106 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  2. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  3. Иск в суд, новые обвинения, уголовное дело. Что снова происходит с Гродненским детским хосписом
  4. В Минск привезли первый экземпляр нового поколения Renault Duster
  5. «Надо по-хозяйски подойти к этой территории. Но никакого жилья». Лукашенко дал указания по площадке «Мотовело»
  6. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  7. Служит в армии и копит на дом в деревне. В женском биатлоне — новая звезда (и она невероятно милая)
  8. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  9. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  10. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  11. По обновленному КоАП судили айтишника из квартала «Пирс». На его балконе БЧБ-флаг держался с августа
  12. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  13. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  14. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  15. Украина опять внесла Беларусь в «зеленый список» по COVID-19. Можно ехать без ПЦР-теста и карантина
  16. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  17. Прокуратура просит выдать Тихановскую, «плюшевый десант» и приговоры судов. Что происходит 5 марта
  18. От 16 до 73. Спросили белорусок разных возрастов о женской дружбе, красоте, возрасте и солидарности
  19. Генпрокуратура направила в Литву запрос о выдаче Тихановской, а в суд — дело «о тайной вечере»
  20. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  21. Что сделать для сердца, если переболел коронавирусом? Кардиолог помогает разобраться
  22. ЕЭК предложила Беларуси избавиться от обязательного перечня белорусских товаров в магазинах
  23. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  24. Погода в длинные выходные: мокрый снег, метели, гололедица и ночные морозы
  25. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  26. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  27. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  28. «Дочка видела, как нас забирали. Всю ночь плакала». Минчанки хотели обратиться к депутату, а попали на Окрестина
  29. Суд огласил приговор водителю, который прокатил на капоте гаишника
  30. Почти 60 тысяч рублей за китайский кроссовер. Изучаем возможности Chery Tiggo 7 Pro


/

«С голубого ручейка начинается река» — а с чего начинается главная река Минска, Свислочь? Ответы на эти и другие вопросы наш корреспондент искал во время экспедиции «Tiguan открывает тайны Свислочи». Мы нашли исток минской реки, проверили качество воды и подготовили маршрут выходного дня по «неизвестной Свислочи».

Назад, к истокам

Открытка, конец XIX — начало XX вв. Фото предоставил Владимир Воложинский

Сто лет назад Свислочь была совсем другой — грозной. Маленькая речушка спокойно текла через небольшой тогда город Минск. Но стоило пройти хорошему ливню, как она выходила из берегов: говорят, во время гроз минчане эвакуировались целыми улицами, так как боялись разлива Свислочи. Весеннее половодье и вовсе было бедствием для города. Сегодня упакованная в бетон река никогда не разливается. Но еще можно найти маленький кусочек той самой своенравной реки — если вернуться к истокам. Что мы и делаем — отправляемся искать ответ на вопрос «Где начинается главная река Минска».

Если кто-то из минчан или гостей города решит повторить наш маршрут, рассчитывайте на полчаса езды от минской кольцевой автодороги: двигаемся в сторону Заславля, проезжаем его и вскоре видим ручеек, прижимающийся к дороге. Это и есть Свислочь.

Фото: Валентин Михальцов
У истока Свислочи: так выглядит река на первых километрах

— Свислочь начинается в 39 километрах к северо-западу от столицы, на минской возвышенности недалеко от горы Маяк. Высота горы 335 метров над уровнем моря, это одно из самых высоких мест Беларуси. В этом районе берут начало многие реки. Гора своим весом выдавливает на поверхность воду. То тут, то там начинают сочиться мелкие ручейки, которые постепенно собираются в одно русло, — рассказывает эколог Игорь Корзун.

Из мелких водоемов на территории дачного массива собирается ручей. Но найти его точное начало сложно: жарким летом ручей пересыхает, весной Свислочь «начинается» чуть раньше

В лесу около дачного кооператива с подходящим названием «Родник» мы находим пятна воды, по другому и не назовешь — из этих «пятен» и начинается Свислочь. Вода в ручье очень чистая. Если спуститься с горы к Векшицам, вода уже станет мутной.

