/

Мозырянин Сергей рассказал AUTO.TUT.BY, что в прошлом году попал в незначительное ДТП в Гомеле, был признан виновным в нем, а спустя почти год после аварии СК «Белгосстрах» потребовала, чтобы мужчина внес сумму, эквивалентную 5000 долларам США, помимо выплаченных пострадавшему 10 000 евро по договору страхования ГО автовладельца. «Таких больших повреждений в той машине не было! Похоже на какую-то схему!» — считает мужчина.

Фото предоставлено Сергеем Альхимовичем

ДТП, в которое попал Сергей Альхимович, произошло 8 апреля 2015 года. На своей Mazda 626 он выезжал задним ходом с парковки, расположенной возле больницы по улице Циолковского в Гомеле.

— На стоянке машин было много, а вот дорога была пустая — не было ни припаркованных автомобилей, ни едущих. Я тихонько выезжал задним ходом на дорогу. Обычно в этом месте, если ты мешаешь другой машине своим маневром, то тебе посигналят — остановись. Тем более на этом участке прямая дорога и хороший обзор, — рассказал мужчина. — Вдруг без всяких предупредительных сигналов в правый бок Mazda, прямо в багажник, врезается Hyundai Santa Fe. Удар был такой силы, что моя Mazda развернулась на встречку, а Hyundai остался стоять на месте!

Никто из людей в аварии не пострадал, повреждения получили только машины: у Mazda отлетел задний бампер, деформировалась правая сторона авто возле багажника. Hyundai врезался в Mazda правой передней частью, поэтому все повреждения у кроссовера были справа: помялся бампер, капот, заклинило переднюю дверь, повредились мелкие детали кузова, сработали подушки безопасности, вытек тосол, — эти повреждения зафиксировали в протоколе приехавшие на ДТП гаишники. С места аварии, на обочину, кроссовер отъехал самостоятельно.

— Я сразу признал, что виновен в ДТП. Волновался, что прав меня лишат. Но за меня заступился Юрий, водитель Hyundai. Несмотря на аварию, он не расстроился, улыбался и даже попросил гаишников меня не наказывать, а мне сказал не беспокоиться, мол, машина его застрахована по КАСКО.

При оформлении ДТП инспекторами ГАИ выяснилось, что тормозного пути у кроссовера нет. Юрий пояснил, что просто не успел среагировать на выезжающую Mazda.

— Конечно, тогда мне это показалось странным, что на прямой дороге, в ясную солнечную погоду, водитель Hyundai меня не заметил. Но тогда я над этим фактом не размышлял, — говорит Сергей. — Еще удивило, что водитель был какой-то веселый. Тем более, что машина принадлежала не ему, а жительнице Добруша Татьяне. Я подумал тогда: странно, разбил чужую машину и улыбается.

Участники аварии после оформления происшествия сотрудниками ГАИ разъехались без претензий друг к другу. После этого виновный в аварии Сергей заплатил штраф и через знакомых мастеров в рассрочку восстановил свой автомобиль. Ущерб, который получил в ДТП Hyundai, покрыли выплаты страховой компании.

Казалось бы, на этом можно было поставить точку, если бы не одно «но»: через 11 месяцев после ДТП Сергей получил из компании «Белгосстрах» досудебное предупреждение, в котором сообщалось, что в аварии, произошедшей 8 апреля 2015 года Hyundai Santa Fe получил повреждения, сумма которых составила 17 887 долларов США, к тому же автомобилю потребовалась эвакуация, которая стоила 300 000 (неденоминированных) рублей. Так как лимит ответственности по договору страхования ГО автовладельца составляет 10 000 евро, то остаток суммы в размере около 5000 долларов США компания предложила доплатить виновному в ДТП Сергею.

— Каким образом ущерб Hyundai оценили на сумму почти 18 000 долларов США? После ДТП я своими глазами видел, что в кроссовере не было повреждений, чтобы они потянули на такую огромную сумму, — недоумевает Сергей Альхимович.

Автомобилист был растерян: как найти выход из сложившейся ситуации, что делать со свалившимся, как снег на голову, долгом? Пяти тысяч долларов у семьи Альхимович не было. Даже если бы Сергей выставил на продажу свою Mazda 626, то выручить за нее больше чем 1000 долларов США было бы невозможно. Случайно о произошедшем узнал родственник Сергея Альхимовича из Минска — его тезка Сергей Заикин — и поспешил на помощь. Мужчина имеет юридическое образование, поэтому в первую очередь начал изучать все документы. Об этом он рассказал AUTO.TUT.BY.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— У меня возникло множество вопросов к документам, на которые не было ответов. Неудивительно, что такой простой человек, как Сергей Альхимович, не мог разобраться с этим, — рассказал отзывчивый родственник.

