109 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  2. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  3. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  4. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  5. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  6. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  7. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  8. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  9. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  10. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  11. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  12. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  13. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  14. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн дня
  15. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  16. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  17. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  18. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  19. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  20. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  21. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  22. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  23. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  24. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  25. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  26. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  27. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  28. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  29. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  30. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю


/

В Беларуси планируют популяризировать электромобильный транспорт и создавать зарядную инфраструктуру для него — появился проект государственной программы развития. Правда, пока не нашлись деньги для его реализации. AUTO.TUT.BY встретился с разработчиками документа — сотрудниками Белорусского теплоэнергетического института — и узнал о его шансах воплощения в жизнь.

Энергию некуда девать

В 2018 году будет введена в эксплуатацию Белорусская АЭС, и возникает резонный вопрос: кто купит излишки электроэнергии и куда девать ту, которая образуется во время ночных «провалов»?

— Нужно было придумать какие-то способы и технологии, которые бы позволили использовать излишки электроэнергии. У ГПО «Белэнерго» возникла идея развить в Беларуси сеть электрозаправок и увеличить количество электромобилей. Это объединение и стало заказчиком программы развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта, — рассказала Елена Жученко, руководитель группы разработки.

Выравнивание ночного «провала» с 00.00 до 6.00, который составляет 1 ГВт, возможно за счет зарядки 200 тысяч электромобилей или 40 тысяч электробусов.

Документ создавался несколько месяцев. За это время специалисты изучили материалы Международного энергетического агентства, собрали информацию об использовании электромобилей в странах ЕС, России и Украине, провели анализ по транспорту в Беларуси.

Энергетики выяснили, что первые покупки электромобилей в Беларуси начались 3 года назад, когда обнулили таможенные пошлины на их ввоз — даже несмотря на то, что остались немалые налоги и сборы.

— Хотя все понимают, что электромобили — это «зеленый» транспорт, они надежные, но желающих купить их немного. Все потому, что пока электромобили — дорогая игрушка. Они и без дополнительных платежей в полтора раза дороже, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, — рассказывают специалисты.

Сегодня в Беларуси зарегистрировано не менее 50 электромобилей — всего-то, из всего более чем 3 млн легковых. Хотя не известно точно, плагин-гибриды это или чистые «электрики» — при регистрации они ставятся на учет одинаково. В среднем у нас продается один электромобиль (плагин-гибрид) в неделю.

— К сожалению, сегодня автодилеры не заинтересованы в продаже новых электромобилей. Известно, что в Минск был поставлен один новый Nissan Leaf, который уже находится во владении частного лица. В столице есть также компания, которая продает бэушные электромобили, она же начала производить и устанавливать свои электрозаправки.

Этого, очевидно, мало — и ни о каком развитии с такими темпами речи идти не может.

Разработчики программы, рассчитанной на девять лет, предполагают, что количество электромобилей в стране к 2025 году — по оптимистичному сценарию, исходя из опыта европейских стран с учетом количества населения и уровня доходов — достигнет 32 700 штук, по пессимистичному сценарию, исходя из опыта стран СНГ — 9960 тысяч штук. На дорогах страны должны появиться 1628 зарядных станций разной мощности.

— Конечно, для того чтобы достигнуть таких цифр, нужны финансовые преференции. Если смотреть реалистично, то электромобилизация развивается в тех странах, где есть мощная финансовая поддержка: субсидии или освобождение от налогов, бесплатные парковки, бесплатный проезд по платным дорогам, — говорит одна из разработчиц программы Анна Березанская.

Льготы: у нас и у них

Предполагается, что в Беларуси на покупку электромобилей и строительство заправок будут выделять льготные кредиты и государственные субсидии, появятся налоговые льготы, отменят таможенные пошлины и утилизационные сборы, снизят размер транспортного сбора, но самое главное — должны появиться льготные тарифы на электроэнергию.

Сейчас в Беларуси 1 киловатт-час стоит 8,2 цента. Программой же заложена стоимость электроэнергии за 1 киловатт-час с 7.00 до 00.00 в размере 7 центов, ночью — 2 центов.
Например, в Норвегии, где самый большой уровень продаж электромобилей среди стран Европы — 50 тысяч электромобилей в год, — их владельцев полностью освобождают от налогов, они бесплатно паркуются и пользуются станциями подзарядки, могут выезжать на полосы общественного транспорта. Да и себестоимость 1 киловатт-часа электроэнергии у них всего 3 цента — за счет ее выработки на гидроэлектростанциях.

А вот Дания, которая до недавнего времени имела очень мощную экономическую поддержку программы развития электромобилей и является одним из лидеров по использованию зеленой энергетики, с 2016 года субсидии на электротранспорт больше не выделяет, и что сейчас там будет с электромобилями — вопрос открытый.

— В 2018 году планируется уход от перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Цены выровняются, и предприятия не будут платить дороже за электроэнергию, чем частники. Это станет стимулом для инвестиций в электрозаправки, — говорят разработчики программы. — Если законодатели согласятся принять экономические стимулы, которые мы предлагаем, то развитие сети электрозарядок и увеличение количества электромобилей начнется само.

Проектом программы предусматривалась установка первых электрозаправок уже в этом году. Но согласование проекта идет очень медленно, поэтому его реализация будет смещена как минимум на год. Дело — в деньгах.

Для реализации проекта по по оптимистичному сценарию нужно 242,8 млн долларов, по пессимистичному — 83,6 млн. Огромные расходы для нынешних экономических времен.

— Ранее предполагалось, что на реализацию программы будут выделять средства из государственного бюджета. Но сейчас условия разработки госпрограмм изменились, из-за этого наша программа меняет статус — скорее всего, реализация будет происходить в рамках государственно-частного партнерства. Как только вопрос урегулируется, программа будет направлена в органы государственного управления.

Зачем нам все это надо?

Потому что заботиться об экологии сейчас не только модно, но и жизненно необходимо — это путь любой цивилизованной страны. Но реализация программы развития электромобилей и сети электрозаправок не значит, что белорусы снова нагонят в страну иномарок — у нас может быть и отечественная альтернатива.

Специалисты утверждают, что белорусские предприятия могут самостоятельно производить или собирать электромобили. В 2014 году в Беларуси были спроектированы электромобили Ё-Crossback EV, собрали их всего четыре штуки, все они уехали в Россию. К сожалению, потом проект Ё-авто канул в Лету.

Два частных белорусских предприятия уже производят электрозарядные станции, а витебское ОАО «Витязь», больше известное своими телевизорами, ведет работу по разработке и серийному производству стационарных электрозарядных станций. О своих планах по производству электромобилей уже заявлял «Белджи» — о них подробнее AUTO.TUT.BY расскажет чуть позже.

-30%
-30%
-10%
-23%
-15%
-10%
-25%