Ручеек, который станет Свислочью: найти его легко, он есть на основных электронных картах

— Все из-за строительства второй кольцевой. Большая стройка в сотне метров не могла не отразиться на состоянии воды. Но ничего такого уж смертельного в воде нет. Глина, песок вызывают помутнение, — поясняет Игорь Корзун во время забора первой пробы воды. И, забегая вперед, скажем: у Векшиц вода оказалась самой чистой. Дальше с каждым пройденным километром Свислочь становилась все грязнее и грязнее…

Еще пару километров маленькая река живописно петляет под деревянными мостиками. Гидротехникой и контролем уровня воды тут пока занимаются исключительно бобры. Мы нашли сразу несколько плотин. Чуть ниже по течению начинается уже «человеческая» гидротехника. Возле шестой по счету насосной станции Свислочь впадает в канал Вилейско-минской водной системы. Теперь именно этот бетонный канал будет течь через весь Минск. Свислочь становится, по сути, притоком самой себя.

Снабжает водой и делает город зеленым. Как работает Вилейско-минская водная система

Здесь Свислочь впадает в бетонный канал Вилейско-минской водной системы

Свислочь — шедевр гидротехники

И вот здесь, начиная от насосной станции, со Свислочью начинают происходить интересные метаморфозы. Город Минск боялся этой реки, боялся ее наводнений — поэтому ее пробовали усмирить еще почти сто лет назад.

— План переустройства реки для избавления от наводнений был готов еще в тридцатые годы. Он предполагал строительство каскада водохранилищ. Сегодня мы знаем их как Комсомольское озеро и Минское море. В конце тридцатых всех разработчиков этого плана репрессировали. Стройка Комсомольского озера была тогда в разгаре. Рыли лопатами, на эти работы сгоняли буквально всех. Люди были очень недовольны и не понимали, что они делают. В Москву летели анонимки: «Враги народа роют подземную тюрьму для коммунистов», — рассказывает писатель, автор «минских историек» Михаил Володин.

Комсомольское озеро все же дорыли. Его торжественное открытие было назначено на воскресенье, 22 июня 1941 года. Однако вместо речей о достижениях гидротехников минчане услышали из репродуктора сообщение о начале войны. Уже вскоре стало ясно, что одного Комсомольского озера для защиты от наводнений не хватает. Весной 1942 и 1943-го годов Минск опять подтопило. Свислочь победить не удалось: она все равно показала свой нрав.

Паводок на Свислочи. Фото: minsk-old-new.com

После войны пришлось вновь браться за план тридцатых годов и строить еще одно водохранилище выше по течению — которое мы сейчас знаем как Минское море. Возле деревни Гонолес начали сооружение большого водоема. На водосбросе решено было разместить небольшую гидроэлектростанцию, для которой требовалось вырыть котлован. Тут строители столкнулись с большой проблемой.

— Как раз на этом месте оказался плывун. Смесь воды с песком не получалось вычерпать экскаваторами. Она просто вытекала из ковша, а зыбкие берега грозили скинуть тяжелую технику в яму. Между тем сроки поджимали. Тогда начальник строительства гидроузла, бывший сапер, предложил выбросить все из котлована мощным взрывом.

Минское море: 40 тонн взрывчатки, и искусственный водоем готов

Эту идею официально не поддержали. В компетентных органах решили подписать разрешение на подрывные работы задним числом, и только в случае успеха. В случае провала виноват оказывался начальник строительства. Сорок тонн взрывчатки правдами-неправдами привезли из Москвы и заложили два заряда в котлован. Заряды по двадцать тонн должны были взорваться с задержкой в доли секунды. Несмотря на огромный риск, все прошло по плану. Перемешанную с водой глину и песок просто выбросило вверх на большую высоту. Взрыв провели 9 мая 1953 года, чтобы его приняли за салют. Американские газеты потом написали, что СССР проводит тайные испытания ядерного оружия, — рассказывает Михаил Володин.

Так создали Минское море: взрывчатка, личная ответственность бывшего сапера — и минчане получили свое море. Но качество воды в Заславском водохранилище всегда оставляло желать лучшего. Водохранилище оказалось очень большим для ресурсов маленькой Свислочи, поэтому водообмен сильно замедлен. От этого вода сильно цветет летом. Также дождевой сток приносит в воду много органических соединений, от которых появляется белая пена у берегов. Какова ситуация сейчас? Берем пробу воды и едем дальше.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Вода с «пенкой» у берега Минского моря

Прибываем в город.