Мужчину удивило, что эксперт страховой компании «Белгосстрах» дважды проводил осмотр Hyundai Santa Fe — 16 и 23 апреля 2015 года, но ни на один из них виновного Альхимовича не пригласили, хотя описанные экспертом повреждения значительно отличались от тех, которые зафиксировали инспекторы ГАИ на месте аварии.

В первом акте осмотра эксперт описал 24 повреждения Hyundai, во втором — уже 31 повреждение. По неизвестной причине данных о прохождении техосмотра Hyundai и показаний одометра в обоих документах не было.

— «Белгосстрах» сообщил, что в их обязанности не входит согласовывать осмотр машины с другими заинтересованными лицами, поэтому Альхимовича не извещали и не приглашали на осмотр Hyundai. От страховщиков мы потребовали калькуляцию ущерба Hyundai, получить ее удалось с большим трудом.

В калькуляции мужчины обнаружили, что в Hyundai необходимо заменить детали, которые, по их мнению, замены не требовали: левая фара, руль, детали, находящиеся под капотом машины, которые в аварии 8 апреля не могли быть повреждены, ведь удар пришелся справа.

Эти нюансы подтолкнули Сергея Заикина к проведению собственного расследования. Ему удалось выяснилось, что Hyundai Santa Fe был куплен 22 ноября 2014 года на американском онлайн-аукционе Copart в аварийном состоянии за 1500 долларов США. Машина была не на ходу, в ней практически полностью была снесена передняя часть.

Скриншот с сайта copart.com

Скриншот с сайта copart.com

Скриншот с сайта copart.com

Скриншот с сайта copart.com

— Кто купил аварийную машину в Америке — неизвестно. Как растаможивалась Hyundai после прибытия в Беларусь — как запчасть или автомобиль — тоже. Также нет сведений, где в Беларуси ремонтировался Hyundai. Сведений, что она ремонтировалась в каком-то фирменном центре или сертифицированном автосервисе нет. А ремонтировалась ли она вообще? Конечно, можно сказать, что ремонтировали авто у гаражных мастеров, но ведь кроме кузовщины и электрики надо было восстановить подушки безопасности, а это сделать в гаражных условиях непросто.

По мнению Сергея Заикина, характер повреждений, описанный экспертом в акте осмотра, странным образом совпадает с теми, с которыми машина прибыла в Беларусь. Страховщики отказали виновной в ДТП стороне показать фотографии Hyundai, которые страховщик должен был делать при постановке авто на КАСКО, «есть ли эти фото вообще?», — задаются вопросом мужчины. Подозрения вызывает и отсутствие в актах осмотра машины отметки о техосмотре и показаний одометра.

У родственников сейчас много вопросов, ответы на которые они найти не могут. Не пролила свет на ситуацию переписка и устное общение с представителями «Белгосстраха».

— Нам только дают сухие отписки. Со стороны создается впечатление, что при работе с Hyundai были допущены какие-то ошибки или моего родственника развели как лоха, — предполагает Сергей Заикин. — Вероятно, что здесь может работать какая-то схема, где замешан не один человек, а может, даже и группа людей. Поэтому от имени Сергея Альхимовича мы написали заявление в ОВД Центрального района Гомеля. Но после проведения проверки правоохранители отказали в возбуждении уголовного дела. Нас не устраивают результаты проверки, поэтому мы будем добиваться дальнейшего расследования.

Мужчины стучатся во все двери, говорят, если понадобится, то будут обращаться в прокуратуру, управление собственной безопасности МВД и другие структуры.

— Не исключено, что в такую ситуацию, как у Сергей Альхимовича, попадали и другие белорусы, но из-за незнания законов они просто не знают, что им делать. А некоторые, может, и выплачивают деньги, которые им неизвестно откуда насчитала страховая.

AUTO.TUT.BY узнал, что сейчас Hyundai продан. Новая владелица купила его за 15 000 долларов, притом что аналогичные модели на рынке стоили 17 000 — 20 000 долларов.

— В ней был разбит передний бампер, решетка, фары стояли разные, «не родные». Но цена была приемлемая, продавец еще уступил нам 500 долларов, поэтому было решено брать ее, даже диагностику не делали. А потом мы загнали Hyundai на фирменный центр в Минск. Выяснилось, что течет КПП — оказалось, что она треснутая и приваренная. Если б знали, то не брали бы в таком состоянии машину, — рассказала нынешняя владелица авто.

Корреспондент AUTO.TUT.BY попробовал получить ответы на вопросы, которых не смог добиться виновник ДТП. Увы, и нам сделать это не удалось.

