• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Фото: Игорь Ремзик,

Если вы решили посетить Ригу, на один из дней обязательно запланируйте поход в Рижский мотормузей, который входит в тридцатку лучших технических музеев мира и в пятерку лучших технических музеев Европы! Еще три года назад музей был закрыт на ремонт, но после открытия он стал только лучше.

Фото: Игорь Ремзик
Фото: Игорь Ремзик

Фасад здания музея напоминает радиатор фирмы Rolls-Roys. Первое впечатление от музея — восторг! От блестящих медных и хромовых деталей, великолепной коллекции автомобилей просто захватывает дух. Кремлевская автомобильная коллекция, автотранспорт, произведенный в Латвии, даже машины, изготовленные на легендарном предприятии «Руссо-Балт», мировые автомобили и гоночные, спортивные, авто советского периода и мотоциклы довоенного производства — все это собрано под одной крышей.

Информация на интерактивных стендах выдается очень дозированно и концентрировано — скучных и монотонных гидов нет, а сведения даются на трех языках: латышском, русском, английском. Хочешь — читай, а хочешь — слушай. На стены транслируются архивные кадры кино, играет музыка, которая перемежается со звуком мотора.

Фото: Игорь Ремзик

Фото: Игорь Ремзик

Фото: Игорь Ремзик

Фото: Игорь Ремзик

Фото: Игорь Ремзик

В музее есть коллекция раритетных телефонов. А рядом с ними стоит телефонная будка с обыкновенным советским аппаратом. Если крутануть диск и приложить ухо к трубке, вас повеселят короткие советские анекдоты на трех языках.

Фото: Игорь Ремзик

На входе в экспозиционный зал сразу же бросается в глаза мультимедийная стена под названием «Длинная дорога к автомобилю», на которой транслируется вся эволюция автомобилестроения от простого колеса до машин разных эпох.

Автомобили из рижской коллекции часто использовались для съемок художественных фильмов. Задумка авторов музея безупречна: вот автомобиль Lincoln V12, подаренный Максиму Горькому советским правительством в 1934 году. Тут же звучит аудиоряд: «Буревестник» в исполнении Максима Горького.

Еще один любопытный экземпляр — разбитый Rolls-Roys Silver Shadow 1966 года выпуска с восковой фигурой внутри. Как выяснилось, именно этот автомобиль разбил генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев в 1980 году, врезавшись в грузовик на дорогах в Подмосковье. Машина, подаренная Армандом Хаммером, могла развить скорость до 190 км/ч. Брежнев иногда ее достигал. Ремонту после аварии Rolls-Roys уже не подлежал. Реставрировать этот экспонат в музее не собираются, он символичен и несет гораздо больше смысла.

Фото: Игорь Ремзик

Рядом с Rolls-Roys есть забавная инсталляция трехэтажного панельного дома с окнами квартир. Каждое окно показывает обитателей этого дома, символизируя жизнь с намеками на беспробудное пьянство, бедность и другие «прелести» времен тяжелой оккупации.

Еще один интересный экземпляр Рижского мотормузея — гоночный автомобиль. Рядом с ним стоит специальный пуфик — если на него присесть, он начинает реветь и вибрировать так, что наяву чувствуешь себя гонщиком.

В экспозиции много советских «рафиков», символов нашего детства — своей неприхотливостью и простой конструкции (автомобиль сделан на базе ГАЗ-24) они обеспечили себе долгие годы жизни на дорогах нашей страны. Автомобиль активно использовали для нужд службы скорой помощи, милиции и других государственных организаций.

Фото: Игорь Ремзик
Автомобиль был собран на базе ГАЗ-24 и был самым популярным микроавтобусом в СССР.
Фото: Игорь Ремзик
Автомобиль, разработанный англичанами, был прогрессивным, но покупателей на него найти не удалось. Выпущен в 1993 году, всего 2 экземпляра.

Одно из развлечений в музее — стоящий на отдельном подиуме на фоне постоянно меняющихся улиц рафик, который можно разукрашивать в разные цвета, используя интерактивную панель.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Все экспонаты трогать руками запрещено, но один из автомобилей — смешной оранжевый автобус ПАЗ — можно не только подергать за двери, но еще забраться внутрь и принять участие в поездке на колхозную свадьбу! Внутри автобуса на лобовом стекле транслируется виртуальное путешествие по сельским дорогам, деревням. Кажется, что под колеса действительно норовят попасть собаки и куры. Стоящие вдоль дороги детишки машут руками, а местные жители что-то приветливо кричат. В зеркале заднего вида транслируется лицо веселого водителя, который рассказывает про колхозные будни латвийского села.

