102 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  2. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  3. Суды над журналистами, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  4. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  5. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  6. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  7. Лукашенко — главе КГК: Необходимо ввести ответственность и для тех, кто берет в конвертах деньги
  8. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  9. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  10. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  11. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  12. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  13. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  14. Тихановский о приговорах журналистам и активистам: Ложь и несправедливость порождают озлобленность
  15. Витеблянину с онкозаболеванием за насилие над милиционерами дали 3,5 года колонии
  16. «Думал, что это простуда. Оказалось, нужна пересадка сердца». История Вячеслава, пережившего трансплантацию
  17. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  18. «Желающих помочь белорусам в их „хлопотном дельце“ много». Чем заняты «Народные посольства» за границей
  19. В Новогрудке кто-то расстрелял из пневматики собаку. Пес умер, волонтеры обратились в милицию
  20. Приход весны, борьба с частниками и акции солидарности. Что происходило в Беларуси 1 марта
  21. «Личная инфляция»: лекарства и отдельные продукты в феврале подешевели, но в целом цены растут
  22. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  23. С 1 марта заработал обновленный КоАП. Новшества затронут почти всех белорусов
  24. Экс-президента Франции Саркози признали виновным в коррупции и приговорили к тюремному заключению
  25. «Жесточайшим образом останавливать». Чиновники взялись за аптеки, которые подняли цены из-за НДС
  26. МВД добилось своего: свидетели по административным делам могут настаивать на закрытых судах
  27. Читаете канал «Советская Белоруссия»? Говорим с его автором (нет, это не то же самое, что газета)
  28. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  29. Виктор Лукашенко стал генерал-майором запаса
  30. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям


Михаил Осипенко / Фото из архива TUT.BY /

Три года белорусы платят дорожный налог. А как в других странах? Исходя из чего рассчитывается транспортный налог у наших соседей и сколько они платят за роскошь владения автомобилем?

Фото: Александр Васюкович, TUT.BYДля наглядности мы рассчитывали транспортный налог для двух условных легковых автомобилей разного возраста, массы и мощности мотора.

Под описание первого «условного автомобиля» попадает большинство популярных новых бюджетников — Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и прочие.

Второй «условный автомобиль» — распространенная подержанная иномарка среднего класса с объемом двигателя 2−2,5 литра, седан или минивэн, который не потянет из бюджета много денег.

 

Возраст

Рабочий объем

Мощность

Полная масса

Выброс CO2

Налог (за 1 год) в Беларуси

Автомобиль 1

1 год

1599 см. куб.

125 л.с.

1600 кг

135 грамм

138 рублей

Автомобиль 2

6 лет

2387 см. куб.

170 л.с.

2090 кг

223 грамма

184 рубля

Кратко о дорожной госпошлине в Беларуси

Три года назад в Беларуси появилась госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Она рассчитывается исходя из массы автомобиля. Ставки различаются для физических лиц и организаций. Льготы по оплате имеют лишь инвалиды, а также владельцы автобусов общего пользования. Также от налога освобождены автомобили скорой помощи, МЧС, силовых ведомств. Инвалиды I или II группы оплачивают половину стоимости госпошлины. Пенсионеры по возрасту исключены из списка льготников.

Пошлина уплачивается в полном объеме перед прохождением государственного технического осмотра. Вернуть деньги за ее оплату можно лишь в трех случаях: пошлина не должна была оплачиваться; в случае переплаты; отказ от получения (или отказе в получении) разрешения на допуск автомобиля к участию в дорожном движении.

Россия. В каждом регионе — свои тарифы

Стоимость госпошлины для нашего автомобиля № 1 — от 28,7 до 143,5 рубля, второй автомобиль оплачивается по более высокому тарифу — от 55,5 до 277,5 рубля.

Транспортный налог в России исчисляется налоговой службой, которая учитывает все параметры: мощность и объем двигателя, год выпуска автомобиля, ставку налога, срок владения и имеющиеся льготы.

На территории России не существует единой ставки транспортного налога, а потому субъекты федерации устанавливают их самостоятельно. Ставка привязывается к фактической мощности двигателя.

Самая низкая ставка — в республике Ингушетия — от 0,16 рубля за 1 лошадиную силу, если мощность двигателя не выше 100 «лошадей», и 1,3 рубля, если мотор мощнее 251 л. с. Самый дорогой транспортный налог — в Санкт-Петербурге. Ставки выше в 4−5 раз: от 0,78 до 4,88 рубля за 1 л.с. Все цены здесь и далее указаны в белорусских рублях.

