/

У минчанина во время отдыха в Украине угнали Lexus. И все бы ничего — автомобиль застрахован на полное КАСКО. Но получить страховку в 55 тысяч долларов мужчина не может — возникла так называемая правовая коллизия, из-за которой страховая не может произвести выплату. Владелец угнанной машины решил рассказать свою историю, чтобы предостеречь других автомобилистов: переписка со страховой компанией длится уже больше года, дело идет к суду, а у минчанина — ни страховых выплат, ни машины.

Летом 2015 года Сергей с семьей поехал на отдых на машине в Украину. Остановились в Виннице, решили прогуляться по городу пешком, а машину оставили на стоянке — у так называемого фонтана Порошенко. Спустя пару часов мужчина с детьми и женой вернулся на стоянку, но свой Lexus RX 450Н не нашел. По камерам было видно, что автомобиль проследовал по Красноармейской, Кирова, Фрунзе, 50-летия Победы, а потом пропал с радаров.

— Было неприятно, все-таки угон, да еще в чужой стране, да еще с детьми… Но мало того — с машиной пропали еще и паспорта детей и жены, — уже довольно спокойно рассказывает Сергей события годовой давности. — Я успокаивал себя тем, что машина застрахована — полное КАСКО, действующее во всех странах без ограничений. Правда, с паспортами пришлось помучиться — для этого пришлось ехать в Киев, в консульство для восстановления документов, чтобы можно было вернуться в Беларусь. А с двумя маленькими детьми, 1 и 3 года, сами понимаете.

К слову, страховка автомобиля 2010 года выпуска обошлась Сергею в 2000 долларов. За угон машины Сергею полагалась выплата в 55 тысяч долларов.

На месте мужчина подал заявление в милицию. Чтобы доказать свою непричастность к угону не только сам владелец автомобиля, но и муж сестры, прошли проверку на полиграфе. Аппарат показал, что мужчины никакого отношения к преступлению не имеют. Сергея признали потерпевшим. Конец истории?

По возвращении в Беларусь мужчина обратился в свою страховую компанию — B&B Insurance Co. Страховая заявление приняла, но через некоторое время мужчина узнал, что в страховой выплате ему отказали.

— Страховой не хватило документов!

Чтобы получить страховку в 55 тысяч долларов, Сергей должен был предоставить в страховую три документа: о возбуждении уголовного дела, о признании Сергея потерпевшим в этой ситуации и закрытии или приостановлении уголовного дела либо приговор суда.

— Два документа у меня есть. Но без бумаги о закрытии или приостановлении дела либо приговора суда страховая не выплачивает мне ущерб. Возникла так называемая правовая коллизия. В России дела об угоне, могу ошибаться, закрывают спустя два месяца, в Беларуси — через полгода или год. А вот в Украине такой нормы не существует после поправок в УПК в 2012 году! То есть фактически мою машину могут искать и, соответственно, не закрывать дело в течение десяти лет!

В этой ситуации есть выход: следователь либо прокурор может закрыть дело или приостановить его. В УПК Украины от 2012 года есть ст. 284 подп.3, согласно которому уголовное производство закрывается в случае, если «не установлены достаточные доказательства для доведения виновности лица в суде и исчерпаны возможности их получить». В этом случае прокурор может закрыть дело.

— Но я для Украины — человек из России, несмотря на то что долго живу в Беларуси и имею вид на жительство в вашей стране. Я не тот, кого украинцы принимали бы радушно. Может, дело еще и в этом, хотя я несколько раз бывал в Украине до этого на отдыхе и все было всегда шикарно: нас всегда принимали гостеприимно и открыто, — расстроенно говорит Сергей. — И уже больше года я получаю стандартные отписки: ищем, вашим делом занимаемся. И ведь на самом деле никто ничего не нарушает — дело-то идет, поиски идут, сроки не вышли. Все законно. Все усердно пытаются мне помочь в поисках машины, но безуспешно. Подозреваемого или обвиняемого лица нет — нет и закрытия дела.

Параллельно с украинскими правоохранительными органами Сергей ведет переписку со страховой компанией.

— Доходит просто до смешного, они требовали у меня постановление из Винницы о том, что я не угонял свою машину, что я невиновен. Спрашиваю, интересно, как должна выглядеть эта бумага? Но образец мне так и не показали, а в винницкой милиции я, да и страховая, выглядели неприглядно и безграмотно.

Сергей говорит, что пойдет в суд — ведь за год переписок и с украинской стороной, и с белорусской страховой компанией дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Другим же автовладельцам мужчина советует сначала уточнить все детали и лишь потом соглашаться на какие-либо условия страхования.

— Выходит такая ситуация, когда автомобилист приходит в страховую компанию, платит огромные деньги и думает, что может ездить спокойно — и в командировки, и на отдых в другую страну. И если что-то случается, у него есть подушка безопасности. Но мой случай показывает, что не все так просто. И хоть бы меня кто-то предупредил об этой правовой коллизии. Я ничего не могу поделать, а в страховой компании то ли просто затягивают решение моего вопроса, то ли и правда не могут ничего поделать. Каждый раз новое требование, дошло до того, что в последнем ответе уже указали на то, что я якобы не предоставил документов, подтверждающих статус потерпевшего. Уже больше года у меня ни денег, ни машины, и закончится это все неизвестно чем.

AUTO.TUT.BY позвонил в указанную страховую компанию, чтобы уточнить, как будут действовать страховщики в случае угона автомобиля в чужой стране. И слышим оптимистичный ответ: «в течение пары месяцев все решаемо».

В официальном же комментарии страховой B&B Insurance Co AUTO.TUT.BY посоветовали обращаться в суд и так возвращать деньги:

— Договор заключается по действующему законодательству РБ. Зона действия полиса — все страны мира. Люди ездят по командировкам, на отдых, куда угодно, и предугадать, где может произойти страховой случай, — мы не можем. Мы сделаем выплаты, это без вопросов, и готовы идти в суд.

Сейчас Сергей вместе со своим адвокатом готовит документы в суд. Обратиться туда раньше он не мог, ведь официального отказа из страховой у него не было — документ удалось добиться только через официальное обращение в Минфин. Адвокат не берется делать какие-то прогнозы на счет того, выиграют они дело или проиграют.

— Это решит только суд. Стоит заметить, что страховых компаний у нас много, но нужны какие-то законодательные изменения, чтобы от действий страховой не страдали автовладельцы, чтобы они знали, за что платят деньги. Только за последний год два таких случая, связанных со страховыми компаниями были преданы огласке. А у нас выходит, сначала платишь деньги, и немаленькие, а потом мучаешься и пытаешься доказать, что ты прав.

-20%
-10%
-10%
-50%
-40%
-20%
-10%
-50%
-35%
-20%