• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Что в ВОЗ ответили на слова Лукашенко о том, что Беларуси ничем не помогли в борьбе с COVID-19
  2. «Не было у него умысла». Наехавшего на пятерых силовиков водителя BMW начали судить повторно
  3. Заявление на Лукашенко, жуткая авария, кого лишили званий и «любимый дворец» — все за вчера
  4. Возле метро «Михалово» построят 19-этажку. А где там нашлось место?
  5. С 5 мая Nivea под запретом. Посмотрели, убрали ли эту косметику с полок магазинов
  6. Из-за длинных майских выходных скорректировали график выплаты пенсий и пособий
  7. Огонь лихорадочный, в основном по своим. Власти грозят контрсанкциями и даже решились деликатно ущипнуть обидчика
  8. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  9. «Трешки» на «первичке» подешевели на 13,8%. Что происходило в первом квартале на рынке квартир
  10. Пока новые Skoda не продают — ищем подержанные. Сколько стоят экземпляры с минимальным пробегом
  11. Стали известны финалисты футбольной Лиги чемпионов
  12. Генпрокуратура направила «дело Тихановского» в суд. И кое-что рассказала про 900 тысяч долларов
  13. Белоруса посадили на 30 суток, а он все равно гуляет по Минску и даже путешествует. Все благодаря идее жены и ее подруги
  14. Официальный представитель ЕС рассказал о том, почему пока не приняли четвертый пакет санкций
  15. Почему появляются родинки? Онколог объясняет простыми словами
  16. Страны «Большой семерки» призвали власти Беларуси провести новые выборы
  17. «Здоровой женщине не нужно ничего высчитывать». Гинеколог — о признаках овуляции
  18. «Рома чернел у меня на руках». История Кати и ее сына, который проглотил средство для очистки труб
  19. Власть говорит, диктатура и порядок показали эффективность в АПК. А что говорят статистика и эксперты?
  20. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  21. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  22. Отец политзаключенного Степана Латыпова — о сыне, обвинении и участии в выборах из реанимации
  23. В Гомеле вынесли приговор директору местного филиала Белгазпромбанка, которого судили за «взятки от друзей»
  24. Внимание! На четверг объявлен оранжевый уровень опасности
  25. «Мы этого не ждали. Ты знаешь нашу Беларусь. Вообще на ровном месте». Лукашенко встретился с Додоном
  26. В прокуратуру Германии подали заявление на Александра Лукашенко. Юрист объясняет, что это значит
  27. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  28. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  29. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка
  30. «Если бы не сиденья, то в поезде понравилось». Пассажиры «Ласточки» — о том, как ехали из Минска в Москву


/

Водители такси 22 марта отмечают профессиональный праздник — День таксиста. Встреча с династией водителей — отцом и сыном Сергеем и Андреем Юшкевичами обещала быть интересной: все-таки нечасто сыновья идут по следам отца в такой профессии. А вместо этого мы порассуждали о честных заработках в такси, чаевых, об отсутствии порядка в этой сфере и о том, почему таксисты нередко уходят из профессии, а потом возвращаются.

Отец и сын

Сергей и Андрей Юшкевичи работают в одной столичной службе такси. Это одна из самых крупных фирм в Минске, на рынке работает больше 15 лет. В мужчинах едва угадывается близкое родство, скорее, профессиональная привычка — держать руку на пульсе, читай, на телефоне: может прийти заказ и нужно будет срочно сорваться к пассажиру.

— Интересно получилось, — начинает Юшкевич-старший, Сергей. — Я работал «от борта», а сын попробовал сотрудничать с диспетчерской. Лишь спустя два месяца пришел туда и я. Так заказов больше. Частник же может ждать пассажира и день, и два, а тут хотя бы есть заказы.

Фото: TUT.BY
Сергей Юшкевич

Сергей работает в такси с середины 2000-х. После армии Юшкевич-старший пошел в ГАИ столицы, из Госавтоинспекции — на завод. Был в его жизни период, когда он работал предпринимателем — ездил на знаменитый Черкизовский рынок в Москве. Но потом решил, что мужчина все-таки должен уметь зарабатывать деньги для семьи, обеспечивать ее, и перешел в такси. У сына профессиональный путь куда короче — он попробовал работать у отца — тогда еще ИП, ему понравилось, и он выбрал для себя этот вид заработка. На двоих у мужчин 14 лет стажа только в такси.