Минимальные и максимальные ставки транспортного налога в России

Мощность двигателя, л.с.

Стоимость 1 л.с., BYN

Минимальная ставка

Максимальная ставка

71−100

0,16

0,78

101−150

0,23

1,14

151−200

0,33

1,63

201−250

0,98

2,44

Более 251

1,3

4,88

Кроме того, с 2014 года действует «налог на роскошь», под который автоматически подпадают все автомобили (как новые, так и подержанные) стоимостью выше 97 500 рублей. Ежегодно Минпромторг России составляет список моделей автомобилей, на которые автоматически распространяется налог на роскошь. Любопытно, что с 2014 года список «роскошных» автомобилей вырос почти вчетверо: со 187 машин до 708. Это связано с обвалом курса рубля и сопутствующим удорожанием автомобилей, многие из которых «пробили» указанную планку цены.

Налог на роскошь выражается в виде повышающего коэффициента к транспортному налогу. Минимальный повышающий коэффициент — 1,1 — распространяется на автомобили стоимостью от 97 500 до 162 500 рублей и возрастом до трех лет. А самый высокий коэффициент, втрое увеличивающий транспортный налог, касается десятилетних авто с ценой в 325−487 тысяч рублей и двадцатилетних, стоимостью 487 500 рублей и больше.

Также каждый субъект Российской Федерации устанавливает льготы по транспортному налогу. В большинстве регионов на льготу могут рассчитывать Герои Советского Союза, Герои России, ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий, инвалиды 1, 2 группы; ликвидаторы аварии на ЧАЭС.

Нередко регионы предусматривают льготы для пенсионеров по старости, для одного из родителей (опекунов, усыновителей) ребенка-инвалида. Москва, например, предоставляет льготы гражданам, в собственности которых находится автомобиль мощностью до 70 л.с. В Новосибирской области ставка налога привязана еще и к возрасту автомобиля: это касается машин мощностью более 150 л.с. Чем старше такая относительно мощная машина, тем ниже налог.

Казахстан. Запутанно, но справедливо

Пошлина за наш новый бюджетник обойдется в Казахстане в 46 рублей, а вот подержанная иномарка в два раза дороже — 99,2 рубля.

В Казахстане налог на транспорт рассчитывается исходя из объема двигателя автомобиля. Налоговой ставкой является месячный расчетный показатель (МРП) — аналог нашей базовой величины.

Владельцы машин с моторами объемом до 1,1 литра платят 1 МРП, до полутора литров — 2 МРП. За машину с объемом мотора более 1501 «кубика» величину налога рассчитывают исходя из установленной ставки плюс добавляют по 0,04 рубля за каждый «кубик» превышения минимального порога для данной категории. Ставка для машин с мотором от двух до двух с половиной литров составляет 6 МРП. Но владелец 2,5-литрового авто сверх этого доплатит еще по 0,04 рубля за каждый лишний «кубик».

Транспортный налог в Казахстане для автомобилей с рабочим объемом двигателя до 3000 куб. см.

Объем двигателя, куб. см

Ставка налога

Сумма налога, BYN

500−1100

1 МРП

13,69

1101−1500

2 МРП

27,38

1501−2000

3 МРП +0,04 рубля за 1 см. куб. сверх 1501 см. куб.

41,11−62,19

2001−2500

6 МРП +0,04 рубля за 1 см. куб. сверх 2001 см. куб.

82,19−103,26

2501−3000

9 МРП +0,04 рубля за 1 см. куб. сверх 2501 см. куб.

123,26−144,34

Для машин с моторами, объем которых переваливает за три литра, существует разделение по возрасту и сроку ввоза. Если трехлитровый автомобиль был произведен или ввезен в Казахстан до 31 декабря 2013 года, то владелец платит относительно небольшой налог. А если машина свежая, выпущена после 31 декабря 2013 года или ввезена после этой даты, то налог будет вдвое больше. Для исчисления точной суммы налога используется ставка, определенная количеством месячных расчетных показателей (МРП), к которой добавляется по 0,04 рубля за каждую лошадиную силу сверх нижнего предела.

Транспортный налог в Казахстане для автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3001 куб. см.