ГТК Беларуси в ответ на запрос TUT.BY сообщил, что они не могут разглашать информацию третьим лицам о том, каким образом и на кого оформлялся купленный на американском автомобильном аукционе разбитый Hyundai. Компания «Белгосстрах» также ответила, что не вправе разглашать сведения о страхователе, в том числе предоставить фото Hyundai, сделанное при страховании по КАСКО. Однако о некоторых особенностях работы страховщиков компания сообщила. В частности, выяснилось, что в случаях, когда авто потерпевшего в ДТП имеет значительные повреждения, что может привести к превышению лимита страхового возмещения по страхованию ГО автовладельца, «Белгосстрах» приглашает на осмотр поврежденной машины заинтересованных лиц, что в случае с Сергеем Альхимовичем сделано не было.

Не отказались пообщаться с корреспондентом Кирилл — супруг Татьяны, на которую был зарегистрирован Hyundai, и Юрий, водитель, попавший в ДТП на Hyundai.

— Hyundai мы покупали через Юру, он мой друг. Машина была в отличном состоянии — ровные зазоры, плавный ход, все приборы работали и одометр тоже. Я не знаю, какая она приехала из Америки, но нельзя было сказать, что когда-то эта машина была битая, — рассказал Кирилл.

Кирилл говорит, что они сразу решили ее застраховать по КАСКО — машина недешевая. Проходила ли машина техосмотр, парень не помнит: «Возможно, этим вопросом занимался Юра».

Юра машиной супругов иногда пользовался, вот и 8 апреля попросил Hyundai, чтобы перевезти крупногабаритный груз и попал в ДТП.

— После аварии в Hyundai с КПП что-то произошло, да и вообще, состояние ее плохое стало. Поэтому ее восстановили через знакомых и продали. А по КАСКО получили около 17 000 долларов.

А вот что рассказал про машину Юрий, который въехал на Hyundai в Mazda 8 апреля 2015 года.

— Мои приятели привезли эту Hyundai из Америки. Потом они уехали в Москву, а меня попросили машину продать, — пояснил парень. — Я не знаю, где ремонтировали машину, но она была в идеальном состоянии, ни на одном элементе не было шпатлевки. Сначала я ее продавал в Минске, на авторынке в Малиновке, а потом ее купили супруги Кирилл и Татьяна. Они были вторыми владельцами машины в Беларуси.

Рассказывая о ДТП 8 апреля, Юрий был возмущен и даже повысил голос.

— Из-за невнимательности Альхимовича развалены две машины. В протоколе ГАИ я написал, что претензий к нему не имею, а потом еще должен ходить в милициию из-за его заявления и давать объяснения, почему ремонт стоил 10 000 или 17 000 долларов. После ДТП гаишники же не хотят ничего писать, говорят: «пусть пишет страховая, нам что», поэтому визуально про повреждения Hyundai было 5 строчек.

Кстати, Юрий утверждает, что техосмотр Hyundai проходил, копию сертификата о его прохождении он предоставил в милицию, в период проведения проверки по заявлению Альхимовича.

Сотрудники БЭП Центрального РОВД Гомеля подтвердили, что копия сертификата ТО действительно есть, но вот предоставить ее фотокопию, номер документа, на какой станции было пройдено ТО они отказались, ссылаясь на то, что не имеют права распространять информацию о материалах и результатах проведенной проверки третим лицам.

Когда материал готовился к публикации, стало известно, что Сергею Альхимовичу пришло еще одно досудебное предупреждение от компании «Белгосстрах». По какой-то причине сумма, подлежащая возмещению за причиненный ущерб Hyundai значительно сократилась: с 101 082 630 (неденоминированных) рублей до 39 303 731 (неденоминированных) рублей, что в эквиваленте составляет около 3000 долларов США.

— В страховой компании нам пояснили, что сейчас у них начала действовать другая система расчетов, по которой пересчитали ущерб, причиненный в ДТП Hyundai, поэтому вместо 5000 долларов он снизился до 3000 долларов. Но вот детально предоставить расчет нам не смогли, — рассказал Сергей Заикин. — Но все равно, даже эти 3000 долларов платить мы не собираемся.

Ситуацию с повторным досудебным предупреждением Заикин считает странной.

— А как остальные люди, виновные в ДТП, оплачивали деньги за причиненный ущерб, неужели им тоже его пересчитали? А может, такое избирательное отношение только к нам, потому что мы начали отстаивать свою правоту?

AUTO.TUT.BY будет следить за развитием событий.

-30%
-20%
-21%
-20%
-12%
-20%
-35%
-50%
-20%
-17%