148 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Суд приговорил музыканта Тиму Белорусских к двум годам «домашней химии»
  2. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  3. «Это недопустимо». Григорий Василевич — об идее ограничить возраст для голосования 70 годами
  4. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  5. Переговоры с Мишустиным, новые законы и задержания. Что происходило в Беларуси 16 апреля
  6. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  7. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  8. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  9. Глава Минздрава о третьей волне коронавируса в Беларуси: заболевших меньше, но тяжелых случаев больше
  10. В выходные чуть потеплеет, на следующей неделе — похолодание и дожди
  11. В стране — большой субботник. Куда пойдут деньги, что с коронавирусом и куда в Минске идти за лопатами
  12. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  13. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  14. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  15. Дух захватывает. Что видно с крыши в центре Минска, где сегодня презентовали высотный огород?
  16. Врач — о симптомах хламидиоза и том, как им можно заразиться
  17. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  18. Руководителем Белорусской ассоциации журналистов избрали Андрея Бастунца
  19. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  20. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  21. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  22. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  23. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  24. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  25. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  26. Премьер-министр России в Минске: налоговая интеграция и анонс встречи Лукашенко и Путина
  27. Белорус заочно получил пожизненное за убийство французских миротворцев. Рассказываем, что известно
  28. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  29. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  30. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе


/

За время учебы в автошколе будущий водитель узнает, как заезжать в гараж, пропускать пешеходов и ездить в транспортном потоке. Но никто не покажет новичку, как вывести машину из заноса или не вылететь со скользкой дороги. Сейчас в Беларуси появилась система, позволяющая получить такие навыки на любом автодроме и в любую погоду. AUTO.TUT.BY опробовал новинку и узнал мнение новичков и профессионалов о ней.

Фото: Валентин Михальцов

Шведская система

Осенью 2014 года Dodge Charger с полным салоном молодежи попал в страшную аварию. Молодой неопытный водитель не справился с мощной машиной, она вошла в неуправляемый занос и врезалась в столб. Погибли две несовершеннолетние девочки, еще одна получила тяжелейшие травмы. И это только одна из множества аварий, к которым привело неумение выходить из заноса.

Чтобы ввести машину в занос, нужно скользкое покрытие или высокая скорость. Но тогда очень сложно проследить зависимость реакции машины на действия водителя. Научиться чувствовать автомобиль гораздо проще на малой скорости. На ледяной площадке можно, например, отрабатывать занос и на малой скорости. Но что делать при плюсовой температуре?

Простое и эффективное решение для обучения контраварийному вождению нашли в Швеции. Автомобиль установили на специальной раме с колесиками, способными свободно вращаться в любую сторону. Гидравлическая система по команде подымает автомобиль на заданную высоту, и часть веса автомобиля переходит на дополнительные колесики.

— Основные колеса автомобиля разгружаются, сцепление с покрытием уменьшается и машина ведет себя как на очень скользком покрытии. Меняя высоту подъема, можно менять поведение машины, имитировать различные ситуации. При этом заниматься можно круглый год на площадках небольшого размера, — поясняет инструктор по контраварийной подготовке Дмитрий Ясюнас.

На первый взгляд система напоминает детский велосипед с парой дополнительных колес, чтобы ребенок не падал. Но стоило машине поехать, как стало не до смеха: закручивает ее очень лихо. Цена системы тоже недетская — 33 тысячи евро плюс затраты на растаможку и доставку. Каждая рама изготавливается под определенный автомобиль и может использоваться только с ним.

Заказать такую систему и привести ее в Беларусь — личная инициатива Дмитрия Ясюнаса. Он говорит, что больше таких тренировочных машин нет во всем СНГ.

Вот так проходит тренировка.

— Моя мечта — ввести такую практику повсеместно. Чтобы ни один молодой водитель не мог получить права без качественной контраварийной подготовки. К сожалению, большой заинтересованности у ответственных лиц мы не видим. Нас в открытую спрашивают: «Зачем вообще нужна эта контраварийная подготовка?». Такому у нас не учат.

Дрожащие коленки

В «адскую машину» по очереди садятся курсанты столичных автошкол. Совладать с автомобилем не получается ни у кого — раз за разом машину эффектно разворачивает. Вроде бы все просто — выворачиваем руль в сторону заноса и добавляем газ. Именно так нужно выходить из заноса на переднеприводной машине. Но в реальности очень тяжело находить именно тот угол поворота руля и именно на нужную величину добавить газ.

Фото: Валентин Михальцов

— Такую подготовку обязательно нужно проходить. Сегодня люди расслабляются, потому что новые современные машины с кучей электроники создают иллюзию безопасности. Но это только иллюзия — и беспощадная физика все равно берет свое. Этот метод обучения дает возможность водителю почувствовать на малой скорости все законы движения автомобиля. Для начинающих водителей отличная технология, — оценивает новинку старший инструктор школы высшего водительского мастерства Андрей Погодский.

Начинающие водители чувствовали себя за рулем очень неуверенно, и тренировка со стороны выглядела, как танцы коровы на льду. Курсанты вертели руль из стороны в сторону, давили на педали и тихо паниковали. Каждому давали 15 минут: за это время нельзя научиться выходить из заноса, но можно понять — машина легко может стать неуправляемой «капсулой смерти». Из учебного автомобиля новички выходили бледными и с дрожащими коленками.

Фото: Валентин Михальцов

— Сегодня я ощутила, что машину повести может очень быстро. Если такие тренажеры будут в автошколах, это будет очень большим плюсом. Ведь от умения держать руль зависит жизнь и водителя, и окружающих, — рассказала курсант Галина.

Корреспондент AUTO.TUT.BY тоже сел за руль учебного автомобиля на восьми колесах. Сразу нашелся еще один плюс тренажера — он сразу выявляет ошибки водителя. Я всегда держу ногу на сцеплении и постоянно его выжимаю — так научили в автошколе. Чтобы затормозить — жму сцепление и тормоз, даже не думая, просто давлю педали двумя ногами.

Стоило мне так сделать на входе в поворот, как машину раскрутило. Инструктор Дмитрий пояснил, что тормозить надо двигателем и тормозами, тогда автомобиль не потеряет устойчивость. Ту же ошибку я совершил прошлой зимой на обледеневшей дороге. Меня развернуло поперек магистрали, и только чудом ехавший за мной грузовик успел затормозить.

Кажется, что ты всегда начеку и успеешь среагировать на любую нештатную ситуацию. В этой учебной машине понимаешь — времени подумать просто нет, реакция должна быть мгновенной, на уровне рефлексов. Сваливание в занос происходит за доли секунды. Тут работает мышечная память и вестибулярный аппарат.

Такое умение приходит только с практикой, тут нужно именно почувствовать машину. Не зря в развитых странах контраварийная подготовка — обязательный элемент программы подготовки водителей. У нас же пока она остается дорогим дополнительным образованием для немногих заинтересованных.

-10%
-50%
-20%
-20%
-25%
-10%
-50%
-7%
-10%
-10%
-20%