Объем двигателя

Ставка налога

Сумма налога, BYN

 

Автомобиль ввезен/произведен до 31.12.2013

Автомобиль ввезен/произведен после 31.12.2013

 

3001−4000 куб. см

15 МРП +0,04 рубля за 1 см. куб. сверх 3001 см. куб.

 

205,41−247,6

свыше 4001 куб. см

117 МРП +0,04 рубля за 1 см. куб. сверх 4001 см. куб.

 

от 1602

3001−3200 куб. см

 

35 МРП + 0,04 рубля за 1 см. куб. сверх 3001 см. куб.

479,22−487,63

3201−3500 куб. см

 

46 МРП + 0,04 рубля за 1 см. куб. сверх 3201 см. куб.

629,82−642,45

3501−4000 куб. см.

 

66 МРП + 0,04 рубля за 1 см. куб. сверх 3501 см. куб.

903,64−924,72

4001−5000 куб. см

 

130 МРП + 0,04 рубля за 1 см. куб. сверх 4001 см. куб.

1779,86−1822,06

свыше 5001 куб. см

 

200 МРП + 0,04 рубля за 1 см. куб. сверх 5001 см. куб.

от 2738,23

Ставки для граждан и юридических лиц одинаковые. Приятная особенность налога на транспорт в Казахстане — оплачивают его исходя из количества месяцев фактического владения автомобилем в текущем году. Так, например, старый владелец, продавший свою машину в мае, может заплатить за 5 месяцев, а новый владелец заплатит за 8 месяцев (включая май — месяц, в котором он вступил во владение).

От уплаты транспортного налога в Казахстане освобождаются государственные учреждения, участники ВОВ, герои Советского Союза, обладатели государственных наград, инвалиды, многодетные матери и ряд других категорий граждан и юрлиц.

Армения. «Старикам» — скидка

Новый бюджетник жителям Армении обойдется в 147,39 белорусского рубля, а вот подержанная иномарка — в 195,24 рубля.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В Армении существует так называемый налог на имущество для средств автомобильного транспорта. Этот налог рассчитывается исходя из фактической максимальной мощности двигателя. Условная льготная категория — это машины мощностью до 120 лошадиных сил. Налог тут рассчитывается просто: каждая «лошадка» умножается на 0,8 рубля. Выходит не более 96 рублей. Если мощность мотора составляет от 121 до 250 «лошадей», то необходимо платить по 1,17 рубля за каждую лошадиную силу, а также дополнительно 3,9 рубля за каждую «лошадку» свыше 150 сил. Если мощность мотора превышает 250 «коней», то каждая «лошадка» оценивается в 1,95 рубля плюс, как и в предыдущей категории, платится по 3,9 рубля за каждую «голову» сверх 150 лошадиных сил.

Полностью налог платится только за автомобили, которые моложе трех лет. Если машина старше трех лет, сумма налога уменьшается за каждый год, следующий за третьим годом, — на 10%, но не более чем на 50% суммы налога.

Налог на имущество для средств автомобильного транспорта в Армении

Мощность двигателя

Ставка налога, BYN

до 120 л.с.

0,8 за 1 л.с. (от 96 рублей)

121−250 л.с.

1,17 рубля за 1 л.с. + 3,9 рубля за 1 л.с. сверх 150 л.с. (от 143,56 до 689 рублей)

свыше 251 л.с.

1,95 за 1 л.с. + 3,9 рубля за 1 л.с. сверх 150 л.с. (890 рублей)

Для авто старше 3-х лет скидка 10% за каждый год, следующий за 3-м годом, но не более 50%.

 

Грузия. Платят только богатые

В солнечной Грузии владельцы нашего первого условного автомобиля (новый бюджетник) платят примерно 370 рублей, а вот подержанная иномарка обойдется в три раза дешевле — 88 рублей.

Налог на автомобили был введен в Грузии 1 января 2017 года. Но он коснулся только физических лиц, годовой семейный доход которых составляет более 28 711 рублей. По оценке Министерства финансов, в Грузии, население которой достигает 3,7 млн человек, только 26 тысяч человек обладают таким семейным доходом.

Налог на автомобили в Грузии*

Возраст автомобиля

Ставка налога, BYN

до 1 года

369,42

1−5 лет

178

5−10 лет

88

свыше 10 лет

44

*Оплачивается только в случае, если семейный доход владельца превышает 28 711 рублей.

