реклама
реклама


Эксклюзив


/ / /

Пожилых водителей на автомобилях-«подснежниках» на дорогах стало больше — время вывозить урожай и банки с закатками с дачных участков. Многие их ругают за медлительность, но, как выяснилось, по статистике, они не самые злостные нарушители.

AUTO.TUT.BY разузнал у таких водителей, как они покупали свои авто, почему не сменили на иномарки и как реагируют на недоброжелательное отношение на дороге.

Фото: Инга Шкелер

— Никто бы на дедов на «подснежниках» ничего плохого не говорил, если бы ездили они по крайней правой полосе. Часто мотаюсь по Беларуси, и на любой трассе находится такой дедок, который со скоростью 70 км/ч «тошнит» по крайней левой. Пристроишься за таким «корытом», мигаешь фарами, показываешь левый поворот — реакции в 90% случаев никакой. Нормальных автомобилистов это просто бесит, — поделился своим мнением Александр, который считает себя опытным водителем. В целом его высказывание отражает позицию большинства автомобилистов.

Как правило, на бурную реакцию молодых водителей дедушки не отвечают, а к агрессивным выпадам относятся с мудрым спокойствием.

«ВАЗ-2104 и жена — две любви в моей жизни»

В одном из садоводческих товариществ в Минском районе мы нашли «жигули» ВАЗ-2104. Машина стоит в конце улицы, но издалека выделяется своим ярко-синим цветом. Хозяин авто Станислав Вацлавович со своей супругой Ларисой Константиновной работает на дачном огороде, но с удовольствием рассказывает про свою «четверку».

Фото: Инга Шкелер

В 1989 году в концерн «Минскстрой», где тогда работал Станислав Вацлавович, пришли десять «жигулей». Одна из машин была в «универсале», которая в итоге досталась Станиславу.

— Иномарки в то время были большой редкостью. Да и наши машины тоже были в дефиците. Поэтому новенькой «четверке» я был очень рад. Машина оказалась очень удачной.

За все 27 лет эксплуатации автомобиль пережил несерьезные поломки, поэтому Станислав Вацлавович и думать не хочет, чтобы заменить свое авто на иномарку, хотя от детей такие предложения поступают часто. Сейчас автомобилист ездит только с весны до осени, в основном на дачу и обратно.

— У меня две любви — жена и «жигули». Не мыслю свою жизнь без этой машины — берегу ее, ухаживаю, как за женщиной. В Минске во дворе не ставлю никогда: жалко, как бы кто не задел, только в гараже она ночует. У нее даже краска на кузове родная, — хвастается хозяин.

— Да он с дачи не уедет, пока машину не протрет, — смеется супруга владельца. — Приходится задерживаться.

Фото: Инга Шкелер

Если и случаются в авто неполадки по технической части, то ремонтом занимается исключительно свой человек — зять Станислава Вацлавовича.

— Конечно, в последнее время машина требует больше времени на ремонт, но если что-то случается, то не ждем, пока машина встанет. Да и с запчастями проблем нет — на рынке и в автомагазинах всё сейчас есть. Так что машина моя в идеальном состоянии, и техосмотр проходит нормально. Даже на станции инженеры удивляются, что машина старая, а такая красавица.

Хозяин с удовольствием демонстрирует, как в салоне складывается заднее сиденье и багажник получается просто огромным: «Хочешь — шкафчик засунь сюда, а хочешь — урожай заложи». В старые времена автомобилист купил багажник, который можно закрепить на крыше, при необходимости и туда можно поместить груз.

Фото: Инга Шкелер

— Когда я еду на машине, никто мне не сигналит. А все потому, что я никому не создаю помех, — говорит пенсионер. — Самое далекое расстояние, на которое я ездил, — от Минска до Бреста. Втоплю педаль газа в пол и еду 100−120 км/ч. Но иногда жена ругается, что я с такой скоростью несусь.

О том, что такие авто, как у него, люди называют «подснежниками», Станислав Вацлавович знает, но не обижается.

— Мне безразличны такие высказывания. С машиной все в порядке: ТО пройден, медсправка есть, и вообще — водитель я классный. Поэтому я ездил, езжу и ездить буду.

«Черная „Волга“ — не престиж, а рабочая лошадка»

Супруги Михаил Сильвестрович и Зоя Леонтьевна в далеких 80-х четыре года отработали на строительной организации в Ираке. А после возвращения на родину в 1988 году за чеки купили «Волгу» ГАЗ-2410 в Москве. Для тех времен черная «Волга» была символом достатка и престижа.

Фото: Инга Шкелер

— Может, для кого-то «Волга» и была крутой машиной, а для нас она была рабочей лошадкой. Хотя в родительской деревне, куда мы ездили каждые выходные, было всего две машины: соседский «Запорожец» да наша «Волга». Она, конечно, на тот момент считалась роскошью, — рассказывает Зоя Леонтьевна.

