/

Аркадий Крачун, тот самый суровый водитель автобуса, «наказавший» за год более 20 автомобилистов, давно вернул права. Он рассказал AUTO.TUT.BY, почему не собирается возвращаться в автопарк и почему, пересев на свою машину, не выкладывает видео с регистратора.

«Соседи в пробках». Водитель автобуса, «наказавший» 20 автомобилистов за год: «Мне и в Bentley въехать не слабо!»

Юрий Краснов — о видеоподборке аварий с участием автобуса: «Суровые водители автобусов не всегда дадут вам перестроиться»

Напомним, в 2014 году водитель городского автобуса Аркадий Крачун собрал все свои ДТП за 2013 год в одном видео и выложил ролик на YouTube. За пару дней видео собрало 170 тысяч просмотров, а его автор получил много противоречивых оценок интернет-пользователей.

Тогда Аркадий Крачун по решению ГАИ лишился прав на два года и ушел из автопарка. Сейчас мужчина работает в СТО слесарем-механиком.

— Тогда ситуация была неправильная. Права забрали, неправильно посчитали. Но что я? Я давно себе работу нашел. Руки-голова есть, в технике разбираюсь.

После увольнения и возврата прав (парню вернули их в феврале 2016-го. — Прим. AUTO.TUT.BY) Аркадий пересел на свою машину и там же поставил видеорегистратор. Интересуемся, так ли он лих и горазд сейчас учить других, когда сам уже не водитель общественного транспорта.

— Я никогда не учил. Это в интернете написали, но я не «учитель» и не «наказатель»! — эмоционально отзывается мужчина. — Да и видео я выставил с одной целью: показать, как можно работать, когда ты везешь триста человек, а тебя подрезают! И чтобы другие водители понимали, что лезть под большой транспорт нельзя! Все началось в преддверии чемпионата мира по хоккею — к нам ехали люди из Европы, из других стран. И перед нами стояла задача — возить людей с одного стадиона на другой, возить их безопасно. А как культурно это делать, если на дороге черт-те что творится!

Аркадий замечает, что видео со своих поездок не выкладывает по одной причине:

— В автобусе я отвечал за других, в своей машине — за себя. У меня чистые права — и ни одного нарушения или штрафа.

maz.by
Такие автобусы уже оснащены видеорегистраторами, но пока их на маршрутах очень мало

Аркадий еще во время работы в автопарке предлагал устанавливать в общественный транспорт видеорегистраторы, чтобы все спорные ситуации отпадали сразу.

— И тогда, и сейчас регистраторы сами водители ставят за свои деньги. Только в новых МАЗах 215-х их начали встраивать. Это желтые автобусы — там уже есть камеры, есть экран, все цивилизованно. Но их по городу сколько ездит — всего ничего: «сотка», «единица» да еще несколько по другим маршрутам. Таких автобусов все равно мало.

— Изменилось ли как-то отношение водителей к общественному транспорту?

—  Многие коллеги отмечали: после моего видео стало получше. Водители не то что уступали общественному транспорту, но явно были осмотрительнее и спокойнее. А когда меня всенародно наказали, все поняли: можно ехать, как хочешь, виноватым признают водителя автобуса или троллейбуса. Только его и накажут. И теперь просто какой-то ужас творится на дороге: из России пригнали кучу машин, автомобилей стало больше, а порядочных водителей меньше. Кажется, проводят какие-то эксперименты с выделением полос общественному транспорту. А толку? Все равно, как водители останавливались на остановках у метро, так и останавливаются, ждут кого-то, выгружают товар, паркуются как попало. У водителей нет культуры!

Аркадий уверен, чтобы водители, велосипедисты и даже пешеходы стали к друг другу, к водителям общественного транспорта внимательнее, надо еще в автошколах учить будущих курсантов действенными методами. 

— И медведя можно научить водить. Но кто научит его культуре вождения? Нет такого предмета в автошколах! Будущие курсанты зубрят правила, заучивают элементы на площадках автошкол, сдают экзамен. Но они не понимают эти правила. Инструкторы говорят, мол, сдай экзамен, а жизнь сама водить научит. Но гораздо действеннее было бы будущих водителей погрузить в обыкновенный автобус, а потом резко затормозить, как это постоянно вынуждены делать водители общественного транспорта в реальной жизни. Пусть почувствуют, каково это - быть водителем автобуса, везти в час пик под триста человек и тормозить, если вдруг тебя подрежет какой-то лихач!

Мужчина замечает, что не только в этом загвоздка. На подходе еще одна глобальная проблема: пешеходы и велосипедисты. Сам Аркадий часто ездит на велосипеде и не раз сталкивался с тем, что по велодорожкам снуют люди.

— Приостанавливаешься мягко так, а иногда и не очень, объясняешь пешеходам, что это велодорожка и пусть идут по своей полосе — она же свободна! Но иногда те не понимают, пытаются что-то доказывать. Вот и недавно осудили велосипедиста за то, что он битой ударил по голове. Но ведь, мое мнение, не стал бы человек просто так битой махать. Значит, где-то зацепили.

Аркадий уже два года не водит автобус и хоть по работе в автопарке скучает, возвращаться не намерен

— В автопарк не хотите вернуться?

— Не особенно. Несколько важных факторов: зарплата не та у водителей-автобусников. 7−8 миллионов, это куда годится? Сидишь целую смену, как собака, в будке-кабине. Плюс постоянная проблема с запчастями — автобус неисправен, а тебе говорят: выезжай на круг, хоть пару рейсов сделай. Я же с ребятами постоянно общаюсь, не теряю связи, что творится в автопарках тоже знаю не понаслышке. Второй фактор: в правилах для общественного транспорта у нас так ничего и не поменялось. А зачем мне опять нервы портить? Не испытываю никакого желания.

При этом Аркадий признается, что по баранке автобусов скучает. Он всю жизнь хотел возить людей.

— Шутка ли — 20 лет за рулем, из них больше десяти лет в автобусах! Мне нравилось это занятие: это и общение с людьми, и постоянно в движении, а кому-то поможешь, подождешь — уже приятно! Скучаю по этой работе. Но пока ситуация только ухудшается — не вернусь.

-30%
-10%
-10%
-10%
-10%
-25%
-20%
-50%
-30%