/ /

«Кому нужны эти университеты, если с высшим образованием люди дворы подметают? Буду зарабатывать», — еще в школе решил минчанин Вадим и после получения аттестата пошел крутить руль. В 2012 году, когда парню было 24 года, он зарегистрировался индивидуальным предпринимателем и занялся грузоперевозками. Еще через год Вадим в числе первых организовал мобильный шиномонтаж, на котором работает и сейчас.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Люблю машины, первый раз сам за рулем авто проехал в 8 лет, а когда было десять, то мотокроссом занялся. После школы, в 2006-м, закончил водительские курсы на категории, А и В, а через пару лет получил еще С и Е, — рассказал «вводную» 28-летний Вадим. — Родители, правда, заставляли меня поступить куда-нибудь сразу после школы, я и учился неплохо. Но мне не хотелось тогда терять на это время. Какие эти образованные получают сейчас зарплаты, 300−400 рублей? Нет, это не мое. Мне хотелось работать и зарабатывать.

Вадим еще подростком подрабатывал мойщиком машин и копил деньги на мечту — собственное авто. После получения прав устроился на работу водителем. С зарплаты много денег отложить не получалось, поэтому парень решил организовать свое дело.

— Подумал, что неплохие деньги можно заработать на грузоперевозках. Я зарегистрировался ипэшником, продал свой первый автомобиль — Ford Scorpio и купил грузовик. Занимался любыми перевозками — от стройматериалов до домашних переездов.

Дело пошло неплохо. Заработанных денег хватало и на жизнь, и чтобы отложить какую-то сумму на развитие бизнеса.

— Все деньги я вкладывал в технику. Я никогда не работал долго на одной машине, как только она начинала часто ломаться — продавал и покупал другую. Одно время у меня было три автомобиля — все разной грузоподъемности. Потом купил грузовик с манипулятором — этот транспорт востребован: заказчику выгодно, ведь не надо нанимать кран, чтобы погрузить что-то очень тяжелое.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Парень не хотел останавливаться только на грузоперевозках и решил открыть свой шиномонтаж.

— Долго искал помещение для аренды, но ничего подходящего не было. Тогда меня осенило: а почему бы не попробовать, как в Европе или той же Москве, сделать передвижной шиномонтаж? В то время в Минске их было не больше трех.

В Витебске нашлась подходящая для этих целей машина — дизельный почтовик Mercedes 308 1994 года выпуска за 5500 долларов, еще 500 долларов ушло на ремонт.

— Спросить, как переоборудовать этот фургон под шиномонтаж, было не у кого, поэтому всю информацию искал в интернете: какие станки подойдут, как их расположить в фургоне и запитать. Было понятно, что большие станки мне не подойдут, поэтому искал компактные варианты. Рассматривал только новое оборудование — бэушки покупать стремно: не знаешь сколько они в реале отслужили и не подведут ли в процессе работы.

Вадим самостоятельно составил схему расположения оборудования в фургоне, а после купил балансировочный и бортировочный станки, стенд для колес, компрессор, мощный генератор. Практически все работы по монтажу выполнил без сторонней помощи.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Я закончил курсы шиномонтажников — без них сертификат на мастерскую не получишь. Прошел через все контролирующие организации: нужны были документы такие же, как для стационарной мастерской. Проблема возникла с получением сертификата: на мобильный шиномонтаж его давать не хотели, говорили, что выдают эти документы только стационарным мастерским. Но ведь мобильные шиномонтажи у нас в то время уже работали, и сертификаты у них были — значит, получить их можно.

Через некоторое время он все же добился своего: весь пакет документов на передвижную шиномонтажную мастерскую был получен.

— Около 14 000 долларов стоило мне превращение почтового фургона в шиномонтаж. Для привлечения внимания я нанес рекламу на фургон. К сожалению, заказчиков сразу было немного: люди просто не предполагали, что шиномонтаж можно вызвать к своему дому или на трассу, где водитель повредил колесо.

Полгода Вадим выезжал на фургоне на стоянку и стоял там с домкратом. Люди проезжали мимо, лишь редкие автомобилисты останавливались и спрашивали, что это за машина. Многие думали, что Вадим стоит на стоянке для того, чтобы подкачать шины, и очень удивлялись, когда узнавали, что это передвижная мастерская, в которой сделают все шиномонтажные работы, разве что правкой дисков мастер не занимается — очень уж большое оборудование для этого нужно, по габаритам в фургон оно не вмещается.

— Стало ясно, что без рекламы я клиентов не наработаю, поэтому сделал свой сайт, давал объявления об услуге на сторонние ресурсы. Да и сам ходил и под щетки визитки с телефонами запихивал.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Усилия предприимчивого парня не прошли даром: спустя год он вошел в топ самых востребованных передвижных шиномонтажей.

