Поддержать TUT.BY
142 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  2. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  3. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  4. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  5. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  6. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  7. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  8. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  9. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  10. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  11. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  12. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  13. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  14. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  15. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  16. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  17. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  18. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  19. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  20. В Минске прошел необычный концерт. На такой же можно будет попасть на следующей неделе
  21. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  22. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  23. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  24. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  25. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  26. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  27. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  28. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  29. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  30. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав


/ /

Три года прошло с момента, как белорусы впервые заплатили дорожный налог. Предполагалось, что к средствам, выделяемым «на дороги» из местных бюджетов, добавят деньги «госпошлины», и уже с такой внушительной суммой можно наконец решить проблему «на ремонт дорог нет денег». Но что-то пошло не так. Дорожный фонд стал удобной заменой тем средствам, которые местные власти могли выделить на дороги, но не сделали этого. За три года финансирование дорог из местных бюджетов уменьшилось на 13%.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

В сентябре во время обсуждения проекта бюджета на будущий год заместитель министра финансов Юрий Силиверстов посоветовал спрашивать у местных властей, почему расходы на дорожное хозяйство практически не увеличились после введения налога.

— С момента введения пошлины те деньги, которые местные органы власти сами направляли на капремонт дорог, снизились практически до нуля, — сказал Селиверстов. — Их заместили субвенции из республиканского бюджета. Если была идея удвоить ресурсы, то этого не произошло. Они (местные власти. — Прим. TUT.BY) — их к этому никто не понуждал — сняли эти ресурсы в пользу строительства объектов АПК [агропромышленного комплекса]. Потому что такой же ресурс пришел из республиканского бюджета. Поэтому вы можете в регионах эти вопросы задавать, почему это произошло. Мы-то думали, что это станет дополнительным источником, а на самом деле стало замещающим источником. А дополнительным оно стало в какой-то небольшой части.

2013 год

Госпошлина на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в жизни белорусов появится только к концу года. А поэтому в далеком 2013-м затраты на дорожное хозяйство (а именно: текущий ремонт и содержание дорог, капитальный ремонт, капитальное строительство и другие расходы) и содержание и ремонт улично-дорожной сети финансировались из местных бюджетов. Всего на эти цели было направлено порядка 354,6 миллиона рублей (здесь и далее — деноминированных рублей. — Прим. авт.).

Львиная доля этих денег направлялась как раз таки на улично-дорожную сеть — да здравствует ямочный ремонт! Помимо этого, деньги шли на текущий ремонт и содержание всех дорог. Лишь небольшой процент средств выделялся на капитальный ремонт дорог и их строительство. Например, в Гомельской области на текущий ремонт и содержание дорог было направлено 23 миллиона рублей, в то время как на капитальное строительство в 17 раз меньше.

Больше всего в 2013 году на ремонт и содержание дорог получил  Минск — порядка 95,9 миллиона рублей. Впрочем, и в последующие годы столица будет получать примерно в два раза больше всех областей. Меньше всего средств «на дороги» в 2013-м и последующих годах запланировала себе Гомельская область — 36,6 млн рублей.

2014 год

В 2014 году белорусы впервые начали платить госпошлину за участие транспортного средства в дорожном движении. По сути, государство сделало платными дороги для белорусов, но по относительно небольшим тарифам.

Деньги с налога, согласно постановлению № 283 от 28 марта 2014 года, распределили так: 50% от всей суммы госпошлины осталось в республиканском бюджете — их мы не трогаем, а 50% суммы распределили между областями — речь идет о сумме в 94,7 млн рублей. При этом, около 4,6 млн рублей из выделенных средств не были использованы по факту и направлены в дорожный фонд. 

Такое распределение средств госпошлины между областями у многих вызывало бурю негодования. Например, Брестская область — лидер по количеству зарегистрированных автомобилей, а значит, и собранного налога здесь больше, но в регионе сеть автодорог не так разветвлена, как в других областях. Брестчане на дороги получили лишь 12% от той «половины». Этих денег хватило бы на 7 километров новой дороги в Брестской области или ремонт 769 230 ям в пересчете на цены 2014 года (если исходить из данных, что в 2014 году стоимость 1 м2 ямочного ремонта (примем за 1 среднестатистическую яму) была равна $26).

При этом местные бюджеты в целом выделили на дорожное хозяйство довольно внушительную сумму: 316 миллионов рублей. Больше всего денег выделили Минску и Минской области.

2015 год

В прошлом году деньги Дорожного фонда распределялись по трем основным направлениям: 

— строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт республиканских автомобильных дорог;

— строительство МКАД-2;

— часть денег отправлялась обратно в местные бюджеты в виде субвенций из дорожного фонда на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт (с 2016 года) местных автомобильных дорог, улиц, являющихся продолжением республиканских, и местных дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием. 

По итогу, в 2015 году в местные бюджеты фактически было направлено порядка 113,9 миллиона рублей средств госпошлины — это почти 44% от общего объема поступившего в республиканский бюджет налога. Местные власти «добавили» на эти же цели из бюджетов в общей сложности порядка 298 миллионов рублей. На выходе снова неплохая сумма — 412 миллионов рублей.

2016 год

В этом году сумма субвенций из дорожного фонда составит 114 миллионов рублей, или 40% от денег, уплаченных автомобилистами. Как и в прошлом году, часть денег пойдет на строительство МКАД-2, в республиканский и местные бюджеты. 

При этом на 1 октября расходы на финансирование дорожного хозяйства и ремонт улично-дорожной сети за счет средств местных бюджетов составляют 306,4 миллиона рублей. Это на 48,2 миллиона рублей меньше, чем в 2013 году, до введения дорожного налога. 

Курс на уменьшение финансирования

Как подытоживают в Минфине, во всех регионах, кроме Минской области, замечено  уменьшение финансирования дорожного хозяйства за счет средств местных бюджетов.

При этом, как оговорились в одном из облисполкомов, выполнение бюджета довольно строгое, никто от рамок не отходит. Но ничего не мешает местным властям уменьшить суммы, выделяемые на дороги, в пользу более насущных проблем региона.

Наиболее это «снижение» заметно в Брестской области — на 14,6 миллиона рублей, или на 30,3%, наименее — по Могилевской области — 3,2 миллиона рублей, или 7,5%. На 1 миллион рублей увеличен объем расходов на вышеуказанные цели по Минской области.

Но если говорить в целом, то за 2013−2016 годы местные органы управления уменьшали расходы на финансирование дорожной сети из средств местных бюджетов — в общей сложности на 13,6%.

-70%
-30%
-30%
-50%
-10%
-10%