— 2006−2008 годы, можно сказать, были золотым веком в Беларуси, у людей были деньги, они ездили на такси, — говорит Сергей. — Да и конкуренции было гораздо меньше. Те, кто на смене был 8−9 часов, мог спокойно за месяц заработать от тысячи долларов чистыми. Можно было отправиться в круиз, если не был обременен семьей. Если кто-то крутился 12 часов по городу, то можно было заработать и две тысячи долларов.

Фото использовано в качестве иллюстрации

Сергей начинал работу со службой такси «042» и помнит то время, когда по улицам гоняли желтые машины такси — старые «Волги». Механизм общения диспетчера и водителя был куда сложнее, чем сейчас. Да и время ожидания машины могло затянуться.

— Например, приехал с Юго-Запада на Запад, позвонил диспетчеру: я, мол, здесь, записывался в очередь. Диспетчер перезванивает мне на мобильный, когда есть заказ, я прикидывал, за сколько могу добраться до места, и потом диспетчер связывалась с клиентами. Те выходили и ждали у подъезда. Это ожидание могло продлиться и 30 минут. Вот представьте, как в 30-градусный мороз ждать по полчаса такси у подъезда!

С технической точки зрения в середине прошлого десятилетия таксистам работать было сложнее: записи, звонки, очереди. Но, по мнению Юшкевича-старшего, работать тогда было не в пример легче из-за практически полного отсутствия конкуренции и более богатых пассажиров.

— Сейчас хорошим заработком в такси считается сумма в 350−450 долларов, — говорит Андрей. — Такая сумма остается после выплат всех налогов и расчетов с диспетчерской службой.

Фото: TUT.BY
Андрей Юшкевич

Водители навскидку дают примерный расчет расходов и доходов за месяц работы в такси. За месяц они зарабатывают примерно 25−26 миллионов каждый.

— Считаем: оплата топлива — 700 рублей, оплата диспетчерской за заказы — 460 рублей. За каждый вызов мы платим 1 рубль 10 копеек вне зависимости от протяженности поездки. Таксисты других служб платят и «рубль двадцать» за заказ. Добавить сюда налоги, стоимость техосмотра (дважды в год) и страховки (она дороже обычной «автогражданки»), прохождение врача и механика перед сменой. Плюс нужно обновить машину — на это я откладываю в месяц 50 долларов, добавьте к этому мойку авто — за грязную машину могут снять с линии. Из 2,5−2,6 тысяч рублей, которые я заработал, остается около 800−1000 рублей. Это по грубым подсчетам.

С приходом новой эпохи такси — сервисов, которые работают через интернет-платформы, жить стало сложнее — меньше заказов, часть пассажиров ушли к Uber и другим подобным службам такси. Кому из водителей, спрашивается, это понравится. Недовольны этой ситуацией и обычные таксисты.

— Они же (водители сервисов. — Прим. AUTO.TUT.BY) ни за что не отвечают! Не проходят механика перед поездкой, — возмущается Сергей. — Я наезжаю за день 130−160 километров, в выходные до 250 километров за смену! А водитель этих служб, может, и не работает в такси целый день. Он отработал в офисе или смену на заводе, ему нужно 20 рублей на магазин, вот он садится и зарабатывает. Он же может быть уставшим, это же влияет на безопасность людей.

«Просят включить шансон. А мне что — ищу на YouTube»

Любопытно было узнать, что думают таксисты о нас — своих пассажирах. Отец и сын соглашаются друг с другом, что сейчас клиенты не в пример спокойнее, чем еще пять лет назад.

— Пассажиров с хамоватыми замашками совсем мало. Может, они ушли в другие службы. Хотя встречаются разные, — размышляет младший Юшкевич. И все же от неспокойных пассажиров водитель никак не защищен.

— На меня под Новый год была жалоба: после корпоратива ко мне решила подсесть девушка, она была нетрезвой, мягко говоря. Я отказался — сказал, что никуда ее не повезу в таком состоянии. Она позвонила диспетчеру и пожаловалась. На это мне сказали, что я должен был ее взять и «войти в положение». Я не взял, — Андрей говорит, что не стал бы брать нетрезвую пассажирку и сейчас — себе дороже выйдет.

По наблюдениям таксистов, пассажиры стали требовательнее: например, просят «некурящую» машину, машину без ароматизаторов, включить или выключить музыку или найти определенный музыкальный жанр.

