176 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  2. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  3. Фоторепортаж. На Куйбышева открылась «Песочница» — площадка с уличной едой, которую любят минчане
  4. Биолог рассказал, как вырастить богатый урожай капусты. Вот пять правил
  5. Открыли TikTok-парк, в планах — расчетно-справочный центр. Как пробуют «оживить» торговый центр «Столица»
  6. Матч между хоккейными сборными Беларуси и Казахстана отменен
  7. «Молодежи здесь заняться нечем». История о вынужденном переселении в деревню — по распределению
  8. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  9. В Минске задержали группу людей, которые представлялись в Viber сотрудниками банка
  10. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отправилась за мухоморами
  11. Рост ВВП, долгов и заветные «по пятьсот». Кратко о том, как развивалась экономика в последние 10 лет
  12. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой». Мнение
  13. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  14. Плюс 1363 пациента за сутки. Минздрав опубликовал свежие цифры по коронавирусу
  15. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  16. В программе белорусских каналов на следующую неделю нет «Евровидения». Попробовали разобраться, что это значит
  17. «Расходы превышают доходы, нужно еще 10−15 млн». Олексин может выкупить торговый центр «Валерьяново»
  18. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  19. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  20. На субботу синоптики объявили оранжевый уровень опасности
  21. Стартовала выставка-конвент Unicon & Game Expo. Вот как выглядят ее гости и участники
  22. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  23. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  24. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  25. Фура и микроавтобус столкнулись под Смоленском — пострадали 13 белорусов, один в крайне тяжелом состоянии
  26. ГПК: сбор за выезд за границу на машине надо будет оплачивать с 1 июня
  27. «Маленький вклад очень ценен». На восстановление костела в Будславе белорусы уже собрали 279 тысяч рублей
  28. Лукашенко подписал законы о недопущении реабилитации нацизма и противодействии экстремизму. Что изменится?
  29. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  30. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было


/ Фото: Инга Шкелер/ Видео: Евгений Ходор /

Личного транспорта в Минске становится все больше, а значит передвигаться по улицам столицы становится все труднее. Оставить свое авто возле дома и пересесть на общественный транспорт автомобилисты не спешат, мол, ездит он медленно и постоянно опаздывает. AUTO.TUT.BY проехал на троллейбусе № 53 по маршруту «ДС Малиновка — ДС Зеленый Луг — ДС Малиновка» с двумя разными водителями и узнал, что мешает работе водителя общественного транспорта и почему «троллейбус все не идет».

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

После 17.00 в будний день — самое напряженное время для автомобилистов и водителей общественного транспорта. Мы садимся на конечной остановке «Малиновка» на 53-й троллейбус с «гармошкой» — такие доверяют лучшим водителям. Наш водитель-ас — Александр Ботян, троллейбус он водит уже четверть века. Как-то Александр уходил работать в частный бизнес — на маршрутку, но через три года вернулся обратно в троллейбусный парк.

— Вернулся. Не знаю почему. Работа у нас нервная, может, поэтому молодежь иногда увольняется — горячим и эмоциональным здесь не место. Но я привык за годы работы, иммунитет выработался на всякие непредвиденные ситуации — не реагирую и все, — улыбается Александр.

Фото: Инга Шкелер

Немногие коллеги Александра ездят и хотят ездить на 53-м, говорят — маршрут длинный и сложный, проходит через три района: Московский, Центральный, Советский. Но маршрут № 53 для Александра уже стал родным — семь лет по одной дороге. Мужчина работает в самые напряженные часы: только в будни и в пиковое время. Два круга рано утром и один круг вечером.

— Вообще, за 20 лет многое изменилось на дорогах: машин стало намного больше, да и троллейбусы стали другими — с наворотами. Это раньше мне надо было ручник на остановке затянуть, самому в микрофон остановки объявить. А сейчас раз — кнопку нажал: двери открылись, еще одну нажал — остановка сама объявилась. Очень много в новых троллейбусах сделано для безопасности пассажиров. Например, если дверь не закрыта, машина не сдвинется с места.

Фото: Инга Шкелер

Александр отметил, что с годами изменилась не только техника, но и пассажиры — они стали требовательнее, с 90-ми годами не сравнить!

— В первую очередь люди ждут, чтобы мы приезжали на остановку строго по расписанию. Могут и пожаловаться. Вот недавно нам на собрании рассказывали, что поступило нарекание от пассажира, мол, троллейбус опоздал на 1 минуту 28 секунд. Начальство в таких случаях разбирается: почему опоздал, если по вине водителя, то наказать могут.