У генштаба берем еще одну пробу воды, слушаем лекцию о том, что напротив, на полуострове жил Янка Купала. Под окном у Купалы рос знаменитый тополь: когда он начинал шелестеть листвой, значит, надвигалась гроза — и все жители улицы уходили из домов с вещами, ведь Свислочь могла выйти из берегов. Тогда проблемой были паводки, сейчас — качество воды.

В 2002-м году Свислочь основательно чистили: спустили воду, выбирали токсичный грунт. Русло реки в итоге углубили на 1,5 метра. Но главное — река стала чище.

Вообще, лучше в черте города передвигаться вдоль Свислочи на велосипеде. По специальной велодорожке: и разглядишь больше, и здоровье поправишь. Но можно и на автомобиле, а чем ближе к Лошице и Чижовке, тем глуше становятся места: за Лошицким парком вполне можно устраивать внедорожные соревнования.

В районе Чижовского водохранилища можно найти и такие дорожки

Не уверены, что стоит повторять такие маршруты на машинах, но все владельцы горных велосипедов могут получить удовольствие, если проедут вдоль главной городской реки. Мы же ехали на автомобилях, пришла пора сказать несколько слов и о них.

Салон по-немецки строг и аскетичен. Роскоши здесь нет, но все на своих местах, а сидеть удобно
 
1,4-литровый мотор TSI «вылечен» от всех «болячек» — и оставил самое приятное впечатление. Разве что расход топлива высоковат: около 10 литров в городском цикле. Мы ожидали меньше

Помощь при парковке: автомобиль сам оценивает дистанцию и рисует оптимальную траекторию
О задних сиденьях сказать особо нечего: они есть, вдвоем сидеть удобно
Рыбакам на заметку: при желании в салоне можно спать

Связка турбированного мотора 1,4 TSI и шестиступенчатого преселектива DSG меня поначалу совсем не впечатлила. Автомобиль задумчивый со старта, давишь газ в пол, и не торопясь едешь вперед. И только через секунду появляется тяга — но эти задержки исключительно на совести DSG. Она как может бережет себя, поэтому резкие старты получаются все равно с небольшой паузой. Но, преодолев небольшую заминку при трогании с места, дальше автомобиль едет покладисто и гармонично. Мотора «хватает», его 150 л.с. достаточно для этого кроссовера. Но к DSG нужно привыкать, если не хотите — заказывайте версию с механической коробкой передач.

«Воду в Свислочи пить нельзя»

Последней точкой нашего маршрута стала деревня Королевищи, что за Минском. Чуть выше расположены городские очистные сооружения. Сточные воды после очистки сбрасываются в Свислочь. Чтобы увидеть, насколько сильно столица влияет на качество воды в реке, берем еще одну пробу воды там.

Эколог игорь Корзун берет пробу воды в Свислочи после станции аэрации
Эколог Игорь Корзун берет пробу воды в Свислочи после станции аэрации

Через несколько дней после нашей экспедиции были готовы результаты анализов четырех проб воды из Свислочи, которые мы взяли на нашей экспедиции. Напомню, пробы мы брали у истока реки, в центре Минска у площади Победы, рядом с Лошицей в Чижовском водохранилище, и около городских очистных сооружений.

Результаты анализов оказались довольно предсказуемы: чем ниже по течению, чем вода грязнее. Двухмиллионный город вызывает серьезное загрязнение Свислочи. Анализы проводил филиал «Центральной лаборатории» РУП «Научно-производственный центр по геологии».

— Очевидно, что по пути от Векшиц (первая проба) до Королищевич (последняя проба) вода Свислочи меняется: на выходе из города она грязнее всего. Возрастает минерализация и содержание хлорида натрия — соли, которой посыпают дороги зимой. Если хлорида натрия в воде становится слишком много, то такую воду не стоит использовать для полива растений — они просто погибнут. К тому же высокое содержание солей пагубно сказывается на состоянии всей водной экосистемы.

Вырастает окисляемость — этот параметр показывает органическое загрязнение воды. В пробе, взятой за Минском, возрастает содержание нитратов, нитритов и аммония. По анализу, который мы провели, нельзя сказать, что вода слишком загрязненная — разве что для питья она непригодна, — пояснила результаты анализов инженер лаборант Екатерина Рогач.

