108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  2. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  3. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  4. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  5. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  6. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  7. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  8. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  9. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  10. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  11. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  12. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  13. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  14. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  15. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  16. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  17. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  18. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  19. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  20. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходит в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  21. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  22. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  23. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  24. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  25. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  26. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  27. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  28. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  29. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  30. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате


/ /

«Работать не на дядю и достойно зарабатывать» — мечта многих людей. Некоторые из них, чтобы дойти до заветной цели, рискуют своим имуществом, залезают в долги и вкладывают деньги хоть и в маленький, но свой бизнес. А дальше как гадание на ромашке: повезет — не повезет.

Под рубрикой «Свое дело» AUTO.TUT.BY расскажет о белорусах, которые в одиночку решили работать на себя. Наш сегодняшний герой — 36-летний ипэшник Святослав. Четыре года назад он решил заняться эвакуацией авто.

Фото: Инга Шкелер

— Работать и ни от кого не зависеть — моя мечта с подросткового возраста. Тогда, в 90-е, бизнесмены только появлялись. Успешные люди были на виду у всех, поэтому и мне, мальчишке, хотелось таким стать, — улыбается Святослав.

Любовь к автомобилям определила выбор учебного заведения — автомеханический колледж. После его окончания новоиспеченный слесарь несколько лет крутил гайки на СТО.

— Денег не хватало, хотелось зарабатывать больше, тем более появилась семья, родился ребенок. Решили со знакомыми ребятами скинуться деньгами и организовать свое СТО. Поработать вместе долго не удалось — дружба дружбой, но когда дело доходит до денег и прибыли, то партнеры часто расходятся во мнениях. К сожалению, так вышло и у нас…

Фото: Инга Шкелер

Слава стоял перед выбором: пойти работать «на дядю» или снова придумать что-то свое.

— Я подумал, почему бы не заняться эвакуацией автомобилей. Прикинул, посчитал — дело обещало быть прибыльным. Знакомые и друзья меня поддержали, а вот родственники, которые всегда и во всем были за меня, сказали, что я сошел с ума — идти на такой риск. Тем более что денег для организации бизнеса не было, надо было продавать свое имущество или влазить в долги. Поддержала меня только жена Елена, она одна верила, что все получится.

Начинающий предприниматель решил, что в долги влезать — последнее дело. Поэтому рисковать решил только своим имуществом.

— У меня были две легковушки, продал их и купил за 17 000 долларов грузовой фургон Iveco 2002 года выпуска. Решил, что сам переоборудую его в эвакуатор. Даже с переоборудованием и оформлением всех документов это выходило дешевле, чем покупать готовый бэушный эвакуатор.

Фото: Инга Шкелер

Еще около 1500 евро ушло на дополнительное оборудование: платформу, выдвижные аппарели, лебедку, колесные дорожки и другие детали. Практически все работы по модернизации грузовика в эвакуатор Слава выполнял самостоятельно, лишь когда требовалась сварка, приходилось обращаться к специалистам.

Три месяца заняло переоборудование и оформление сертификации на эвакуатор в БНТУ, и Слава приступил к работе.

Фото: Инга Шкелер

— Предварительно я изучил, как безопасно транспортировать другие машины, правила крепления, как пользоваться лебедкой и другие нюансы. Информацию находил в интернете, консультировался у знакомых. Конкуренции я не боялся. К тому же я надеялся на многочисленных друзей с СТО, которые занимались кузовщиной, перекупщиков автомобилей, которым помощь эвакуатора нужна часто.

Интуиция не подвела Славу — заказы пошли практически сразу. Кстати, с враждебным отношением со стороны конкурентов мужчина не встречался, наоборот, они давали советы и даже «подкидывали» клиентов, когда сами не могли их обслужить. Но за это Слава отдавал им 10% от стоимости заказа.