Охватить всю коллекцию автомобилей в одной публикации сложно — расскажем о самых интересных экземплярах.

Russo-Balt D24/40

Фото: Игорь Ремзик

Единственная пожарная автомашина, изготовленная на Русско-Балтийском вагонном заводе. Один из двух сохранившихся в мире экземпляров. Его останки были найдены членами клуба недалеко от Риги в 1976 году, через 2 года автомобиль полностью восстановлен практически до оригинального состояния. Выпущен в 1913 году.

«Москвич» 401/422

Фото: Игорь Ремзик

Экземпляр выпущен в 1955 году, достигал максимальной скорости 90 км/ч. Из-за деревянного кузова и дерматиновой крыши получил прозвище «Буратино».

«Москвич-408»

Фото: Игорь Ремзик

Любопытный экземпляр с зеркалами на крыльях выпущен в 1968 году. Автомобиль развивал максимальную скорость 120 км/ч. Но самое удивительное, что эти автомобили в 90% шли на экспорт.

Bentley Mk IV

Фото: Игорь Ремзик

Первый послевоенный Bentley, ставший очень популярным в «узких кругах». Именно этот автомобиль сошел с конвейера в далеком в 1938 году. Он развивает максимальную скорость в 115 км/ч. По тем временам вполне себе неплохой показатель.

BMW 326 В

Фото: Игорь Ремзик

В музее представлены сразу две такие модели. Их различие в том, что одна из них была выпущена до войны, вторая после. Первый автомобиль сохранился в оригинале, так как использовался только до 2-й мировой войны. Пробег 11 000 км. Вторую BMW (на фото) доставили в музей в плачевном состоянии: фары от ГАЗа, радиатор от «Москвича», боковая облицовка — радиаторная панель от «Запорожца». При всех своих переделках автомобиль остается на ходу и по сей день. Год выпуска неизвестен.

Chevrolet Superior Series F

Фото: Игорь Ремзик

Простая дешевая машина, предназначенная для небогатых покупателей. Самый доступный вариант такого авто стоил 490 долларов.

ГАЗ М1

Фото: Игорь Ремзик

М1 расшифровывается как «Молотовский-первый». Впоследствие получил прозвище «черный воронок». В довоенные годы, если жители СССР замечали такую машину поздно ночью во дворе своего дома, то уже знали, что кого-то из соседей утром больше не увидят. Выпущена в 1939 г., развивает максимальную скорость 100 км/ч.

Cadillac V8 series 353

Фото: Игорь Ремзик

Этот автомобиль по внешнему виду и по техническим характеристикам идентичен тому, которым в свое время пользовался президент Латвии Карлис Ульманис. Цифры «353» означают объем двигателя в дюймах, что соотвествует 5,79 литра. Мотор выдавал 95 л.с. и мог разогнать автомобиль до 130 км/ч.

Selve 12/50

Фото: Игорь Ремзик

Выпущена в 1928 г. Когда-то такая машина была у Адольфа Гитлера. В 1929 году компании Selve не стало, но на ее основе появилось предприятие Swissmetal, которое существует до сих пор, но занимается не автомобилями, а производством сплавов меди.

ЗИС-110

Фото: Игорь Ремзик

Мелкосерийный представительский автомобиль высшего класса с открытым кузовом типа фаэтон был выпущен в 1950 году. Эти авто в основном использовались в центрах военных округов для приема парадов. Продержался в строю до 80-х годов.

ГАЗ-13

Фото: Игорь Ремзик

Первый советский автомобиль высшего класса, снабженный электрическими подъемниками боковых окон, гидравлическим усилителем руля. Именно эту модель выпустили в 1974 году. В 60-х — 70-х годах такими автомобилями пользовались члены Верховного Совета и Совета министров Латвийской ССР.

