Павел Мурашко, фото автора и из архива Александра Жоса,

Этот ЗАЗ-968М — настоящий чудо-трансформер. Как и полагается персонажу комиксов, с виду он — самый обычный «запорожец». Но когда его владелец начинает процесс превращения обычных деталей в какие-то хитроумные приспособления для выживания в суровых условиях дальних путешествий, начинаешь проникаться великолепной задумкой Александр Жоса.

Фото из архива Александра Жоса
Фото из архива Александра Жоса

Александр — председатель Белорусского клуба любителей автомобиля «Запорожец», «ЗАЗ Гараж», организатор чемпионата любительского ралли «СЕЗОН» и страстный поклонник марки ЗАЗ.

История его ЗАЗ-968М начиналась довольно банально — Александр купил автомобиль, чтобы ездить на нем каждый день. Состояние было неплохое, но у предыдущего владельца машина за десять лет в гараже отсырела, особенно пострадали кузов и днище.

Фото Павел Мурашко

Долгое время «запорожец» исправно выполнял возложенную на него функцию. Но потом Александр начал строить дом, и возможностей чуда советского автопрома для перевозки стройматериалов не хватало. Пришлось пересесть на автомобиль побольше. Но на любви к «запорожцу» это не отразилось. Просто его жизнь свернула в другое русло. Он превратился в автомобиль для участия во всевозможных ретро-ралли, причем зачастую ездить приходилось на довольно приличные расстояния.

С этого момента началось превращение «запорожца» в автомобиль, максимально приспособленный к автономному существованию вдалеке от цивилизации.

Фото Павел Мурашко

Александр показывает крышку багажника с привинченной сверху столешницей, которая в походах служит столиком. Если ее сдвинуть, в углу можно заметить встроенную конфорку, которая работает от небольшого газового баллончика. Позже планируется внедрить еще и электроподжиг, пока же водитель пользуется спичками или зажигалкой.

Фото Павел Мурашко

Сбоку на крышку вешается небольшой пластиковый умывальник.

Фото Павел Мурашко

Сверху на столешницу закрепляется переносной столик-трансформер. В нем спрятаны складные стульчики и есть даже полка со столовыми приборами. Сверху натягивается багажная сетка, под которую можно уложить палатки, одеяла.

Фото Павел Мурашко

В столик вкручиваются ножки, так что он превращается в переносной.

Фото Павел Мурашко

Возле заднего фонаря выведен наружу «прикуриватель» для подключения телефона, чайника, ноутбука. Это удобнее, чем пользоваться салоном во время остановок.

Фото Павел Мурашко

На заднем стекле смонтирован самодельный масляный радиатор. К нему на кронштейнах могут крепиться баллоны для запасов воды. Все сделано так, чтобы не мешать доступу под капот.

Фото Павел Мурашко

Внимание привлекает странный жестяной короб. Это — походная духовка. Конструкция устанавливается на кожух отвода горячего воздуха от двигателя. Поток раскаленного воздуха проходит сквозь решетку «духовки», на которую помещается герметичный контейнер с едой. Примерно за 100 километров езды можно запечь курицу с картофелем.

Фото Павел Мурашко

Передний силовой бампер съемный. С торцов в профиль квадратного сечения вставляются ступицы, к ступицам прикручиваются колеса (запаски). Конструкция превращается в простейшую «козу» для транспортировки методом частичной погрузки. Единственный недостаток — приходится возить две «запаски», но когда едешь на ралли, это в любом случае необходимость.

Фото Павел Мурашко

Удлиненное «дышло» для буксировки на жесткой сцепке дополнительно исполняет роль «якоря» для лебедки. Лебедка механическая, на полторы тонны. Ее можно закрепить как спереди, так и сзади. Лебедка появилась после того, как Александр с дочкой несколько часов вытаскивали «запорожец» из болота.

