100 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  2. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  3. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  4. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  5. На 1 марта в Беларуси объявлен желтый уровень опасности из-за гололедицы
  6. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  7. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  8. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходит в Беларуси 28 февраля
  9. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  10. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  11. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  12. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  13. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  14. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  15. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  16. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  17. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  18. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  19. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  20. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  21. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  22. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  23. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  24. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  25. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  26. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  27. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  28. Коронавирус в Беларуси: данные Минздрава за последние сутки
  29. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  30. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов


Анна Седова,

К инциденту на польской границе — женщина легла на проезжую часть и не позволила автомобилю проехать без очереди — отношение разное: те, кто ездит часто, к беспределу в этих очередях привыкли, для того же, кто бывает в Польше от случая к случаю, такие ситуации кажутся настоящим ЧП.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

TUT.BY отправился на пограничный переход «Варшавский мост», чтобы разобраться, почему на границе не всегда работают простые человеческие правила.

На часах — шесть утра. Веб-камера на погранпереходе показывает: машины выстроились в два ряда, и их немало. Через полчаса своими глазами видим: очередь рассосалась, машины есть, но там, далеко, у терминала. Для пятницы это даже непривычно. Основной наплыв автомобилей обычно приходится именно на этот день. Инцидент на видео произошел в среду. Почему в середине недели на «Варшавке» случился транспортный коллапс, объяснить трудно. Возможно, стоит учитывать, что с 1 июля 2016 года полностью закрыт переход Домачево, и результат — ситуация в других пунктах пропуска мгновенно накалилась.

— По-всякому бывает, — поясняет автомобилист Светлана в ожидании своей очереди на границе. ­- Таких вот хамов, как с того видео, обычно немного, но если они появляются, то все — на границе придется задержаться. Я нечасто езжу, за продуктами раз в месяц, может. И, конечно, простаивать по 5−6 часов в очереди, чтобы всего два часа «тариться» в магазине, утомительно. Но что поделаешь — в Польше все дешевле. Приходится жертвовать своим временем. Мои знакомые однажды звонили в ГАИ по поводу подобных выходок на границе, но их отправили к пограничникам. Те же, в свою очередь, ответили, что не отвечают за то, что происходит до шлагбаума. Польские пограничники и таможенники тоже не хотят вмешиваться в эти конфликты. Вот и получается, что решить вопрос некому.

Под сигаретный бизнес на границе «заточен» весь сервис. Для каждой торговой точки продажа сигарет — основной источник дохода. Продают и покупают блоками. Надпись «Табак» есть даже на помещении, в котором расположен общественный туалет. Продавец одного из таких магазинчиков сдает смену в девять утра. График работы — сутки через трое. Но барышня выглядит бодро — привыкла к такому режиму. Тем более что клиенты идут постоянно.

Чипсы, напитки, мороженое, выставленные в витрине, — скорее, для декорации. Их берут редко. Основная выручка — за счет продажи белорусского табака. Ранний клиент, молодой человек, — мелкая сошка. Берет пять блоков недорогих сигарет, платит чуть больше 41 деноминированного рубля и быстренько уходит. За одну «ходку» через границу на этих блоках он заработает 25 долларов. В день таких «ходок» может быть две или три.

 — К нам приходят и белорусы, и поляки, — говорит продавец, которая представилась Аленой. —  В самые напряженные времена в отстойнике у магазина машины просто не помещаются, сменяют друг друга и тарятся, тарятся.

Алена также была свидетелем инцидента, попавшего на видео — в свой выходной 6 июля она ездила в Тересполь за покупками. Но она говорит, что такие «нервяки» для нее и доброй половины людей в очереди — не ЧП: с такими ситуациями на границе сталкиваешься постоянно.

— Женщина, которая легла под машину, не белоруска. Белорусы бы не осмелились. Это россиянка, которая возвращалась из Германии. А останавливал автомобиль немец. Я расскажу, что делали наши. Наши выстроились в рядочек и ржали. Такой менталитет. Вместо того чтобы помочь женщине, они смеялись.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (12.44 МБ)

В магазин заходит парень. Просит 11 блоков «Минска» и две пачки «сверху» отдельно — для себя. За все выходит примерно 96 рублей.

— Подорожали?

— Три дня назад.

Спрашивает, дают ли в долг — но нет, Алена отказывает: на нем уже висит долг за отпущенные ранее сигареты — более 200 рублей. Молодой человек выходит обменять деньги, вскоре возвращается. Пытаюсь заговорить, но парень отвечает резко и без охоты:

— Часто ездите?

— Два-три раза получается.

— А зачем? Зарабатываете?

— У меня это уже автоматом.

Быстро подсчитываю в уме: если все получится, то за одну поездку в Польшу парень заработает около 60 долларов. Даже если ездить не каждый день, а, допустим, 20 дней в месяц, получаем доход в размере 1200 долларов. Да, бизнес связан с определенным риском: за обнаруженные в автомобиле сигареты поляки нещадно штрафуют, злостных нарушителей депортируют. Но это никого не пугает. Потому что кому-то надо выживать, а для кого-то это стало надежным, проверенным бизнесом.

— К нам разные люди заходят, ­- Алена знает о местной «сигаретной» мафии все. — Для некоторых контрабанда сигарет — настоящий бизнес. Они держат по несколько машин, сажают в них наемных водителей, те гоняют туда-сюда через границу, выстраивают эти схемы в объезд очереди, а на вырученные деньги строят коттеджи. А есть и другие. Ко мне иногда заходит девушка, которая вынуждена ездить через границу с двумя детьми. Она в декретном отпуске, мужу на работе зарплату не давали. Он ушел оттуда, но новую работу так и не нашел. Ей пришлось перевести машину на газ, чтобы ездить чаще, чем раз в восемь суток, и возить сигареты. Вот так, с детьми. Они уже и штрафы платили, но деваться некуда.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

В это время в магазин один за другим входят два гражданина Польши. Женщина берет десять блоков сигарет и просит выбить два чека «по пять». Гражданам соседней страны можно на одно лицо вывозить по пять блоков — при этом нашим таможенникам нужно предъявить чек. На территории Польши правила строже — не более 20 тонких сигарет или 40 обычных. Таким образом, пока автомобиль стоит на мосту через Западный Буг, женщина должна будет спрятать эти сигареты в машине так, чтобы их не обнаружила польская таможня.

Есть на границе еще одна профессия — «толкачи». Это те, кто «проталкивает» автомобили других людей, обычно россиян, вперед очереди. По словам бывалых, гонорар за такую услугу составляет 50 евро. Небольшая сумма обычно уплачивается автомобилисту, который соглашается пропустить машину впереди себя. Обычно сделку с российскими малоопытными путешественниками предваряет долгий разговор о том, что очередь длинная и стоять в ней часов десять. Чаще всего срабатывает.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Как навести порядок на границе — не знает сегодня никто. Пограничники говорят, что следить за очередью не входит в их должностные обязанности. ГАИ может только контролировать соблюдение на территории пункта ПДД, однако в вопросы взаимных претензий и разборок между уставшими людьми вмешиваться тоже как бы не должна. В случае откровенного криминала — драки с нанесением телесных повреждений или, не дай Бог, огнестрела, сюда приедет милиция, но выяснять отношения друг с другом путешественникам и «бизнесменам» по-прежнему придется самим.

-33%
-50%
-5%
-20%
-20%
-35%