Мы попросили других специалистов дать свою оценку состоянию воды в Свислочи.

— В последние десять-пятнадцать лет Свислочь считается одной из самых грязных рек Европы. Она протекает в крупном городе и в нее попадает большое количество сточных вод. Еще одна проблема — это ливневые стоки, проще говоря, вода с улиц, которая тоже попадает в Свислочь. Соответствующие коллекторы есть не везде, так что в некоторых районах Минска дождевые стоки отправляются прямо в реку. Они несут с собой тяжелые металлы, микрочастицы автомобильной резины, — подчеркивает специалист по устойчивому управлению водными ресурсами Наталья Поречина.

Постоянным мониторингом состояния воды в Свислочи занимается и Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов. Там пришли к выводу, что на состояние воды во многом влияет именно поверхностный сток. То есть то, что снег и дожди несут с городского асфальта прямо в реку. Сейчас это одна из самых наболевших экологических проблем.

Итог? Вода в Свислочи предсказуемо грязная, но катастрофической ситуации нет: взятые пробы «уложились» в существующие нормы. Другой вопрос — может, пора пересматривать нормы и вводить новые параметры анализов. Но это уже совсем другая история.

Автомаршрут на выходные

А теперь мы предлагаем отвлечься от экологических вопросов и отправиться в небольшое путешествие. Мы подготовили для вас небольшой автомаршрут за город. Туда, где вода еще остается относительно чистой. Если его проехать, можно увидеть превращение маленького ручейка в большую реку и найти по дороге новое место для пикника.

Маршрут на google maps можно посмотреть тут

Выезжаем из Минска по Долгиновскому тракту и на круговом движении сворачиваем на старую заславльскую дорогу (Н9031) и едем по ней до поворота на Профилакторий БНТУ. Сворачиваем на этом указателе на дорогу (Н9036). Довольно живописная дорога идет вдоль берега Минского моря. На этом берегу водохранилища сразу несколько пляжей, и в жаркие дни тут яблоку негде упасть. Но есть поблизости неплохое место, о котором мало кто знает.

Фото: belarus360.by

Едем до поворота на дом ветеранов и инвалидов ВОВ и проезжаем до конца асфальта. Остатки асфальта переходят в гравийку, вы оказываетесь на берегу слаломного канала. Гравийка проходит по закрытому сейчас шлюзу, за которым небольшое озерцо. Оно заросло, и купаться в нем не очень приятно, но можно позагорать на песчаном берегу под соснами. Высока вероятность, что больше на этом месте никого не будет.

А если очень-очень повезет, то можно увидеть соревнования по горному слалому на байдарках и каноэ. Говорят, захватывающее зрелище. В советские годы тренировки и соревнования на этом канале проводились часто и собирали спортсменов со всего Союза. Сейчас в целях экономии воды шлюз закрывают, и бетонная конструкция разрушается.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Слаломный канал медленно разрушается

От такой экономии Минское море больше теряет. Слаломный канал построили не только для водного спорта, но еще для равномерного оттока воды из водохранилища. Когда канал перекрыт, в северо-восточной части вода практически не обновляется годами. Резиденция президента находится как раз в этой части водохранилища. Нерациональная экономия получается. О том, почему каждый литр воды в Свислочи стоит денег, мы расскажем позже.

А пока выезжаем обратно на дорогу вдоль Минского моря (Н9036) и доезжаем до Т-образного перекрестка с Н9031. На перекрестке поворачиваем налево и едем в сторону Заславля. Проезжаем по мосту место впадения реки Вячи в Минское море. Дорога подымается на гору, и вид становится все живописнее.

Возле базы отдыха «Сябры» слева на обочине дороги стоят два заросших травой памятника шоферам, с «баранкой» вместо креста. Местные жители рассказывают, что бензовоз на узкой дороге уходил от столкновения с мопедом, съехал в кювет и загорелся. Оба находившихся в кабине шофера погибли. Остался ли цел водитель мопеда, неизвестно.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

Чуть дальше по дороге — место еще одной трагедии. В мае 2002 года руководитель ансамбля «Песняры» Владимир Мулявин ехал с дачи в Лапоровичах. На скорости 130 км/ч его Mercedes вылетел в кювет, перевернулся и врезался в дерево. Артист выжил, но уже не встал на ноги. Он скончался в московской больнице спустя полгода.

