Михаил Осипенко,

С 1 сентября на территории ЕАЭС вновь действуют нулевые пошлины на электромобили. Мы разобрались, как, где и почем купить машину без традиционного ДВС.

Совет ЕЭК принял решение о продлении льготного периода нулевых пошлин на электромобили сроком до 31 августа 2017 года. Значит ли это, что белорусы могут пересечь границу с Евросоюзом, ничего не заплатив за купленный там электромобиль?

Магия чисел

Оговоримся сразу: физических лиц обнуление пошлины не касается и раньше не касалось. Если белорус, к примеру, купит за границей электромобиль в возрасте до трех лет, ему придется как минимум оставить на границе 48% или 54% (в случае, если машина дешевле 8500 евро) его стоимости — такова ставка ввозной пошлины. А перед постановкой на учет электромобиля в возрасте до 3 лет еще придется уплатить утилизационный сбор 495 рублей.

Более доступными для самостоятельного приобретения являются электромобили в возрасте от трех до пяти лет: на них действует пошлина в 20% от стоимости. Однако утилизационный сбор дороже: 742,5 рубля. Загвоздка еще и в том, что такие электромобили не очень-то интересны покупателям. Например, популярный Nissan Leaf, выпущенный 3−5 лет назад, не блещет ни запасом хода, ни скоростью зарядки. Более свежие модификации заметно превосходят его по этим немаловажным параметрам.

К слову, принимая решение об отмене пошлин на электромобили, в совете ЕЭК ориентировались на ввоз новых электромобилей в возрасте до 3 лет юридическими лицами. Именно они нас интересуют, потому что на экземпляры старше 3 лет ставка утильсбора для юрлиц прямо-таки запретительная — 5247 рублей.

Формально пошлина на электромобили отменена. Но только для юридических лиц, которым при таможенной очистке все равно придется сделать ряд платежей.

Здесь и далее будем рассматривать ввоз юридическими лицами не нового электромобиля, а подержанного. И дело не в том, что новые автомобили — это сфера интересов официального импортера. Просто с 1 января 2016 года действует технический регламент Таможенного союза за номером 018/2011, который требует получения сертификата соответствия. Подать заявку на сертификацию нового автомобиля может только производитель, его уполномоченный представитель или официальный импортер.

В любом случае при ввозе электромобиля юридическим лицом пошлина в размере 20% от стоимости до 31 августа 2017 года не взимается. Однако фирме или индивидуальному предпринимателю при оформлении таможенных документов все равно придется заплатить НДС (20% от стоимости) и 50 евро за таможенное оформление. Предприятиям, работающим с НДС, эту уплату зачтут — получится неплохая экономия на налогах.

Но и это еще не все расходы, связанные с ввозом автомобиля. Придется получить сертификат соответствия, потратив на это порядка 700 рублей. Перед постановкой на учет в ГАИ нужно уплатить утилизационный сбор: 851 рубль.

К продлению постановления о временной отмене таможенной пошлины на электромобили компания Renault развернула продажу двух своих электрических моделей. По слухам, именно Renault ратовала за продление пошлин.

Однако существуют еще электромобили с бензиновым двигателем внутреннего сгорания (например, Chevrolet Volt, Opel Ampera или некоторые модификации BMW i3). У них ДВС не передает мощность на колеса, а крутит генератор, вырабатывающий ток для тяговой батареи. Лет 5−10 назад такие автомобили формально относили к последовательным гибридам. Сегодня же наличие ДВС в электромобиле называют range extender — «увеличитель запаса хода». Пока в баке для мотор-генератора есть бензин, такой электромобиль не нуждается в розетке для подзарядки.

Но с точки зрения таможни такие электромобили являются гибридами. На эту категорию транспортных средств пошлины не отменены. Эти электромобили (а также гибриды), диапазон действия которых не зависит от розетки, могли бы быть привлекательны для покупки физическими лицами. Возьмем для примера Chevrolet Volt в возрасте 3−5 лет. Его можно растаможить по ставке 1,7 евро за каждый «кубик» его 1,4-литрового бензинового мотора. А утилизационный сбор составит 742,5 рубля.

Chevrolet Volt с точки зрения таможни — гибрид, так как оснащен бензиновым мотором, приводящим в действие генератор. Его запас хода не зависит от фактически отсутствующей в Беларуси инфраструктуры зарядных станций. При полном заряде своих батарей Volt способен проехать 80 км даже в трассовом режиме, не потратив ни грамма бензина.

Дискриминация водителей от страховщиков

Итак, вы ввезли электромобиль или гибрид, растаможили его, поставили на учет и отправились покупать страховку. И тут вас ждет сюрприз: базовые тарифы на эту категорию транспортных средств гораздо выше, чем на обычные авто.

Для электромобилей — минимум 43,1 евро, для гибридов — 59,7 евро.

