В первой части совместного проекта AUTO.TUT.BY и журнала «Большой» мы рассказали о туристическом Львове: что ждать путешественнику от культурной столицы Западной Украины. Сейчас расскажем о дороге от Львова до Карпат.

Для белорусов Львов отличный вариант поездки выходного дня. Визы не нужны, город красивый и дешевый. И, самое главное, дорога до Львова стала лучше: на машине можно отправляться смело, без риска повредить подвеску.

По этому маршруту можно проехать во Львов без особенных приключений

Выезжаем из Львова утром, отмечая, что дороги ремонтируют везде. Если так пойдет и дальше, через несколько лет по Украине можно будет ездить без опаски. В комментариях к первой части читатели писали о лютости украинских «гаишников», этого сейчас нет в помине.

Новая полиция начала с люстрации старых блюстителей порядка: набрали новых людей, выдали им новые машины. За всю дорогу нас не остановили ни разу. По Украине сейчас можно путешествовать, не ожидая засад с радаром и других прелестей прошлой жизни. Но у всего есть обратная сторона: «гаишников» не видно, поэтому по хорошим дорогам украинцы не ездят, а летают.

150−160 км/ч по хорошим трассам — сейчас скорость потока. Или это только нам так повезло? Hyundai Creta ведет себя на такой скорости стабильно, но ожидаемо возрастает расход топлива. Поэтому сбрасываем темп, в спокойном ритме закатываемся в Ивано-Франковск.

Центр Ивано-Франковска прекрасен. Прелесть путешествия по Западной Украине в том, что ты, по сути, путешествуешь в Европе: архитектура, памятники культуры — всего это вдоволь. Но цены гораздо ниже белорусских, поэтому можно совмещать культурную составляющую с низкими расходами.

Гуляя по городу, нос к носу сталкиваемся с новой полицией Украины: собеседники не обманули, с полицейскими можно здороваться за руку, обращаться к ним за помощью и чувствовать себя свободно. Согласно должностным инструкциям, с полисменами можно даже делать селфи. К вопросу о гендерной составляющей патруля: напарники разного пола — нормально, таких патрулей много.

Тарас Ткачук, житель Ивано-Франковска

— Новая полиция — действительно, самое заметное изменение последних дней, — рассказывает при встрече Тарас Ткачук, житель Ивано-Франковска. У них новая форма, новые машины, но самое главное — хорошее отношение к людям. Они не ведут себя, как классические «менты», а нормально общаются, вызывают доверие, их можно не бояться. Но есть и проблемы: почти все ребята в полиции новые, аксакалы — следователи и другие специалисты — процесс люстрации не прошли. Поэтому в расследовании сложных дел новичкам будет тяжело.

Но прохожие на улицах не все довольны новым веянием: «Что это за полицейский, небритый», — шепчут люди в возрасте, когда мы берем интервью у патруля.

Машины у полиции хорошие, что есть, то есть. По правилам полицейские сейчас везде обязаны ездить с проблесковым маячком. Это удобно: ты всегда видишь полицию на страже. В городах патрулей много, за городом — ни одной «засады» с радарами.

Украина меняется в мелочах: например, по всему Ивано-Франковску установили «заниженные» бордюры на пешеходных переходах. Для инвалидов и мам с колясками это очень важно. В местах массовой неправильной парковки установлены оградительные столбы. Медленно, постепенно изменения к лучшему идут.

— Самая главная сейчас проблема — выжить. К сожалению, экономическая ситуация в последние годы стала намного хуже. Как выжить за 200 долларов, когда «коммуналка» зимой может стоить 70 — это насущный вопрос для многих украинцев, — рассказывает Тарас. — Но при этом мы приобрели главное — свободу. Хотя жить стало тяжело.

Это особенно заметно после Ивано-Франковска: вдали от туристических мест дороги постепенно исчезают. Вместо дорогих машин, мчащихся на скорости 150 км/ч, появляются лавирующие между ям телеги. Но больше всего из окна автомобиля провинциальная Украина напоминает Польшу начала 90-х: хаос и легкая разруха сочетаются с интенсивной предпринимательской деятельностью всех и вся. Такое ощущение, что даже пес Шарик с украинского подворья и тот что-то возит и перепродает из соседних стран. Или открыл свой шиномонтаж.

Мелкому бизнесу в Украине свободно и легко: с одной стороны, власть отменяет бюрократические препоны и законы. С другой стороны — мелких и так никто особо и не трогал.

— Проверки? За год, что мы работаем, было несколько. Но штрафов не было ни одного. Если нет проблем, почему должен быть штраф?, — удивляется нашему вопросу Вита Горбейчук, владелица небольшой автомойки.

На этом месте повисает долгая пауза размером в разницу мироощущений органов власти из разных стран.

— Скажите, можно чек? — Чеков у нас нет, у нас даже кассового аппарата нет.

— А как вы платите налоги? — Налоги? Налоги мы не платим. Мы платим только аренду Ивану Ивановичу…

Вот реальное положение дел в отдельно взятом украинском селе. И сами думайте, как к этому относиться. Нет налогов — нет дорог. Нет налогов — есть свобода предпринимательской деятельности, доход от автомойки все равно оседает в этом селе. Автомойка создает рабочие места, и был бы жесткий контроль, ее бы не было. Теперь Украина ­— другая страна ментально. Здесь больше свобод, больше анархии. Никто ничего ни от кого не ждет, все крутятся кто во что горазд.