Citroen 2 CV

Фото: Игорь Ремзик

Горбатую машинку с выпученными глазами-фарами прозвали «Гадким утенком». Над автомобилем часто иронизировали, он стал неизменным героем французских кинокомедий, спутником неудачников и разинь. Тем не менее, это не помешало ему продержаться на конвейере 52 года и разойтись тиражом почти 4 миллиона экземпляров.

Renault viva Grand Sport

Фото: Игорь Ремзик

Когда-то и Renault выглядели по-другому. Именно эта машина принадлежала первому секретарю французского посольства в Латвии в довоенное время. Оснащалась шестицилиндровым двигателем объемом чуть более четырех литров и стоила 32 900 франков (обычная малолитражка стоила в те годы примерно 10−14 тысяч франков).

Renault FU

Фото: Игорь Ремзик

Машина-тяжеловес с литыми чугунными колесами с цельнорезиновыми шинами. Имеет уникальный механизм — горный тормоз сзади. Грузовик был разработан специально для буксировки и перевозки легких танков. Его двигатель объемом 8 литров развивал 25 л.с., а максимальная скорость не превышала 40 км/ч.

Steyr

Фото: Игорь Ремзик

В музее две машины этой коллекции. На первом фото показана та, что выпущена до войны. Кстати, автомобиль прославился тем, что на такой же машине, принадлежащей Рудольфу Гессу, сбежало четверо узников концлагеря Освенцим.

Фото: Игорь Ремзик

Второе фото — послевоенная модель.

ЗИЛ-112 С

Фото: Игорь Ремзик

ЗИЛ-112С — это единственный гоночный автомобиль завода имени Лихачева, сохранившийся в мире. Он развивал скорость в 260 км/ч. Работа над проектом ЗИЛ-112С была начата в 1957 году, а создание первого экземпляра закончили в 1961 году. Осенью того же года он впервые принял участие в гонках. Автомобиль примечателен тем, что на нем впервые в нашем автомобильном спорте нашли применение самоблокирующийся дифференциал, барашковые центральные гайки колес, задняя подвеска типа «Де Дион» и дисковые тормоза. Также из конструктивных особенностей заслуживают внимания стеклопластиковый кузов и съёмное рулевое колесо.

ГАЗ-22 Г «Волга»

Фото: Игорь Ремзик

Такой автомобиль специально выделили Юрию Никулину для перевозки циркового оборудования.

Krastin 10 HP

Фото: Игорь Ремзик

Единственный сохранившийся в мире экземпляр Krastin — один из 11 собранных и 4 проданных автомобилей, выпущен в 1903 году, максимальная скорость движения — 35 км/ч.

Mersedes Benz 320

Фото: Игорь Ремзик

Эта машинка является самой простой и маленькой моделью из семейства мерседесов. Выпущена в 1937 году, максимальная скорость движения — 126 км/ч.

R.E.O. Model В

Фото: Игорь Ремзик

Именно эта модель вывела REO в число лучших автопроизводителей США. Автомобиль произвели в 1905 году. Интересно, что создателем новой автомобильной марки был небезызвестный предприниматель Рэнсом Олдс, который в 1905 году покинул основанную им же компанию Oldsmobile.

REAF

Фото: Игорь Ремзик

Советский автомобильный проект, история которого полностью забыта. В 1950 году было выпущено два экспериментальных авто, которые не прошли ходовые испытания в Москве. Все, что похвалили технологи в этом авто, — оригинальное использование гофрированного металла.

PACKARD-EIGHT1100

Фото: Игорь Ремзик

Фирма Packard произвела представительские автомобили высшего класса, которые в 30-х годах первый раз в истории автомобилестроения по желанию клиента оборудовали радиоаппаратами. Автомобили этой марки высоко котировались в СССР, на них ездило правительство Советского Союза.

AMILCAR CGS

Фото: Игорь Ремзик

Автомобиль 1924 года выпуска был приобретен в конце 20-х гг. известным латышским спортсменом Евгением Канскисом. Автомобиль занял достойное место в коллекции мотормузея. До сих пор находится в рабочем состоянии, хотя с 1989 года он ни разу не заводился и не покидал территорию музея.

Экспонаты Рижского автомобильного музея можно изучать и писать о них бесконечно. Но факт остается фактом: от посещения этого места остаются просто незабываемые впечатления.

-20%
-20%
-10%
-20%
-10%
-20%
0066429