178 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  2. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  3. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  4. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  5. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  6. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  7. «Белавиа» отменила сегодняшний рейс в Тель-Авив. Полетят ли туда самолеты на следующей неделе?
  8. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  9. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  10. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  11. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  12. Очевидцы сообщили о задержании ОМОНом велосипедистов на Цнянке
  13. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  14. В «Песочнице» засадили овощами новые грядки, теперь полить и прополоть лучок может любой минчанин
  15. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  16. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  17. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  18. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  19. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  20. Беларусь лишили права проведения этапа Кубка мира по биатлону
  21. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  22. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  23. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  24. Генпрокурор: «Установлены сведения о еще живых нацистских преступниках. Из литовских батальонов СС и Армии Крайовой»
  25. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  26. Замначальника Генштаба рассказал о возможной отработке нанесения авиаударов НАТО по Беларуси и России
  27. «За попытку скрыться». Задержали работника «Белоруснефти», который записал видео против насилия
  28. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  29. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  30. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»


Павел Мурашко, /

Водители-испытатели БЕЛАЗов кажутся какими-то нереальными людьми — сколько же нужно знать, чтобы управлять такой махиной! О том, почему в карьерах чаще всего левостороннее движение, за какое время можно почувствовать габариты огромной машины и следуют ли испытатели поговорке «Мой БЕЛАЗ — мои правила»? Об этом AUTO.TUT.BY рассказал водитель-испытатель Андрей Вашкевич.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Человек такой профессии представляется по крайней мере большим и суровым. И уж совсем не ожидаешь встретить невысокого, но крепкого и жилистого водителя-испытателя. Взгляд уверенный, но доброжелательный.

— Я сам из Заславля, учился в Минском автомеханическом техникуме, — просто начинает Андрей Вашкевич свою историю «отношений» с БЕЛАЗами. — После окончания у меня по распределению было несколько вариантов, куда поехать на работу, в том числе Тольятти и Жодино. Но поскольку по карте Жодино ближе всего к Заславлю, пришлось выбрать БЕЛАЗ. Пришел я на завод слесарем. В 94-м году перешел в экспериментальный цех водителем-испытателем.

Здесь, как и в любой профессии, важен опыт, который наращивается постепенно.

— Я начинал с маленького БЕЛАЗа, тридцатитонного. В то время мы как раз строили на заводе котельную свою, и я возил песок на такой машине. В 94-м году собрали первых два 55-тонных самосвала, испытывали их тут. Потом последовал 180-тонник — это была самая большая машина в цехе опытного производства. Водителям-испытателям присваиваются разряды. Для машин до 55 тонн, с гидромеханической трансмиссией, достаточно иметь четвертый, пятый разряд. А уже для больших машин с электромеханической трансмиссией нужен шестой разряд.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
«Давление у водителя БЕЛАЗа должно быть, как у космонавта. Причем после полета»

Ничего особенно сложного в освоении профессии водителя-испытателя, пусть даже и БЕЛАЗа, нет. Сначала учишься с преподавателем, выполняешь пробную работу, сдаешь экзамен в учебном центре и отправляешься в большое плавание на больших БЕЛАЗах.

При этом даже медсправку водители-испытатели белазовских махин не получают какую-то особенную — она такая же, как и у обычных водителей. Но есть нюансы.

— Каждый год мы еще проходим профосмотр. Основное требование — к зрению. Если человек в очках, то все — медкомиссию не пройдет. И малейшие отклонения по артериальному давлению тоже закрывают дорогу в кабину БЕЛАЗа. То есть давление должно быть, как у космонавта. Причем после полета. Кроме того, водитель БЕЛАЗа должен получить еще два специальных допуска: для работы на высоте и для обслуживания электроустановок до 1000 вольт.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
«Первое, что должен изучить водитель-испытатель, — это техника безопасности»

Техника безопасности для водителя БЕЛАЗа не пустой звук. Она буквально заучивается наизусть. Кажется, мелочь, но при испытании БЕЛАЗа она играет ключевую роль.

— Вплоть до того, как правильно подниматься и спускаться по трапу, ведущему в кабину! Должно быть три точки опоры — две ноги и рука или две руки и нога. Это кажется мелочью, а на самом деле были случаи, когда водители падали с БЕЛАЗа. Так что техника безопасности — на первом месте. Второе, что нужно знать, — принцип работы и устройство автомобиля. Ну и третье — необходимо учиться чувствовать габариты. Когда знаешь принцип работы такого огромного грузовика, ты понимаешь, как им грамотно управлять. А привыкать к габаритам — дело наживное. Тут у каждого свои особенности. Кому-то и сотни километров достаточно, чтобы почувствовать машину, а кому-то и триста мало. Но все равно почувствуешь эти габариты. Когда в стенку упрешься — обязательно почувствуешь! — смеется водитель.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
«Больше всего сокращают ресурс машины необученные водители»

Случается Андрею ездить на заводы и в карьеры, где работают белорусские машины — проводить занятия, они иногда нужны даже опытным водителям. Ведь моторесурс машины сокращается иногда из-за необученных водителей.