Фото: Инга Шкелер

А «виной водителя» может быть и упавшая штанга с контактной сети, из-за чего и произойдет задержка.

— Просто так штанги не падают. Это происходит из-за того, что мы объезжаем припаркованный в первой полосе транспорт. Люди бросают машины, как хотят. Легковушки мы еще объезжаем, а вот грузовики можем и не обойти.

Фото: Инга Шкелер

Особенно остра проблема с припаркованным транспортом в Малиновке и на Юго-Западе.

— На проспекте газеты «Звязда» есть закругление дороги — вот это сложное место. По закону подлости на повороте кто-нибудь припаркует грузовик. Приходится ехать по разметке, разделяющей две полосы в одном направлении. Полностью выехать в левую полосу мы не можем — длины штанги не хватает, вправо тоже нельзя — «паркунов» подрихтуем.

Эти маневры нередко вызывают недовольство у едущих сзади водителей легковушек: троллейбусу сигналят, мигают фарами, особо несдержанные выскакивают на встречку и резко подрезают «рогатого», резко тормозят — «учат», показывают из окон неприличные жесты.

— Я на таких водителей не реагирую. Это ведь ни к чему хорошему не приведет. Но пока такая ситуация на дорогах будет сохраняться — троллейбусы и автобусы ездить быстрее не будут.

Александр рассказал, что проблемы доставляют и водители маршруток: носятся и подрезают общественный транспорт — торопятся подъехать к остановке быстрее, чтобы забрать пассажиров. Из-за маршруток подъехать к остановке троллейбусу бывает невозможно.

Фото: Инга Шкелер

— Так уже повелось, что для высадки-посадки пассажиров маршрутки останавливаются перед остановкой. Получается, что я подъезжаю туда, а вот стать к бордюру на расстоянии не дальше 20−30 см от него не могу. Мои пассажиры этим недовольны, высказывают претензии. Я их понимаю, ведь очень много пожилых людей, инвалидов, мам с детьми. Им сложно прыгать с бордюра на проезжую часть, сложно подниматься на ступеньки троллейбуса. Получается, не виноват, но выслушиваю и извиняюсь.

Александр и его коллеги неоднократно жаловались своему начальству на стиль вождения водителей маршруток, мол, примите меры. И руководство троллейбусного парка и головного ГП «Минсктранс» связывались с директорами предприятий, перевозящих пассажиров на маршрутках, сообщали о нарушителях в ГАИ, но годы идут, а ситуация по-прежнему не меняется.

Фото: Инга Шкелер​Вот эту BMW мы увидели на улице Богдановича. Девушка-водитель остановилась в районе запрещающего знака и разметки включила аварийку — «сломалась». Из-за нее троллейбус вынужден с остановки выруливать сразу во вторую полосу.

— Это типичная ситуация для Минска — прокомментировал водитель троллейбуса. — Пока все участники дорожного движения будут себе позволять такое поведение, ничего у нас не изменится. И общественный транспорт быстрее не пойдет.

Александр считает, что пилотные зоны с выделением полосы для движения общественного транспорта, которые уже есть в столице, — правильное решение и поможет решить ситуацию с «паркунами».

— А еще лучше отделить такую полосу бордюром-делиниатором, чтобы легковушки туда заехать не могли. Думаю, мы тогда и ездить будем быстрее, и пассажиры будут довольны.

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер

— Водителю автобуса или троллейбуса нужно видеть все: что происходит в салоне, впереди, справа и слева от борта. А еще следить за пассажирами на остановках. Вот тут разные ситуации бывают тоже. Например, часто люди бегут к стоящему на остановке троллейбусу. В боковое зеркало я вижу всего лишь на два метра в сторону, поэтому спешащего человека могу не заметить. Вот смотришь: никого нет, закрываешь двери, и тут человек залетает в закрывающиеся двери. Ну подождите другой троллейбус лучше, с такой беготней можно упасть и кости поломать себе.

За 20 лет работы Александру доводилось видеть в рейсах разные внештатные ситуации. Истории удивляют, хотя сам водитель говорит о них спокойно, как об обыденных и типичных случаях.

— С контролерами у «зайцев» споры нередко случаются. Иногда по просьбе ревизоров я останавливаюсь — ждем милицию. Это если «заяц» упрямый попадается и платить штраф не хочет. Вот вам и одна из причин задержки. А как-то был случай с пьяным пассажиром — перебрал так, что ему стало плохо и он обгадил весь салон. Такие ароматы стояли, что люди не могли ехать — выходили из троллейбуса. Пришлось с линии съезжать — мыть и проветривать троллейбус.