Двумя семьями — четверо взрослых и столько же детей — на черной «Волге» они отправлялись за 150 км от столицы к родителям.

— Проезжаем возле постов ГАИ, дети прячутся внизу, чтобы нас не оштрафовали, — смеется, вспоминая прошлое, женщина. — Но обратно мы едем еще интереснее: помимо восьми человек, мы нагружали машину овощами, фруктами и ехали. ​

Фото: Инга Шкелер

Когда супруги строили дачу, перевозили на своей «железной лошадке» песок, цемент: ехали по бездорожью, машина утопала в грязи до самых арок, да так, что ее мог вытащить только трактор, но «Волга» бодро ездит до сих пор.

— «Волга» наша крепкая, сильная и вместительная. Новые машины уже совсем другого качества, они бы столько не выдержали.

Фото: Инга Шкелер

Хозяин «Волги» — Михаил Сильвестрович сам по профессии водитель и в технической части разбирается, а потому все ремонты своей машины делал сам. Даже сейчас, спустя 28 лет после выпуска, машина хорошо заводится, все узлы и детали в рабочем состоянии, и техосмотр пройден. Но вот по кузову есть вопросы: в некоторых местах коррозия до дыр «проела» авто.

— Делать кузов и красить машину не планируем — будем ездить как есть. Такое состояние машины, как сейчас, для нас сгодится. Еще пару лет назад «Волгу» у нас хотели купить, но деньги давали небольшие — около 1000 долларов, потому не продали. А сейчас и этой суммы за нее не выручишь. Поэтому решили: пока бегает — будем ездить. А станет — так тому и быть.

Фото: Инга Шкелер

Ездят супруги на машине чаще всего только в дачный сезон. Но иногда Михаил Сильвестрович выезжает на «Волге» и зимой. Для этого специально купил зимние колеса и перед холодным сезоном «переобувается» в обязательном порядке. Но хозяева признаются, что ездить на машине — дорогое удовольствие, особенно учитывая «прожорливость» авто — 10 литров на 100 км.

Муж мой хороший водитель, очень спокойный, правила никогда не нарушает, — хвалит супруга Зоя Леонтьевна. — Ему 72 года уже, конечно, зрение уже не то, потому обычно он занимает какой-то ряд на дороге и тихонько по нему едет, машины не обгоняет.

Женщина признается, что с хамством на дороге им сталкиваться приходилось: и подрезали их, и сигналили, бывает, что и «учителей» встречали.

— Люди нервные какие-то стали. Но муж на выпады других водителей не реагирует и не нервничает, если надо, притормозит, а потом так же тихонько дальше поедет. Нам спешить некуда.

«Раньше не продал „жигуль“ за 15 тысяч и сейчас не продам»

Свои «жигули» Владимир Петрович купил за «потные» деньги, заработанные в Йемене, где он работал два года инженером-гидротехником.

Фото: Инга Шкелер

— Вернулся я в Беларусь из Йемена в 1986 году. Думал два года: покупать ли что-нибудь на полученные за работу чеки или еще поднакопить? А потом начали ходить слухи, что чеки наши могут заморозить или поменять на рубли, и я решил, что их надо как-то использовать.

О покупке машины Владимир Петрович задумывался давно. А тут один коммерсант предложил купить у него новенький ВАЗ 21 063 1989 года выпуска, пробег у которого был всего 300 км.

— Этому коммерсанту хотелось «жигуль» на «Волгу» сменить. А без очереди «Волгу» можно было купить только за чеки, которые у меня как раз и были. Так что, решил я эту машину у него купить.

Фото: Инга Шкелер

Тогда машины были большим дефицитом, и автовладельцу не один раз предлагали машину продать.

— Приедешь на рынок, и сразу кавказцы бегут и просят: «Продай машину, 15 тысяч даем». Это при том, что на рубли машина стоила 9 тысяч. Но продавать ее даже не думал, ведь за деньги ничего тогда купить было невозможно.

Хоть и беспокоился автомобилист, что купил машину с рук, но «жигули» его не подводили и служили исправно.

Фото: Инга Шкелер

— За все время она у меня почти не ломалась, хотя мелкие ремонты, конечно, были. Сейчас проблемы возникают лишь когда замеряют СО при техосмотре. Движок у машины старый, потому на холостых оборотах с СО все в норме, а как газку дашь — так и не вмещаемся в нормы. Регулирую, а потом снова на ТО приезжаю.

Хозяин признаётся, что особенно тщательно за машиной сейчас не следит: перед началом сезона проверит все узлы и механизмы, подкрасит эмалью колесные диски, чтобы были красивыми и без ржавчины, — и в дорогу. С кузовом проблем нет — он не ржавеет. За все время пришлось только один раз обработать краской из аэрозоля царапину на кузове, оставленную веткой.

