Хорошо было раньше, когда в машине самым сложным устройством был карбюратор. Правда, найти хорошего карбюраторщика в те времена было той еще проблемой. Попробуй настрой карбюратор так, чтобы машина прошла техосмотр. В начале 90-х на рынке Беларуси стали появляться машины с катализаторами. Мало кто знал, что это такое, но на техосмотре приборы показывали едва ли не нули, так что владельцы машин с катализатором были просто счастливы. А еще вспомним, что буквально десять лет назад СО могли измерять едва ли не в каждой подворотне мобильные посты. Владельцы машин с катализаторами были счастливы и спокойны.

Но все это длилось ровно до тех пор, пока не начинались проблемы со всеми элементами автомобиля, отвечающими за экологически чистый выхлоп. Сначала лямбда-зонды, потом клапаны EGR, потом все подряд и вместе. Наше топливо быстро приканчивало капризную импортную технику, заставляя искать пути выхода. Что делать с катализатором или сажевым фильтром, если они не дают спокойно эксплуатировать автомобиль? С этим вопросом AUTO.TUT.BY разбирался вместе с директором ателье AutoNewArt Степаном Войтеховским.

— Рано или поздно с неработающим катализатором или сажевым фильтром сталкивается любой автолюбитель. Обычно это столкновение сопровождается потерей мощности, пропажей былой тяги, увеличением расхода топлива и свечением лампочки неисправности на панели приборов. Посторонний неприятный запах или шум из-под днища тоже являются причинами проблем с катализатором. Эта деталь, как и любая другая, имеет свой ресурс, который может быть значительно сокращен некачественным топливом или ездой на короткие расстояния с непрогретым двигателем. Можно отметить две основные проблемы с катализатором — осыпание керамических сот или их забивание продуктами горения. В первом случае неисправность будет сопровождаться посторонним звенящим шумом в выпускной системе. Это бренчат в корпусе катализатора керамические частицы сот. А вот забитые соты становятся причиной повышенного расхода топлива и падения мощности и тяги двигателя. И в том, и в другом случае потребуется «хирургическое» вмешательство.

Понятно, что стоимость нового катализатора или сажевого фильтра зашкаливает и может смутить любого автовладельца. И тогда проблемы экологии отходят на второй план, оставляя впереди лишь напряженный финансовый вопрос.

— Действительно, новый катализатор обойдется не меньше чем в 700 евро, сажевый фильтр — 1000−1500 евро, так что в большинстве случаев выбирают единственно правильный и наиболее доступный путь — удаление катализатора из системы выхлопа. В принципе, правильная операция по удалению тоже будет стоить недешево, но зато делается один раз и навсегда.

С катализатором можно поступить по-рабоче-крестьянски — выбить его любыми подручными средствами, причем сделать это можно самостоятельно. В принципе, это решает проблему забитого катализатора, но рождает массу других.

— Любая СТО по ремонту выпускной системы предлагает услугу — «выбивание» катализатора. То есть из его корпуса просто удаляются керамические соты. Стоит такая операция от 10 до 20 долларов — недорого. Но за эти деньги проблема полностью не решается. После простого выбивания сот уменьшается ресурс основного глушителя, появляется неприятный звенящий звук от пустого корпуса катализатора. Хотя бывает, что катализатор прячется в чугунном коллекторе, и тогда этот эффект не проявляется. Можно вместо катализатора просто вварить трубу. Это избавит от «звона» пустого катализатора, но увеличит шум выхлопа. Еще один нюанс — некорректная работа лямбда-зондов, которые будут выдавать ошибку.

Наверное, только самые отъявленные сторонники того, что в автомобиле все должно быть так, как предусмотрено заводом, решаются на установку нового катализатора. Но есть путь дешевле, и он позволяет сохранить совесть и экологический баланс планеты.

— Отработанный катализатор, конечно, проще всего поменять на новый. Но, как я уже упоминал, цена оригинального изделия слегка шокирует. Сейчас уже есть в продаже ремонтные универсальные катализаторы, которые стоят в разы дешевле. Продукция низкого качества стоит недорого — порядка 100−150 долларов. Фирменный ремонтный катализатор потянет на 200−300 долларов. Казалось бы, поставил — и нет проблем. Но практика показывает, что срок службы такого катализатора порядка 80 000−120 000 километров.

В принципе, этого запаса по ресурсу многим хватит на несколько лет езды. В итоге плата за то, что твой автомобиль выбрасывает гораздо меньше вредных веществ, не так и велика. Заплатить 300 долларов раз в пять лет может даже среднестатистический автовладелец. Но большинство предпочитает избавиться от проблемы раз и навсегда, заплатив лишь единожды. Это удаление катализатора.