— Просят включить шансон, а у меня его, к примеру, нет. Но мне что, я найду этот шансон на YouTube, — улыбается Сергей.

Фото использовано в качестве иллюстрации

Таксисты замечают, что сейчас пользуются услугами в основном молодые люди.

— Молодежь едет в клуб: сами либо скидываются, либо финансируют родители. Конечно, они, наверное, где-то подрабатывают. Люди постарше не так часто вызывают такси: из 10 пассажиров один-два будут пожилыми. Они умеют считать деньги.

А вот делить Минск на «самые богатые» или «самые бедные» районы водители не стали. Все районы примерно одинаковы по количеству платежеспособных людей и не очень. Единственный район, который выделяется у таксистов, — это Курасовщина: здесь живет очень много пожилых людей, и они крайне редко вызывают такси.

— Я так скажу, — начал Юшкевич-старший. — Нет бедных или богатых районов, есть люди. Богатые или щедрые. Вроде бы едет обычный паренек с завода на восемь рублей, дает десятку и оставляет тебе чаевые 2 рубля. Приятно. А бывает, сам скачешь в магазин 20 копеек разменять, чтобы дать сдачу в пять копеек. Казалось бы, 20 копеек, а по-старому — две тысячи. Некоторые очень считают свои деньги.

Тариф «Справедливый»

Не обошли мы с водителями и тему справедливой стоимости километра. Напомним, цена может быть любой — это зависит только от водителя. Мужчины наслышаны об истории с поездкой за 63 рубля.

— Уже кто-то побил этот рекорд — провез за 120 рублей от BlackHall Bar. Но я считаю, что именно водитель в этой ситуации виноват. Где у людей деньги? Водитель обязан объявить тариф перед поездкой и прикинуть, во сколько обойдется поездка, он в состоянии это сделать — не второй день в такси работает, — говорит Юшкевич-старший. — Если же рассуждать о том, какой тариф справедливый, надо задать себе один вопрос: а я сам, таксист, поеду за 63 рубля? Да под страхом смерти он не согласится сам на такой тариф! Вот и справедливая цена.

Фото из социальной сети facebook.com
Фото из социальной сети facebook.com

Сергей вспоминает, что при СССР километр в такси стоил, как литр топлива.

— У нас сколько стоит топливо? Рубль. Вот примерно такой должна быть стоимость километра, — говорит Сергей.

Но сын с таким мнением не согласен:

— Рубль — все-таки дорого. Семьдесят копеек хотя бы. Уже можно было бы обновить машину.

Мужчины уверены, даже если Александр Стаховский таким «способом» пытался привлечь внимание к накопившимся в отрасли проблемам, то это вопросов не решит.

— У нас тарифы не менялись четыре года. А между тем нам собираются поднять стоимость услуги диспетчерской — не «рубль десять», а полтора рубля за один заказ. Подросток, которому было 14, а сейчас 18 лет, ездил еще по нашим старым тарифам. Подросток вырос, а цена километра в такси осталась такой же. Но никому до этого дела нет.

Еще одна боль — это нелегальные таксисты.

— Если налоговой или транспортной инспекции нужен какой-то рейд по нелегалам, то добро пожаловать на улицу Зыбицкую ! Там не глядя можно брать пять первых попавшихся машин, и это будут нелегальные таксисты. И ведь никому нет до этого дела, хотя их стоянки всем известны.

Парни уверены, что решить проблему не сможет никто, кроме государства.

— По телевидению видели программу, где обсуждали такси? И что — поговорили, и все. Ничего и никто не сдвинет эту махину! Ничто, кроме государства. Но кто на это пойдет? — говорит Юшкевич-старший. — Я уже 11 лет в этой сфере, но никто ничего не меняет в ней. Да, конечно, можно уйти из такси, скажете вы. Но куда? На завод. Так там тоже не платят деньги. По опыту скажу, все, кто уходил из такси, в итоге возвращался. Да, заработки уже не те, что раньше, да, много вопросов, но зато у меня профессия таксиста — это и плюсы. Я предоставлен сам себе, у меня много свободного времени. Вот жду заказ при диспетчерской уже четвертый час! (Смеется.) Да и общение с людьми, они все разные, интересные. Я для них как психолог. Это общение, и это бесценно.

-10%
-5%
-10%
-20%
-10%
-20%
-50%
-20%
-30%
0073029