Если для примера взять опытного водителя-минчанина (возраст старше 25 лет с опытом вождения более 2 лет, не бывавшего виновником ДТП), то калькулятор договора страхования выдает еще более высокие показатели: 60,34 евро при страховании электромобиля и 83,58 евро при страховании гибрида.

Для сравнения: страховка обычного автомобиля с мотором от 1,2 до 1,8 литра (собственно, таким оснащено большинство гибридов) с теми же критериями обойдется в 21,42 евро. В 4 раза дешевле!

С чего вдруг такая дискриминация? Да просто в Белорусском бюро по транспортному страхованию дорого оценили стоимость восстановления электромобилей и гибридов, пострадавших в ДТП. Хотя лимит ответственности по ОСАГО за вред, причиненный имуществу в результате ДТП, в любом случае составляет 10 000 евро. Заметим, что по КАСКО гибриды или электромобили страхуются по тем же тарифам, что и «обычные» авто.

Обязательная страховка на электромобили и гибриды откровенно дорогая.

Электромобиль из Европы? Только без батареи!

Мы определились с тем, какие расходы понесем при ввозе и постановке на учет электромобиля. Пора искать варианты для покупки. Сразу скажем, что искать электромобили в Европе бессмысленно. Благодаря порталу mobile.de мы связались с несколькими продавцами электромобилей из Германии и получили письма с примерно одинаковым текстом: формально электромобиль продается без батареи. Разумеется, ее никто не демонтирует. Просто сразу после покупки машины нужно заключить договор с лизинговой компанией и получить батарею в пользование.

Как правило, такие лизинговые компании учреждены производителем электромобиля. Лизинговый платеж рассчитывается исходя из планируемого ежегодного пробега электромобиля. Ежемесячный платеж за 5000 км в год составляет символические 50 евро. В качестве бонуса — бесплатная зарядка на «своих» станциях и замена батареи, если ее емкость уменьшится на 20% относительно номинально заявленной. Но нам-то какое до этого дело: электромобиль за пределы юрисдикции лизингодателя не продадут. К тому же приехать в Беларусь на электромобиле с запасом хода в 150 км довольно проблематично. И тут же отметим, что подержанные гибриды обладают полной свободой и продаются вместе с батареями.

В Европе электромобили формально продаются без батарей: тяговый аккумулятор нужно оформлять в лизинг, чтобы иметь право пользоваться им и заряжать на «своих» зарядных станциях.

Электромобиль из США

Но ведь в Беларуси есть горстка электромобилей. AUTO.TUT.BY выяснил, что все они были куплены в США. Там они продаются целиком, а не «по частям». Причем они гораздо дешевле, чем точно такие же электромобили, выставленные на продажу в Европе. На практике привезенный из США электромобиль (типа Ford Focus Electric) в возрасте до 3 лет с пробегом до 10−20 тысяч миль (16−32 тысячи км) со всеми расходами обходится в 12−15 тысяч долларов США.

Оказалось, в Северной Америке рынок переполнен «слегка подержанными» электромобилями. И дело не в том, что они не устраивают своих владельцев. А в том, что такие машины стали инструментом экономии на налогах и жертвой развитой системы trade-in.

Суть такова: американец, покупая электромобиль, получает субсидию в виде налогового вычета в размере 10 тысяч долларов. Спрашивается: почему бы не покупать электромобиль каждый год, получая субсидию? А почему не купить электромобиль не только главе семьи, но и супруге, а также детям? Ведь это так удобно: «старый» электромобиль, купленный год назад, можно сдать в зачет при покупке нового. Халява! Американцы так и поступают. В результате статистика продаж электромобилей в США показывает невиданный рост.

Но вторичный рынок переполнен: никаких преференций и субсидий на покупку подержанного электромобиля не предлагается. В итоге такой автомобиль, как Ford Focus Electric, при первоначальной стоимости 29 170 долларов спустя год эксплуатации предлагается дилерами по втрое меньшей цене. Как рассказали наши собеседники, они покупали свои электромобили на дилерских аукционах, где автосалоны обмениваются «залежалыми» машинами. Там электромобили с пробегом до 20 000 миль, принятые в зачет от клиентов, продаются по 7−8 тысяч долларов. Конечно, все владельцы электромобилей, с которыми мы общались, покупали свои машины в США через фирму-посредника. Как вы уже знаете, покупка на юридическое лицо просто выгоднее.

Электромобиль выгодно покупать в США. Например, Ford Focus Electric в возрасте до 3 лет обойдется в Минске «под ключ» в 12−15 тысяч долларов.

Владельцы электромобилей поделились с AUTO.TUT.BY своим опытом владения в условиях белорусской действительности, и об этом мы расскажем в следующей статье.

-30%
-50%
-20%
-15%
-40%
-10%
-10%
-50%
-10%