Фото: Инга Шкелер

Сейчас автомобилист ездит на машине очень редко: за год по столице катается не больше десяти раз. В основном его поездки ограничиваются маршрутом на дачу в Молодечненский район и обратно. Да еще редкие вылазки за продуктами в магазин, что недалеко от садового товарищества.

— В октябре поеду домой — надо шмотки отвезти, закатки, а последним рейсом — жену и собаку. А как дачный сезон закрою — поеду техосмотр делать.

Владимир Петрович говорит, что, несмотря на редкие поездки, его несколько раз останавливала ГАИ.

Фото: Инга Шкелер

— С документами у меня всегда все в порядке. А вот как-то скорость превысил немного, и гаишник тут как тут, как из-под земли вырос. Правда, штраф выписал мне инспектор минимальный — пожалел пенсионера.

Вообще автомобилист на дорогах больших скоростей не любит, да и правила соблюдает.

— Хоть и водительская медсправка у меня есть, но все равно с возрастом реакция у человека притупляется. Напрягаться приходится за рулем. Потому на дороге я не маневрирую, а чаще еду в одном ряду. Хотя когда уже немного разъездишься и на трассе встречаешь такого же «дедка», как ты сам, то думаешь: «Вон, тащится еле-еле, ишь, выехал «подснежник».

В ГАИ Минской области рассказали, что пожилые водители на «подснежниках», которые выезжают на дорогу в дачный сезон, — не самая большая проблема, как это может показаться некоторым автомобилистам.

— Было несколько случаев, когда пожилым водителям становилось плохо в дороге. Врачи несколько раз диагностировали у автомобилистов остановку сердца и инфаркт. Но у всех водителей были справки, выданные медкомиссией, — рассказали в отделе агитации и пропаганды.

Но случаев, чтобы дедушка начинал лихачить или «учить» кого-то на дороге, в ГАИ не припоминают. Чаще такое поведение позволяют водители помоложе, а это может привести к ДТП.

— У всех есть пожилые родители и дедушки, которые еще ездят за рулем своих машин. Вы же не хотите, чтобы с ними на дороге происходили неприятные ситуации? Поэтому молодым водителям надо более внимательно и уважительно относиться к дедушкам за рулем. Не стоит опускаться до оскорблений и, конечно, не надо «учить» — такие выходки могут закончиться очень печально.

Наведите курсор на верхние круговые диаграммы, и ниже вы увидите данные о возрасте водителей и количестве ДТП, которые они совершили. Наведите курсор на графики возраста внизу, чтобы увидеть «вклад» виновных водителей выбранного возраста в количество ДТП и пострадавших.

Открыть интерактивную инфографику для мобильного

Комментарии с форума

Избранные комментарии
  • marketing_68 12 сентября 2016 в 12:28 из Беларуси

    Я как правило спокойно отношусь к "подснежникам" - человек едет как может (или как хочет), если где-то чуть мешает - можно и обождать. Мы все тоже не вечно будем молоды. Ну а что машины родом с СССР - кому-то жаль расставаться (тогда это была просто мечта), а у кого-то и возможности нет сменить на более новую. Главное - чтобы были технически исправны! И не только рулевое и тормоза - ехать за жигуленком с сизым дымом, который разъедает глаза и вызывает спастический кашель - удовольствие не из приятных.

  • AleksWern 12 сентября 2016 в 12:30 из Беларуси

    Как возмущается "опытный водитель" Александр на пожилых людей, которые едут со скоростью 70 км/ч, аж страшно. Скажу одно, организм - штука сложная и если бы деду стало плохо на "нормальной скорости" (а летом и осенью все может быть), то "опытного" водителя не спасла бы ни правая, ни левая полоса. А пожилых людей на советских автомобилях вижу часто. Кстати, выглядят машинки получше, чем у гнилье у "опытных" водителей. Ну - оно ведь и понятно. Ранее автомобили были крепки и надежны, а сейчас - зачем за одноразовым хламом ухаживать, если лет через 5 все равно придется везти на свалку.

  • adekvatno 12 сентября 2016 в 13:12 из Беларуси

    Абсолютно спокойно отношусь к таким "подснежникам" на дороге, но вот когда все эти подснежники заезжают во двор и стоят колом в летнее время по неделе, а с середины осени по пол года, тут начинается негодование и появляется неприязнь. Из-за этих "подснежников" те кто активно ездит на машине вынуждены парковаться как попало, а не по правилам. Летом это крайне заметно после 9 утра...двор почти пуст, а вот зимой в любое время на одних и тех же местах зимуют машины.

  • alal28 12 сентября 2016 в 13:30 из Беларуси

    А я их "начальниками колонны" называю Что характерно, в большинстве своем они ни на метр правее не сдвинутся, даже если есть такая возможность. Как говорится, "пусть весь мир подождет". Благо, обогнать по встречке таких начальников колонны достаточно легко, потому что едут ооочень не спеша