Деревню Лапоровичи полюбили люди с деньгами. Близость к Минскому морю, отличный вид на город и соседство с Дарьей Домрачевой серьезно увеличивают цену земли тут. Однако насладиться прекрастным видом заката над городом можно совершенно бесплатно.

Продолжим путь по Н9031 до Заславля. Никуда не сворачивая, проезжаем город и оказываемся на дороге Н8941. За Петришками она становится довольно живописной и тихой, с хорошим асфальтом. Ехать очень приятно, но не пропустите крутой поворот на Вязынку. На повороте стоит указатель на музей Янки Купалы. За поворотом поле с вековыми дубами. Весной это место особенно красиво.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Дубы в Вязынке

Дорога в музей не лучшего качества, поэтому снижайте скорость. Рекомендуем доехать до стоянки и поставить машину там. Лучше прогуляться пешком. В этом месте у нас сразу две точки интереса. Начнем с той, что дальше.

Пройдя по асфальтовой дороге, вы увидите канал вилейско-минской водной системы. Именно он и питает водой Минское море и Свислочь. Без воды из Вилейского водохранилища она бы пересохла. Длина канала — 67 километров. А разница в уровне воды между Вилейским водохранилищем и Минским морем — 71 метр. Нужны огромные насосные станции, чтобы поднять воду на эту высоту и доставить в Минск.

Одна из насосных станций находится рядом с Вязынкой. Накатанная гравийная дорога вдоль канала ведет именно к ней. Идти от моста порядка 15 минут. На машине быстрее, но гравийка станет серьезным испытанием подвески.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Насосная станция: она перекачивает воду выше, в Минск. Таких станций несколько, отключат электричество — воды в городе станет намного меньше

Дорога приведет к пятой по счету насосной станции. С этого уровня вода уже самотеком течет вниз, в Минское море и дальше через город. Чтобы в Минске текла река Свислочь, тут должны постоянно работать огромные насосы. Каждый литр, каждая тонна стоят денег. В год по проекту нужно закачивать около полумиллиарда тонн воды. Но можно закачать меньше и сэкономить электроэнергию. Вода будет течь медленнее и больше зацветать.

В самом музее можно увидеть маленькую речку Вязынку. На ее берегу прошло детство народного поэта. Эта речка, как и Свислочь, берет начало на Минской возвышенности. Только течет в другую сторону: через шестьдесят километров она впадает в Вилию. А потом эта вода возвращается обратно в канал, можно сказать — повернули реку вспять.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
В музее Янки Купалы

Музей Купалы может предложить путешественнику постоянную экспозицию о жизни и творчестве поэта и отличные пейзажи вокруг. Можно найти место отдыха на канале — тут точно будет тихо. Только в канале купаться запрещено.

Следующая точка нашего путешествия — Свислочь. Та самая маленькая капризная речушка с бобровыми плотинами и чистой водой. От нее осталось всего три километра, дальше она сливается с каналом водной системы и становится той рекой, которую мы видим в Минске. Отправимся к истоку Свислочи.

Едем обратно по H8941 до МКАД-2. Выехав из туннеля под новой пустынной магистралью, сворачиваем в деревню Векшицы. Проезжаем ее насквозь и под самой насыпью второй кольцевой видим маленький ручеек — это и есть Свислочь. Она уже набрала силу, несколько тонких ручейков сошлись вместе. Тут одно из самых высоких мест страны — Минская возвышенность. Последний ледник принес сюда огромную гору песка и камней. Огромный вес породы выдавливает воду на поверхность. В этом районе начинается сразу несколько рек, которые текут в разные стороны.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Та самая Свислочь

Свислочь течет в бассейн Днепра. Но через три километра ниже по течению к ней присоединится вода, которая изначально текла в бассейн Немана. Но канал и пять насосных станций развернули ее. Возле шестой насосной станции природное русло реки Свислочь соединяется с каналом водной системы. Свислочь стала маленьким притоком самой себя.

На обратном пути можно оценить качество покрытия новой кольцевой дороги, а также количество машин на ней. Выезжаем на внутренний радиус и едем до молодечненской трассы, по ней возвращаемся в город.

-50%
-5%
-20%
-10%
-30%
-50%
-20%
-10%