— Свой первый заказ я помню очень хорошо. Повез машину своего знакомого, а тут меня ГАИ останавливает, и сразу штраф влепили с записью в талон — я ехал без включенного проблескового маячка. Вот такая наука, но теперь-то я про них не забываю!

Сейчас Слава работает только днем, с 1.00 до 5.00 эвакуатор стоит на стоянке, а его хозяин отдыхает.

— Количество заказов день на день не приходится: бывает, что их вообще нет, сидишь и ждешь, а бывает, что в 6 утра выедешь и только к полуночи домой возвращаешься. Кушаешь как придется, может, вечером или ночью.

Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер

Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер

Святослав работу свою легкой назвать не может: приходится вытаскивать машины в холод и в зной, из вязкой жижи и глубоких сугробов.

— Очень люблю передачу «Выжить любой ценой» на канале Discovery: из нее много можно взять для моей работы. Например, как-то зимой на вызов отправился, была трудная погрузка, с клиентом вымокли и замерзли. Чтобы не заболеть, пришлось, как рассказывали в одной из передач, надевать на ноги файлы, а потом уже обувь.

Несмотря на трудности, о выборе своей работы Слава не сожалеет: четыре года назад он все сделал правильно. «Но если бы начинал дело сейчас и не было бы поддержки знакомых, то было бы очень страшно и непросто», — признаётся мужчина.

— Зимы у нас короткие и мало морозные: последние три года всего две недели холодно. Для эвакуаторщиков это плохо — заказов мало, — сожалеет Святослав. — Ведь зимой нас часто вызывают те, у кого подмерзло топливо, бывает, стартер не работает. В таких случаях я и к знакомым на СТО могу клиента привезти. Так по кругу и работаем: они мне, а я — им.

Бывает, что клиентов эвакуаторщик находит прямо на дороге: среди тех, кто растерянно стоит возле авто с открытым капотом. Особенно много среди таких заказчиков женщин. Кроме автомобилей, Славе приходилось возить квадроциклы, лодки и даже туалет на дачу.

Фото: Инга Шкелер

— Кстати, встречался с таким мнением людей, что, мол, эвакуаторщики все рвачи, за малейшую помощь деньги дерут. Обидно, потому что думают, что все мы такие. Мне если по пути и не надо делать большой крюк, то и бесплатно помогу. Недавно дедушку до заправки дотянул, деньги он мне совал, но я отказался. А зимой по своей стоянке бесплатно машины на дизеле тягал — они завестись не могли. Ну и, конечно, святое дело — детей подобрать, если у кого-то машина на трассе заглохла.

«Чистый» доход в месяц (за вычетом налогов и обслуживания эвакуатора) у Славы выходит около 1500 рублей. По мнению мужчины, этих денег хватает на содержание семьи, в которой подрастают две дочери. При этом супруга Славы Елена тоже работает, но «погоды ее зарплата не делает, она вполне могла бы все время отдавать семье», — отметил глава семьи.

— Что мы можем позволить на мою зарплату? — задумался Слава. — Работаю как и все: на жизнь. Можем питаться хорошо: без сосисок и колбас, содержать одну семейную машину Volkswagen Passat 2008 года выпуска, одежду и что-нибудь для дома возим из Польши, иногда съездить в отпуск. Например, в прошлом году это был двухнедельный отдых в Испании, но на него мы откладывали деньги, а летели на лоукостах через Вильнюс и Варшаву. К сожалению, купить собственную квартиру я не могу — живем в родительской, только лишь ремонт сделали и мебель купили.

Остается мечтой желание Славы развиваться дальше, например, сменить эвакуатор на более новый и современный: с гидроплатформой и манипулятором.

— Но даже если бы такой эвакуатор у меня вдруг появился, то пришлось бы уже платить дорожный налог, а это уже дополнительные расходы, которые себе сегодня очень трудно позволить…

-10%
-20%
-10%
-10%
-20%
-9%
-30%
-10%
-10%