— Работа шиномонтажа — сезонная. Больше всего заказов поступает поздней осенью, когда выпадает первый снег или начинается гололед. В день «переобуваю» 10−15 машин: не успеваю ни поесть, ни воды попить. В загруженные заказами дни я не работаю круглосуточно — ночью отдыхаю.

Стоимость за мою работу складывается из цены за вызов — 18 рублей — и непосредственно оплаты шиномонтажных услуг (по словам Вадима, цены средние по Минску).

— Мои заказчики — люди, которым лень брать колеса и везти их на стационарный шиномонтаж. Это не только состоятельные клиенты на крутых машинах, но и простые водители на недорогих авто. Многие автомобилисты объединяются в компанию: им это выгодно, потому что ехать никуда не надо, в очереди они не стоят, а стоимость за вызов делят на всех. Мне тоже хорошо: приехал и «переобул» от 3 до 10 машин за один визит. На большие заказы вызывают и фирмы со своим автопарком. В таком случае они перечисляют мне деньги за услугу по безналу. Но я здесь очень осторожен — сейчас работаю только по предоплате, потому что очень часто юрлица «кидают». Висят у меня долги и по 20 млн рублей старыми, получить эти деньги уже нереально.

Однако большинство заказчиков Вадима — женщины. Они зовут предпринимателя на помощь не только для того, чтобы «переобуться», но и если прокололи колесо в дороге.

Встречались в работе Вадима и курьезные случаи.

— Как-то влюбленная парочка уехала в лес, подальше от глаз, и у них в авто колесо пробилось. Звонят мне, а объяснить толком, где они находятся, не могут. Пришлось включить навигатор и искать их по геолокации около часа.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Лучшее время для мобильного шиномонтажа, по мнению Вадима, было в конце 2013-го — начале 2014-го — заказов было значительно больше, чем сейчас. А потом стало тяжело, парню даже пришлось за бесценок продать три своих грузовика — чтобы только не стояли впустую.

— Во всем виноват кризис. У людей нет денег. Поэтому надо быть очень гибким, придумывать какие-то акции и скидки — люди на это реагируют хорошо. Но водители все равно очень сильно торгуются и пытаются сбить цены, диктуют свои условия. Как-то человек обратился и предложил: у меня есть такая-то сумма денег, вы «переобуете»? Сейчас мобильный шиномонтаж — дело невыгодное, уже нет таких заказов, как раньше. Поэтому думаю его продать весной.

Работой на мобильном шиномонтаже Вадим не ограничивается: у парня есть еще десятитонник Scania с манипулятором, и когда нет шиномонтажных заказов, ипэшник занимается грузоперевозками.

— Мой «чистый» доход за работу на манипуляторе и шиномонтаже летом — около 2000 долларов. Но заработок от шиномонтажа летом — мизерный, потому что обращаются только с проколами, а устранить его стоит недорого. Зимой зарабатываю около 500 долларов.

Из-за того, что доход в холода падает, парню приходится с летнего заработка откладывать деньги на зимние месяцы и межсезонье. На заработанные деньги он содержит семью: жену-декретницу и ребенка.

— Своей квартиры у нас нет, живем в «двушке» с родителями. Хочется свое жилье, но сейчас приобрести его нереально. Хотя еще два года назад, когда денег было побольше, считал, что это получится.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

На еде семья не экономит: покупают те продукты, которые нравятся. Во время работы предприниматель забегает на перекусы в столовую или перебивается фастфудом. Одежду для себя Вадим покупает в торговых точках крупных торговых центров. Последние три года полноценного отпуска у предпринимателя не было, разве что позволял себе пару раз съездить на Нарочь на несколько дней.

— Да, устаю. Но денег на то, чтобы поехать куда-нибудь в теплые края, нет. Но зато у меня есть хобби — мотоциклы. Отдыхаю, когда катаюсь на своем Suzuki Hayabusa. Очень люблю на заднем колесе проехать — опыт позволяет, ведь я пять лет занимался мотокроссом. У меня хорошая экипировка, за которую я отдал 700 долларов, и шлем за 400 долларов. На безопасности не экономят.

В автопарке Вадима есть еще и легковушка Honda Accord 2008 года выпуска, на которой в основном он ездит с супругой по магазинам.

— Не знаю, что будет в ближайшие год-два. Но даже если продам шиномонтаж, найду что-то новое, на месте стоять не буду.

-30%
-10%
-21%
-50%
-20%
-28%
-10%
-49%
-10%
-10%