— Самый затратный способ удаления катализатора состоит из нескольких этапов. Сначала удаляются соты катализатора. Потом в его корпус (или вместо корпуса) вваривается резонатор или, как его часто называют, пламегаситель. Стоимость хорошего резонатора — 100−150 долларов, менее качественные обойдутся в 40−60 долларов.

— Но это еще не всё. Далее следует заняться лямбда-зондами. Вместо них вставляют так называемые обманки, которые позволяют корректно работать блоку управления двигателем. Простая механическая проставка стоит порядка 20 долларов. Есть вариант с «мини-катализатором». Такой будет стоит 30−40 долларов. Дальше следует перепрошивка ЭБУ двигателя. Стоит такая операция от 80 до 150 долларов, причем провести ее можно не на всех автомобилях.

Сажевый фильтр можно удалить практически на любом автомобиле. Существуют редкие исключения, но их процент ничтожно мал. По сути, операция по удалению сажевого фильтра ничем не отличается от удаления катализатора: вырезается сам фильтр, перепрограммируется блок управления или используются специальные эмуляторы, которые посылают на блок управления двигателем сигналы, соответствующие исправно работающему фильтру.

Но не стоит торопиться с удалением сажевого фильтра. Многие автопроизводители предусматривают его автоматическую очистку путем прожига. Реализуется это разными способами — впрыскиванием дополнительной порции топлива, которая сгорает в выпускном тракте, или добавлением особой присадки в топливо при начале регенерации. Обычно, чтобы активировать процесс прожига фильтра, требуется ехать по трассе на повышенных оборотах для достижения определенной температуры двигателя и выхлопа. Но это не всегда получается, и тогда приходится обращаться на сервис, где процесс регенерации запускается принудительно. Но даже в этом случае фильтр не очищается на 100%. И в конце концов прожиг приходится выполнять едва ли не каждую неделю, а потом сажевый фильтр забивается окончательно. Но и это еще не конец. В некоторых случаях помогает промывка фильтра специальными средствами, и такую услугу предлагают многие СТО по ремонту выпускной системы. Так что в первую очередь ради сохранения экологии стоит воспользоваться этим способом. Физическое удаление — последний вариант, который стоит рассматривать, если вам не все равно, чем дышать.

— Был у нас случай. Приезжает клиент на новом дорогом кроссовере и говорит: «Вырезайте катализаторы. Не хочу проблем при дальнейшей эксплуатации. А деревьев за свою жизнь я столько посадил, что могу себе это позволить». Мысль правильная. Так что я бы рекомендовал всем тем, кто решил вырезать катализатор, все же задуматься об экологии. Хотя на самом деле при исправном двигателе удаление катализатора позволяет спокойно вписываться в нормы Евро-4, которые приняты у нас, и проходить техосмотр по-честному.

Но у любой проблемы всегда есть другая сторона. Поэтому мы решили еще побеседовать с Борисом Саенко, руководителем дилерской СТО. У него оказалась иная точка зрения на ситуацию с катализаторами.

— В современных автомобилях катализаторы из строя не выходят. Единственное, что может вывести его из строя, это только ситуация, когда в выхлопную систему попадает несгоревшее топливо. В этом случае температура внутри катализатора доходит до 1500 градусов, и керамика внутри может спекаться. Но даже при этом катализатор защищен на программном уровне. Если блок управления двигателем распознает эту ситуацию, он просто отключит подачу топлива в проблемный цилиндр. Поэтому лично я категорический противник выбивания катализаторов. На нормальном исправном автомобиле они не выходят из строя, но при этом делают воздух, которым мы все дышим, чище.

А мы вспомнили еще одну историю, рассказанную на СТО. Приехал клиент с просьбой удалить сажевый фильтр. Сделали. Через некоторое время он возвращается и просит… поставить новый сажевый фильтр. Стоимостью больше 1000 евро. Мотивация оказалась проста — человек живет за городом, на лоне природы, и пары-тройки запусков двигателя в сопровождении черного дыма и вони хватило, чтобы понять всю прелесть инженерной мысли по защите экологии. За возможность заводить двигатель во дворе собственного дома и не дышать копотью клиент был готов заплатить немалые деньги. Но, увы, таких автовладельцев с высоким уровнем личной ответственности за экологию планеты — примерно 1% из тех, что приезжают на СТО для решения проблем с катализатором или сажевым фильтром. И пока за дело не возьмется государственная машина путем введения более строгих норм по уровню выброса, тема с удалением катализатора или сажевого фильтра будет жить.

-17%
-10%
-85%
-50%
-15%
-7%
-50%
-33%
-15%