Иван Петренко,

В прошлом выпуске «Честной мощности» на динамометрическом стенде мы замеряли мощность двигателей двух новых авто — Skoda Rapid и Kia Rio, у которых, по слухам, заявленное «поголовье» под капотом не всегда соответствует реальному. Но слухи оказались лишь слухами: Rio полностью подтвердил заявленные характеристики, а у Rapid «не хватило» 4 ньютон-метра, что вполне вписывается в погрешность. Сегодня у нас в гостях — Renault Sandero Stepway и Lada XRAY.

Эти модели считаются не только одноклассниками, но и прямыми родственниками: Lada XRAY создана на платформе Renault Sandero и максимально унифицирована с ним по узлам. Но не по агрегатам: под капотом французского хэтчбека стоит французский мотор — 1,6-литровый 16-клапанный, развивающий мощность 102 л.с. при 5750 об/мин и выдающий 143 ньютон-метра при 3750 об/мин. А под капотом XRAY тоже 1,6-литровый, но совсем другой двигатель — «ниссановский», развивающий 110 л.с. при 5500 об/мин и выдающий 150 ньютон-метров при 4000 об/мин.

Точнее — это заявленные характеристики, а что выдают двигатели этих Renault и Lada на самом деле, точно можно сказать только после замера на динамометрическом стенде. Замеры производятся следующим образом: автомобиль фиксируется на стенде ремнями, запускается двигатель, и на прямой передаче (чаще всего это 4-я) ведущие колеса раскручиваются до «отсечки», а затем на нейтрали вращаются до полной остановки. Во время «разгона» барабаны стенда с фиксированным сопротивлением замеряют мощность и крутящий момент, а при «накате» — выбег, что позволяет замерить трансмиссионные потери.

Первым на стенд запускаем Lada XRAY. Разгон, накат, остановка… Через минуту получаем график — а вместе с ним и первые сюрпризы: до обещанных 110 л.с. «ниссановский» мотор слегка не дотянул!

Согласно данным испытаний, пиковая мощность, выданная двигателем Lada, составила 109,6 л.с. при 5900 об/мин. Пик крутящего момент пришелся на 4206 об/мин, и составил 142 ньютон-метра вместо обещанных 150. Однако такая «недостача» не критична — автомобиль еще на обкатке, так что спустя пару-тройку тысяч километров у него еще есть шансы оправдаться. А вот двигатель Renault Sandero Stepway обкатку уже прошел — что покажет он?

Упс! Озадачены специалисты, расстроен владелец, удивлены мы… Первые замеры показали, что двигатель «степашки» выдает гораздо меньше заявленного: 94 л.с. при 5679 об/мин вместо 102 при 5750 и 140 ньютон-метров при 3917 об/мин вместо 143 при 3750. Недостача в принципе некритичная — примерно такая же, как и у Lada, но здесь-то мотор обкатан, и чем оправдать недостачу?

Расстроенный владелец Renault уезжает, пообещав обратиться к дилеру за разъяснениями, а мы — ищем другой Stepway, чтобы замерить его и разобраться, что это было: особенность конкретного авто или реальные характеристики действительно ниже заявленных? Как ни крути, а минус 8 л.с. — серьезная проблема.

Второй Stepway находится быстро — благо это одна из самых популярных моделей в городе. Даже цвет совпал! Пригоняем на стенд, фиксируем, разгоняем — и… Стабильно идет французская команда! У этой машины пробег составляет уже пару десятков тысяч километров, однако характеристики практически те же: замеры показали 94,2 л.с. при 5649 об/мин и 140,5 ньютон-метров при 3874 об/мин. Да, похоже, что отсутствие некоторого количества «лошадок» у Stepway — это не случайность, а норма. «А давайте зальем новую прошивку и посмотрим, как это повлияет?» — предлагают представители Auto-Diagnostic.by. Владелец соглашается.

Заливка новой прошивки занимает совсем немного времени — и стоит, кстати, тоже недорого: порядка двух миллионов рублей. Запускаем двигатель, разгон, накат… Результат налицо!

После чип-тюнинга Stepway заметно «взбодрился» — пиковое значение крутящего момента выросло до 147 ньютон-метров при 3795 об/мин, что даже больше, чем обещано производителем. А вот мощность, как ни странно, даже после прошивки все равно не достигает заявленных значений — замеры на стенде показали всего 99,4 л.с. вместо 102. Однако владельца второго Renaut Sandero Stepway устроил и такой результат: по его словам, машина стала заметно резвее, особенно на средних оборотах. В принципе так и нужно: мало кто выкручивает мотор до «отсечки», а лишняя тяга на низах и средних оборотах никогда не помешает.

Какие из этого можно сделать выводы? Первый — слухи не всегда беспочвенны. У некоторых автопроизводителей реальная мощность двигателей действительно не соответствует заявленной. Причем разница, как вы могли убедиться, может быть довольно большой, до 8 л.с. на обкатанном моторе. Вывод второй: если ваша машина уже не на гарантии, чип-тюнинг может заметно «приободрить» ее, причем за относительно небольшие деньги. Причем даже с атмосферным мотором. А уж если у вас турбированный двигатель, результат может быть еще интереснее — особенно на авто с механической коробкой передач. Но стоит напомнить, что все вмешательства в программу управления мотором автоматически означают снятие с гарантии, поэтому лучше любой тюнинг производить после окончания гарантийного срока.

Если вы хотите предоставить свой автомобиль для замеров мощности в рубрике «Честная мощность», пишите нам на auto@tutby.com - встретимся!

Кстати, вы наверняка обратили внимание, что на графиках есть еще данные — о мощности на колесах. О том, что это такое и почему эти показатели не столь важны — в видеоотчете об испытаниях от наших партнеров, канала Test-drive.tv.

-17%
-20%
-50%
-30%
-15%
-15%
-21%
-20%
-40%
-50%
-10%