 

Азербайджан. Все налоги — в топливе

С 30 марта 2015 года в Азербайджане дорожный налог больше не взимают при техосмотре и государственной регистрации автомобилей. Нынешний порядок уплаты предполагает, что дорожный налог включается в оптовую цену автомобильного бензина и дизельного топлива, реализуемого в стране. Прежний дорожный налог был символическим: от 21 рубля за 2-литровый автомобиль до 118,67 рубля за машину с мотором 5 литров.

Литва и Эстония обходятся без дорожного налога

В Литве и Эстонии отсутствует какой-либо сбор или налог на легковые автомобили, находящиеся во владении физических лиц.

Латвия. Владельцы ищут лазейки

До того как вы почитаете про любопытные хитрости, которые предпринимают латыши, чтобы избежать налога, — снова цифры. Владелец нового бюджетника заплатит государству 241 рубль пошлины, а вот старенький VW обойдется латышу в два раза дороже — 531,46 рубль.

Налог на автомобили, называемый «налогом на эксплуатацию транспортного средства», в Латвии существует еще с 1990-х. В 2016 году сейм Латвии утвердил законопроекты, предусматривающие отмену разового налога на автомашины и мотоциклы с одновременным повышением ставок налога на эксплуатацию транспортного средства.

Налог на эксплуатацию транспортного средства уплачивается в полном размере до государственного технического осмотра транспортного средства или же перед совершением любых регистрационных действий. То есть без уплаты налога в Латвии нельзя пройти ежегодный техосмотр, снять машину с учета или поставить на учет, сменить собственника и прочее. Однако при регистрации автомобиля или снятии с учета налог можно платить не в полном размере, а исходя из количества оставшихся или прошедших месяцев текущего календарного года.

Ныне в отношении транспортного налога действует переходный период, а потому временно закон предусматривает три группы автомобилей и, соответственно, три различных способа расчета налога на эксплуатацию авто. Первый способ касается автомобилей, выпущенных до 31 декабря 2004 года: здесь при расчете отталкиваются от полной массы (почти как в Беларуси). Ставка при этом равна от 76 до 550 рублей.

Второй способ касается машин, впервые зарегистрированных в Латвии с 1 января 2005 года по 21 декабря 2008 года, а также машин, уровень выброса СО2 которых неизвестен. Этот способ подразумевает расчет по хитрой формуле с тремя слагаемыми: полной массой, объемом двигателя и мощностью мотора. Он может варьироваться от 30 рублей до 597 рублей.

Третий способ расчета касается машин, зарегистрированных после 1 января 2009 года. Базой для расчета налога является количество диоксида углерода (СО2), выбрасываемого машиной на каждый километр пути. Такой налог будет стимулировать автолюбителей приобретать более экологичные машины. Тем более что с 2019 года будет действовать только этот способ расчета — он распространится на все легковые автомобили, зарегистрированные в Латвии. В свою очередь легковые машины с объемом двигателя более 3500 кубических сантиметров кроме основного налога будут облагаться дополнительной платой в 603 рубля в год.

Латвия предоставляет скидку 50% на налог для автомашин, принадлежащих членам многодетных семей.

Кроме того, в Латвии начали борьбу с гражданами, которые эксплуатируют машины с иностранными номерами. Все-таки у латышей велик соблазн зарегистрировать машину в соседних Литве или Эстонии, где нет никаких транспортных налогов. Так вот, для таких хитрецов вводится специальный налог за разрешение ездить в Латвии на зарегистрированной за границей автомашине. Так, налог за одни сутки составит 20 рублей, за месяц — 503 рубля, за полгода — 603, за год 2013 рублей. Если полиция застукает за рулем «иностранной» машины гражданина Латвии, ему придется заплатить штраф в 805 рублей.

Величина транспортного налога в сравнении, BYN

Налог за год

Беларусь

Россия

Казахстан

Армения

Грузия

Латвия

Азербайджан

Литва

Эстония

Авто 1

139,73

От 28,7 до 143,5

45,9

147,4

369,4

229,7

0

0

0

Авто 2

187,58

От 55,5 до 277,5

99,5

195,2

88

505,3

0

0

0

-5%
-20%
-35%
-10%
-10%
-30%
-5%
-50%
-50%
-15%
-23%
-40%
-15%