика. Полностью расслабиться за рулем авто нам не удалось. Да, возможности машины удивили. Но доверить полностью управление автомобилем системе все-таки рано.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Видеоверсия тест-драйва автопилота Tesla Model X от нашего партнера, канала Test-drive TV

-15%
-10%
-40%
-40%
-25%
-10%
-40%
-20%
-30%