Между тем мы проскакиваем развалины Пневского замка: в Западной Украине достопримечательностей много, причем половина из них имеет отношение и к нашей стране. Радзивиллы, ВКЛ, Речь Посполитая — это общая история для нас и западных украинцев.

Но чем ближе к Карпатам, тем хуже становятся дороги. Сюда, судя по всему, деньги не дошли: хотел бы бизнес, открыл бы здесь продажу усиленных деталей подвески. Но Creta, на удивление, не сдается: подвеска позволяет нам ехать в раллийном стиле, обгоняя местных. Они свои машины берегут, мы Creta — не особо.

Не прошло и нескольких дней, как наш отряд достигает Верховины. Это украинское село выбрано не случайно: тихое спокойное место, сердце гуцульских Карпат. В окрестностях Верховины снимал «Тени забытых предков» Параджанов, и именно отсюда мы начнем изучение гор.

Верховина — мечта и рай для тех туристов, кто хочет умиротворения и тишины. Здесь нет «каталок», лыж и сноуборда. Здесь есть горы, трекинг, велопоходы, квадроциклы и простой размеренный ритм горного села. На пешие походы у нас времени нет, поэтому отправляемся в небольшое автомобильное офф-роад-приключение. Осмотримся в окрестностях — чего ждать автомобильному туристу от Карпат?

Для любителей внедорожной езды Карпаты могут стать Меккой: здесь за каждым забором интересные спецучастки. По этой дороге местные жители перегоняют скот: основной род занятий, как и 300 лет назад, не изменился. Овцы, мясо, сыр — и местный гуцульский самогон. «Калганивка» и «горихивка» активно обсуждаются нашим экипажем, но на борту сухой закон.

Во время подобных фотосетов одно неверное движение рулем и газом — и будешь долго скользить к подножью Карпатских гор.

Вид сверху дает понимание обособленного характера гуцулов: они, как и прежде, выбирают хутора. Власти и страны меняются, а гуцулы остаются. Живут на территории современных Украины и Румынии и до сих пор сохраняют свои традиции. Живя в горах, делать это легко: единственная точка соприкосновения с цивилизацией — магазин.

Включив блокировку муфты, переведя управление коробкой передач в ручной режим, мы потихоньку карабкаемся выше. Автомобилисты всех стран, объединяйтесь вокруг Карпат: это низкие горы, поэтому почти везде можно проехать на автомобиле. Особенно если это внедорожник.

Многие дороги перегорожены жердями: гуцулы повсеместно занимаются скотоводством, поэтому вся земля разделена на квадраты пастбищ. Открыл вход, проехал — и закрыл.

Здесь будет хорошо в любое время — и зимой, и летом. По окрестностям Верховины мы ездили на машине, но можно ходить пешком. Людей не стоит бояться: все дружелюбны, хоть по-русски говорят с трудом. Проблем с коммуникацией нет: ты им на русском, они тебе в ответ на украинском — вот и хорошо.

Не очень хорошо только Hyundai Creta: ее явно не создавали для подобных приключений, но держится молодцом. Перед путешествием установлена опционная металлическая защита двигателя, а бамперы сделаны грамотно — так, что трудно отломать. Поэтому ерзаем по колеям гораздо более серьезной техники. Что за она становится понятней в Верховине: УАЗ здесь считается чем-то вроде нашего Volkswagen Passat B3.

ГАЗ-66 с цепями — это что-то, вроде Volkswagen Transporter, универсальная машина для хозяйственных нужд. По-другому в горах и не может быть. Фото не передают перепады высот, но наша легкая прогулка была сродни слабоумию и отваге. То, что мы везде проехали, — просто повезло. Будем считать эту «вандроўку па ваколіцах» тренировкой перед Драгобратом.

Жители тут религиозны, поэтому в Верховине закрыто все, что может быть закрыто. Люди идут в церковь, молятся, потом торжественно обедают с семьей. Мы приехали удачно, как раз был организован фестиваль гуцульской песни. Не Параджанов, конечно, но людей много. Гуцулы очень традиционны. Для горцев это нормально, диффузия с внешним миром происходит очень постепенно.

Из интересных бытовых особенностей — на фото «свадебное дерево», его ставят на стол. И свадьбу гуцулы празднуют дважды: один раз у жениха — с гостями жениха, второй раз у невесты — с гостями невесты. Гостей не смешивают за одним столом.

Из веяний современного мира — аэрография в гуцульском стиле. Жаль, не нашли автора, попросили бы так разрисовать наш автомобиль.

На этом все. Из Минска мы благополучно добрались до Карпат, село Верховина. Остановок «гаишниками» по пути — ноль, пробитых колес — ноль, проблем в пути — ноль. Из негатива только качество дорог после Ивано-Франковска: если бы личная машина, было бы ее очень жаль. Мы берем курс на Драгобрат. Говорят, дорога на эту гору убьет любой автомобиль. Вот и проверим.

-10%
-10%
-30%
-55%
-21%
-47%
-23%
-35%
-50%
-20%
-10%