Фото из архива Александра Жоса
Фото из архива Александра Жоса

— Одно из самых запомнившихся приключений с «запорожцем» — поездка в Киев на «Олд Кар Фэст». Проезжали мы через Чернобыльскую зону. А там же виды такие интересные — дома заброшенные, целые деревни. И вот мы для фотосессии заехали в какой-то двор, вышли, прогулялись, погода отличная, солнышко светит. Я не заметил, что на участке этом сверху трава, а под ней грунт весь разбух от влаги. И вот пока мы прогуливались, «запорожец» на пару-тройку сантиметров уже «впитался» в землю. Я попытался выехать, но как только колеса начинали буксовать, машина усаживалась еще глубже.

Фото из архива Александра Жоса
Фото из архива Александра Жоса

В итоге после пары неудачных попыток выехать яма уже была в полколеса. Помощи ждать в этой глуши неоткуда, так что пришлось справляться своими силами. Я поднимал машину домкратом, а дочка заталкивала под колеса все, что попадется под руку — кирпичи, доски. Доски гнилые, трухлявые, под колесами просто крошились. Пришлось руками ломать там какие-то сараи, свинарники, чтобы раздобыть более-менее крепкие доски. В итоге настелили самую настоящую гать, по которой и удалось выехать. Возились часа три. После этого решил, что автомобилю нужна лебедка.

Фото Павел Мурашко

В салоне практически ничего не менялось, стоят даже родные кресла. Александр говорит, что они довольно удобные. Но на передней панели появился небольшой электронный блок с рядом дополнительных функций.

Фото Павел Мурашко

Есть там регулировка скорости работы щеток стеклоочистителя, разъемы для наушников и микрофона для пилота и штурмана («переговорка»), можно слушать музыку с флешек. Есть также регулировка октан-корректора, режим просушивания свеч. Если вышло из строя зажигания, «автомат» подает 1 килогерц на свечи, и можно ехать без трамплера.

Фото Павел Мурашко

В этом автомобиле нет ничего, что было бы сделано просто для красоты. Все нестандартные детали, такие как бамперы, например, носят исключительно функциональный характер. Правда, есть у хозяина еще одна задумка, которая не была предусмотрена конструкторами автомобиля: установка блокировки заднего дифференциала от ЛуАЗ для повышения проходимости.

Еще одна идея — поставить двигатель от экспортной машины. Он чуть мощнее, у него выше степень сжатия и работает такой мотор на 92-м бензине. «Запорожцы» для внутреннего рынка должны заправляться 76-м, но его сейчас нет в продаже. Приходится пользоваться специальными присадками, понижающими октановое число, или ездить на 92-м и ждать, когда прогорят поршни.

Как выбрать «запорожец» при покупке

Поклонников у «запорожца» становится все больше и больше. На сегодняшний день это один из самых дешевых способов приобщиться к миру олдтаймеров. Это понимают и владельцы, иногда задирая цены на машины. Александр поделился советами о том, как правильно выбрать «запорожец» при покупке.

Фото Павел Мурашко
Изображение носит иллюстративный характер

— В среднем автомобиль в нормальном состоянии, на ходу, с необходимостью небольшого ремонта стоит от 300 долларов. Конечно, можно найти дешевле, поторговаться, уговорить. Есть варианты дороже. «Запорожец» с небольшим пробегом и в состоянии «дедушка летом на дачу ездил» стоит порядка 1000 долларов.

Но все же Александр советует обратить внимание на некоторые ключевые моменты.

— В первую очередь это состояние кузова. Его слабое место — в передних колесных арках, ближе к силовым стойкам, к которым крепятся двери. Там есть такие полости, в которые забивается грязь, соль, и если эти места сгниют, то восстановление займет много времени и денег.

Что же касается механической части, то там особых проблем нет. Запчастей для «запорожца» навалом, купить можно все что угодно буквально ведрами. Можно возиться самому, можно отдать знающим и умеющим людям. Все зависит от бюджета. Так что главное — кузов и еще раз кузов. Остальное «лечится» легко и не слишком дорого.

Еще больше автомобилей ЗАЗ-968 с хорошей историей можно найти здесь.

-40%
-10%
-20%
-15%
-30%
-30%
-25%
-10%
-20%
-50%
-20%