/ Фото: Владимир Евстафьев,

С 1 сентября в Беларуси отменили ограничения по вывозу топлива за пределы республики. Теперь на одном и том же автомобиле выезжать за пределы ЕАЭС можно чаще, чем один раз в 8 дней.

Ранним утром AUTO.TUT.BY отправился в пункт пропуска «Каменный лог», чтобы выяснить, появились ли очереди из легковых автомобилей на литовском направлении.

Фото: Владимир Евстафьев

Напомним, если ранее на одной и той же машине автомобилисту приходилось выезжать за пределы ЕАЭС (до 2014 года — Таможенного союза) чаще, чем один раз в 8 дней, то ему надо было уплатить пошлину на топливо (которая зависела от постоянно меняющихся ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты).

Ограничения на вывоз топлива были введены после девальвации белорусского рубля в 2011 году. Стоимость топлива в Беларуси по отношению к валютам сильно снизилась. Чтобы не допустить вывоз его за пределы страны и ради «стабилизации обстановки в пунктах пропуска через госграницу Беларуси», власти приняли ряд ограничений.

Около 7.00 трасса Е28 возле Минска была плотно загружена легковушками и грузовыми автомобилями, а вот выехав в Ошмянский район — финишную прямую, ведущую к границе, мы ехали по практически пустой дороге, изредка обгоняя авто четвертого региона.

В 8.30 подъезжаем к колейке из тягачей. Грузовиков не много — от конца очереди хорошо просматривается въездной шлагбаум. А вот легковушек в очереди в это время было всего пять.

— Это не очередь. Сейчас машины сразу подъезжают к шлагбауму, водитель получает талон на въезд у наших сотрудников и следует на паспортный и таможенный контроль. Машины почти не задерживаются, — рассказывает Юрий Курта, заместитель начальника отделения пограничного контроля «Каменный лог».

​Судя по номеру региона, все пять машин приехали из Минска и Минской области. Одна из них — серебряная Peugeot 406, в ней ехала веселая компания. Пятеро парней сбросились деньгами на топливо и зеленую карту и едут в Вильнюс — погулять, зайти в магазины, попить пива, а заодно найти себе европейских девушек. Об отмене с 1 сентября ограничений по пересечению границы ребята знают.

— Это очень хорошо! Теперь стопудово будем мотаться в Европу чаще, — улыбается водитель Евгений. — У нас на две недели зеленая карта, поэтому раза два точно еще съездим. Если бы еще отменили эти ограничения по весу и стоимости ввозимого товара, было б вообще здорово!

Фото: Владимир Евстафьев

На внедорожнике Volvo в Литву ехали двое мужчин — «по делам». Они тоже знают о том, что ездить в Европу теперь можно чаще одного раза в 8 дней.

— Нам все равно — мы часто ездим в Вильнюс в командировку, можем хоть каждый день себе это позволить, — говорит водитель Сергей. — Но для нас то, что люди смогут ездить за границу часто, — плохо. Очереди же образуются, придется долго ждать оформления.

А вот минчанину Валерию, который ехал из Минска в Каунас к другу, от нововведений на границе «ни горячо ни холодно».

— Я не часто езжу в Европу. Месяц назад был в Польше, и у меня осталась страховка, поэтому решил приятеля навестить. А когда в следующий раз рвану — сказать не могу, не знаю.

Фото: Владимир Евстафьев

— Какие еще ограничения отменили? Не слыхали… — Удивились парни на велосипедах, которые ездят из Ошмян в Вильнюс практически каждую неделю. — На великах нам удобно, быстро, дешево и запретов никаких. Затаримся в магазине, а вечером домой вернемся.

Фото: Владимир Евстафьев

​Периодически к пункту пропуска подъезжали дорогие полированные премиум-автомобили, но долго они не задерживались — из-за отсутствия очереди сразу проезжали дальше. Не нашлось и «топливовозов», зарабатывающих на курсовой разнице.

— Ой, да никто почти топливом сейчас не занимается, — разговорился с нами дальнобойщик, стоящий в колейке. — Разве что какой-нибудь барыга. В Литве дизель стоит около 1 евро, в Беларуси — 0,6 евро. Разница 40 центов. Что это за коммерция такая?

Сделать выводы о том, повлияло ли как-то снятие ограничений по вывозу топлива за пределы Беларуси, не могут и таможенные службы — преждевременно.

— Прошло только 10 часов с момента отмены ограничений. У нас ничего не изменилось — как было, так и осталось, — сказал Николай Сафронов, начальник таможенного поста «Каменный лог». — Злостных «топливовозов» мы не видим. Бывает, что кто-то из литовцев везет топливо для себя. Они сами говорят: нам хватает два раза в месяц залить полный бак.

Фото: Владимир Евстафьев

Таможенник убежден, что сейчас людям заниматься перевозом топлива для перепродажи неактуально. Хотя и посоветовал поинтересоваться этим вопросом еще и у литовских таможенников — там «топливовозов» определяют очень легко.

— В Литве существует правило четвертого въезда: когда машина или человек выезжает в Литву чаще четырех раз в месяц, он обязан задекларировать абсолютно все, что везет, — от топлива до пачки сигарет  и оплатить за это пошлину.

Однако не все литовцы горят желанием заливать в бак своего автомобиля дешевое белорусское топливо.

— Опасно ваше топливо для новых машин, — убежден каунасец Валдас. — Я раз в месяц бываю в Беларуси и никогда не заливаю топливо на ваших АЗС. Заправляюсь только в Литве и других европейских странах. Все потому, что как-то по дороге в Украину залили в Минске солярку. Так еле-еле до Львова доехали — все фильтры забились. Пришлось фирменный сервис в Украине искать и менять расходники.

Фото: Владимир ЕвстафьевФото: Владимир ЕвстафьевФото: Владимир Евстафьев

Около трех часов мы провели в пункте пропуска «Каменный лог», но за это время нам так и не удалось встретить «повторника», который бы дожидался 1 сентября с единственным желанием, — поскорее перейти на ту сторону границы.

Отъезжая от белорусско-литовской границы, мы заметили, что небольшая очередь (не больше 10 машин) перед светофором все же появилась.

— Эти машины пройдут быстро. Сейчас здесь все в пределах нормы для буднего дня, а что будет дальше — время покажет, — сказал напоследок Юрий Курта.

Фото: Владимир Евстафьев

Читайте о том, что происходит в других пунктах перехода:

Ограничения сняты, очередей нет. Что происходит сегодня на границе в «Брузгах»

2,5 часа до стоп-линии. Что происходит в КПП «Брест» после снятия ограничений на вывоз топлива

-20%
-50%
-50%
-20%
-45%
-95%
-30%
-15%
-10%