 — Я недавно был на Сахалине, проводил занятие. Водители там вроде и опытные, но некоторые вещи все равно нужно объяснять. Например, на спуске мы не пользуемся основными тормозами на машине, а задействуем электродинамический тормоз. Это когда электродвигатели переходят в режим генератора и пытаются вращать колеса в обратную сторону. И вот если уже придавил педаль тормоза, а спуск затяжной — то ты ее не отпускай. Потому что были случаи, когда делали так: нажал-отпустил, нажал-отпустил, потом нажал — а схема взяла и разобралась. Что такое «схема разобралась»? Это значит машина вышла на нейтралку. И вот представьте себе: БЕЛАЗ весом 100 тонн, плюс 130 тонн «за спиной», в кузове — и эта махина начинает ускоряться!

Чем остается пользоваться? Рабочими тормозами. А они обыкновенные дисковые, как у легкового автомобиля. Естественно, тормозные накладки сгорают, диски ведет. Если срабатывает первым задний контур, в заднем мосту обгорают кабели низковольтные и высоковольтные. И заканчивается все дорогостоящим ремонтом. А проблема в том, что трудно определить виновного: или это в машине проблема, или неправильная эксплуатация водителем привела к таким последствиям.

— А что, кстати, с безопасностью самого водителя?

— Подушек безопасности на БЕЛАЗе нет, а ремень ставим, конечно. На многих карьерах, где работают БЕЛАЗы, не правостороннее, а левостороннее движение. Объясню почему. Рабочие смены по 12 часов, вторая смена тяжелая, были случаи, что водитель засыпал за рулем. Если два БЕЛАЗа сталкиваются лоб в лоб, то кабины получаются слева по краям, больше вероятность выжить. А если сталкиваются левыми бортами, то вероятность выжить, понятно, меньше.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
«Часто в карьерах применяют левостороннее движение. Это повышает безопасность водителя при столкновении двух БЕЛАЗов»

— Жизнь водителя-испытателя — рутина или каждый день что-то интересное?

— Я считаю, что именно в экспериментальном цехе работа интересная. Ты не просто изо дня в день выполняешь одну и ту же работу. Мы собираем новые образцы, дорабатываем серийные машины, проводим какие-то испытания. Но здесь, по месту, все слабые места и просчеты выявить невозможно. Настоящие испытания начинаются, когда машина отправляется в карьер. И уже непосредственно в процессе работы что-то выходит из строя, что-то функционирует не так, как надо. Как говорится, мы испытываем БЕЛАЗ, а БЕЛАЗ испытывает нас!

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Вашкевич Андрей Валентинович. На заводе БЕЛАЗ — с 1988 года. Водитель-испытатель экспериментального цеха с 1994 года

БЕЛАЗы есть не только в Латинской Америке, но и во Вьетнаме и даже США.

— В штате Алабама предприниматель Терри Хепшир выкупил карьер, где добывают высокококсующийся уголь. Так у него там вся белорусская техника работает. "Амкодоры", два наших БЕЛАЗа с погрузчиком и чебоксарские трактора. Цены на американские и белорусские самосвалы отличаются, на сколько — не скажу, не знаю. Но главное, что наши белорусские машины там хорошо себя зарекомендовали.

— Есть такая поговорка: «Мой БЕЛАЗ — мои правила!». Как передвигаются эти машины по дорогам общего пользования?

— По дорогам общего пользования может проехать максимум 90-тонник, да и то не под всеми мостами проходит, а в Минске мы даже поднимаем троллейбусные провода. Так ездят машины на выставки, на парад, все проходит без проблем обычно. Правда, был один случай на Партизанском проспекте, там, где мост возле универмага «Беларусь». Высота моста в документах указана 4,5 метра, то есть по нормативу. Но после нескольких ремонтов с укладыванием новых слоев асфальта мост получился сантиметров на 10 ниже. Водитель резко тормознул, машина качнулась и зацепила козырьком троллейбусные провода. Фейерверк был, как от сварки! А машине ничего — дальше поехала.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Андрей говорит, что после БЕЛАЗа сесть в крошечную легковушку проблем не составляет. Разве что иногда.

— Один раз моя легковая машина всю зиму в гараже простояла. Так я долго найти не мог, где у нее фары включаются. А так никаких больше ощущений. Сел - поехал. Переадаптация происходит быстро.

Андрей еще ни разу не пожалел, что стал испытателем. Сын Андрея пошел по стопам отца.

— Сын до армии работал на заводе водителем, сейчас вот демобилизовался и может приходить водителем-испытателем, — по всему видно, что выбор сына Андрей одобряет. — Как говорил Владимир Высоцкий, я уважаю все профессии, главное, чтобы человек был профессионалом в своем деле. И поэтому если сыну нравится, то пускай он работает на БЕЛАЗе и станет настоящим профессионалом.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

-50%
-40%
-30%
-10%
-15%
-10%
-35%
-10%
-50%