Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  2. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  3. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  4. ТВ-горки и стенки канули в прошлое. Дизайнеры рассказали, какие полки и TV-тумбы в тренде
  5. Бывший студент БНТУ подал иск, чтобы отменить свое отчисление. Вот что решил суд
  6. «В 115 ответили: «Ну вы же взрослые, сами решите». Как жила минская Малиновка без отопления и горячей воды
  7. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  8. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  9. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  10. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  11. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  12. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  13. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  14. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  15. «Условия крайней необходимости». СК отказался возбуждать дело на милиционера, который в Жодино ударил женщину в лицо
  16. Видеоурок. Как выбраться даже из глубокого снега без буксира
  17. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  18. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  19. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  20. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  21. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  22. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  23. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  24. Бывшему милиционеру дали 2 года «химии» — за оскорбление оперативника
  25. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  26. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  27. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что должно заметно подорожать
  28. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  29. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  30. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу


/

За время учебы в автошколе будущий водитель узнает, как заезжать в гараж, пропускать пешеходов и ездить в транспортном потоке. Но никто не покажет новичку, как вывести машину из заноса или не вылететь со скользкой дороги. Сейчас в Беларуси появилась система, позволяющая получить такие навыки на любом автодроме и в любую погоду. AUTO.TUT.BY опробовал новинку и узнал мнение новичков и профессионалов о ней.

Фото: Валентин Михальцов

Шведская система

Осенью 2014 года Dodge Charger с полным салоном молодежи попал в страшную аварию. Молодой неопытный водитель не справился с мощной машиной, она вошла в неуправляемый занос и врезалась в столб. Погибли две несовершеннолетние девочки, еще одна получила тяжелейшие травмы. И это только одна из множества аварий, к которым привело неумение выходить из заноса.

Чтобы ввести машину в занос, нужно скользкое покрытие или высокая скорость. Но тогда очень сложно проследить зависимость реакции машины на действия водителя. Научиться чувствовать автомобиль гораздо проще на малой скорости. На ледяной площадке можно, например, отрабатывать занос и на малой скорости. Но что делать при плюсовой температуре?

Простое и эффективное решение для обучения контраварийному вождению нашли в Швеции. Автомобиль установили на специальной раме с колесиками, способными свободно вращаться в любую сторону. Гидравлическая система по команде подымает автомобиль на заданную высоту, и часть веса автомобиля переходит на дополнительные колесики.

— Основные колеса автомобиля разгружаются, сцепление с покрытием уменьшается и машина ведет себя как на очень скользком покрытии. Меняя высоту подъема, можно менять поведение машины, имитировать различные ситуации. При этом заниматься можно круглый год на площадках небольшого размера, — поясняет инструктор по контраварийной подготовке Дмитрий Ясюнас.

На первый взгляд система напоминает детский велосипед с парой дополнительных колес, чтобы ребенок не падал. Но стоило машине поехать, как стало не до смеха: закручивает ее очень лихо. Цена системы тоже недетская — 33 тысячи евро плюс затраты на растаможку и доставку. Каждая рама изготавливается под определенный автомобиль и может использоваться только с ним.

Заказать такую систему и привести ее в Беларусь — личная инициатива Дмитрия Ясюнаса. Он говорит, что больше таких тренировочных машин нет во всем СНГ.

Вот так проходит тренировка.

— Моя мечта — ввести такую практику повсеместно. Чтобы ни один молодой водитель не мог получить права без качественной контраварийной подготовки. К сожалению, большой заинтересованности у ответственных лиц мы не видим. Нас в открытую спрашивают: «Зачем вообще нужна эта контраварийная подготовка?». Такому у нас не учат.

Дрожащие коленки

В «адскую машину» по очереди садятся курсанты столичных автошкол. Совладать с автомобилем не получается ни у кого — раз за разом машину эффектно разворачивает. Вроде бы все просто — выворачиваем руль в сторону заноса и добавляем газ. Именно так нужно выходить из заноса на переднеприводной машине. Но в реальности очень тяжело находить именно тот угол поворота руля и именно на нужную величину добавить газ.

Фото: Валентин Михальцов

— Такую подготовку обязательно нужно проходить. Сегодня люди расслабляются, потому что новые современные машины с кучей электроники создают иллюзию безопасности. Но это только иллюзия — и беспощадная физика все равно берет свое. Этот метод обучения дает возможность водителю почувствовать на малой скорости все законы движения автомобиля. Для начинающих водителей отличная технология, — оценивает новинку старший инструктор школы высшего водительского мастерства Андрей Погодский.

Начинающие водители чувствовали себя за рулем очень неуверенно, и тренировка со стороны выглядела, как танцы коровы на льду. Курсанты вертели руль из стороны в сторону, давили на педали и тихо паниковали. Каждому давали 15 минут: за это время нельзя научиться выходить из заноса, но можно понять — машина легко может стать неуправляемой «капсулой смерти». Из учебного автомобиля новички выходили бледными и с дрожащими коленками.

Фото: Валентин Михальцов

— Сегодня я ощутила, что машину повести может очень быстро. Если такие тренажеры будут в автошколах, это будет очень большим плюсом. Ведь от умения держать руль зависит жизнь и водителя, и окружающих, — рассказала курсант Галина.

Корреспондент AUTO.TUT.BY тоже сел за руль учебного автомобиля на восьми колесах. Сразу нашелся еще один плюс тренажера — он сразу выявляет ошибки водителя. Я всегда держу ногу на сцеплении и постоянно его выжимаю — так научили в автошколе. Чтобы затормозить — жму сцепление и тормоз, даже не думая, просто давлю педали двумя ногами.

Стоило мне так сделать на входе в поворот, как машину раскрутило. Инструктор Дмитрий пояснил, что тормозить надо двигателем и тормозами, тогда автомобиль не потеряет устойчивость. Ту же ошибку я совершил прошлой зимой на обледеневшей дороге. Меня развернуло поперек магистрали, и только чудом ехавший за мной грузовик успел затормозить.

Кажется, что ты всегда начеку и успеешь среагировать на любую нештатную ситуацию. В этой учебной машине понимаешь — времени подумать просто нет, реакция должна быть мгновенной, на уровне рефлексов. Сваливание в занос происходит за доли секунды. Тут работает мышечная память и вестибулярный аппарат.

Такое умение приходит только с практикой, тут нужно именно почувствовать машину. Не зря в развитых странах контраварийная подготовка — обязательный элемент программы подготовки водителей. У нас же пока она остается дорогим дополнительным образованием для немногих заинтересованных.

-20%
-17%
-35%
-20%
-10%
-20%
-14%
-15%