Фото: Инга ШкелерПуть от Малиновки до Зеленого Луга на троллейбусе 53-го маршрута занимает чуть больше часа. Мы его проехали на 2 минуты дольше. Несмотря на час пик, толпы пассажиров в троллейбусе не было, хотя все сидячие места были заняты.

— За одну минуту до нас ехал троллейбус 46-го маршрута, он и собирал почти всех пассажиров. Конечно, бывает и так, что двери в троллейбусе закрыться не могут из-за пассажиров. И это несмотря на то, что в час пик 53-й ходит через каждые 4 минуты.

Фото: Инга Шкелер Фото: Инга Шкелер Фото: Инга Шкелер Фото: Инга Шкелер Фото: Инга Шкелер

Александр свою смену закончил и поехал в депо, поэтому в обратную сторону по маршруту мы поехали с другим водителем Василием Ганчаром на новенькой «гармошке» 2016 года выпуска. В троллейбусе «наворотов» было уже больше: кондиционер в кабине водителя, камеры внутреннего и наружного наблюдения, мониторы в салоне. Василий Ганчар не просто водитель-ас, а победитель профсоревнований водителей троллейбусов в Беларуси и России.

— Не видели толкучки на прошлом рейсе? У меня тоже не увидите, — рассмеялся водитель. — Все, час пик прошел. Сейчас будет все спокойно. Люблю такое время — большинство людей уже разъехались, дорога практически свободна.

Но и в такое время помехи создают маршрутки и припаркованные авто. Хотя Василий считает, что нельзя всех водителей судить одинаково: на дороге хватает и «нормальных» маршрутчиков, которые едут спокойно, уступают дорогу другим водителям.

Фото: Инга Шкелер

— Вечером много водителей легковушек, которые норовят погонять, подрезать троллейбус. Такая ситуация нередко случается на улице Богдановича в районе частного сектора. Глядя в зеркало заднего вида, я даже по стилю вождения могу предугадать, как поведет себя тот или иной автомобилист. Еще я остерегаюсь водителей из дальних регионов Беларуси — города они не знают, могут совершать резкие непредвиденные маневры. С такими надо повнимательнее.

Одно из сложных мест для проезда в вечернее время в центре — улица Немига в районе остановки «Романовская Слобода».

— В новом торговом центре есть ночное заведение, из которого выходят поздние посетители, а на остановке их поджидают таксисты. Вот этим так точно закон не писан. И сигналили мы им, просили не становиться на остановке — им все равно, стоят — с места не сдвинутся. А еще могут и матом обложить.
Фото: Инга Шкелер

Василий говорит, бывают смены, с которых выходишь уставший, «как выжатый лимон».

— Работа с людьми, что поделать. У всех разное настроение, надо ко всем подстраиваться. Изматывают внештатные ситуации. Например, как-то с человеком в салоне троллейбуса случился приступ эпилепсии! Пришлось спасать, отхаживать до приезда скорой. Это все большое напряжение, — спокойно говорит Василий, как будто спасать людей — будничное дело. —  Иногда пьяные пассажиры засыпают, кого-то начинает тошнить, кто-то драться начинает. Приходится подключаться.

Но хорошие истории в троллейбусе Василия тоже происходили. Такие позитивные моменты придают бодрости водителю.

— Помню, женщина в возрасте ехала у меня в салоне, а потом выскочила и пересела на едущий сзади троллейбус другого маршрута. Так она торопилась, что забыла сумку на сиденье — ее мне принесли пассажиры. Я еду, а троллейбус сзади мне все мигает и мигает фарами. Думаю, что-то наверное произошло и подождал его на остановке. Тут вбегает ко мне пенсионерка, та, которая сумку оставила. Не знаю, что там у нее в сумке было, но как она меня благодарила! Видно, что она до этого плакала — глаза мокрые, наверное и не надеялась свою сумку отыскать! Если б не стекло в кабине, так она бы наверное обнимать меня бросилась.

Фото: Инга Шкелер

Что должно измениться, чтобы автомобилисты стали более учтивыми, соблюдали ПДД и намеренно не создавали помех другим водителям, в том числе управляющими общественным транспортом, Василий не знает.

— Мне кажется, все эти конструктивные изменения в виде выделенной полосы не помогут. Надо менять сознание людей, культуру прививать. Наверное, еще сменится не одно поколение людей, прежде чем мы достигнем каких-то положительных изменений.

Фото: Инга Шкелер

-10%
-10%
-5%
-80%
-30%
-15%
-10%
-10%
-10%