• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  2. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  3. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  4. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  5. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  6. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  7. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  8. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  9. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  10. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  11. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  12. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  13. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  14. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  15. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  16. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходит в Беларуси 28 февраля
  17. Коронавирус в Беларуси: данные Минздрава за последние сутки
  18. Музыканты из «Разбітага сэрца пацана» вышли на свободу после 15 суток ареста
  19. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  20. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  21. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  22. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  23. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  24. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  25. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  26. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  27. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  28. На 1 марта в Беларуси объявлен желтый уровень опасности из-за гололедицы
  29. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  30. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске


/

Любителей путешествовать в домах на колесах называют караванерами. Этот вид отдыха очень развит в Европе и только зарождается у нас. В эти дни на берегу озера Селява проходит международный слет караванеров. Мы побывали на слете и узнали, выгодно ли покупать автодом за сто тысяч долларов и как организаторам помог лично Александр Григорьевич.

«Ажиотаж дикий, мы сами в шоке!»

Место слета на берегу озера Селява удалось отыскать без навигатора: я просто поехал за автодомом, который увидел на трассе. Сразу на входе огромный стол ломился от закусок: эстонцы угощали всех бутербродами с селедочкой на черном хлебе, литовцы нарезали шакотис, россияне открывали алкоголь. На сцене пел цыганский ансамбль, белорусы готовились варить крупник.

Фото: Валентин Михальцов

На праздник приехало около двухсот караванов из России, Беларуси, Польши, Прибалтики и других стран. Для всех гостеприимно распахнул свои ворота кемпинг на озере Селява. Эта первая в Беларуси стоянка для автодомов построенная по европейским стандартам и с учетом рекомендаций караванеров.

— Частному бизнесу в нашей стране пока неинтересно работать в этой области. Очень маленький спрос на услуги, а издержки получаются большие. Наша компания начала этот проект скорее ради интереса. Появилось место, время, люди, деньги — и мы организовали эту площадку. Обратились к польским специалистам, они нам помогли сделать удобный правильный кемпинг, — рассказывает организатор слета Владимир Руды. — Вложили порядка трехсот тысяч долларов. Подвели электричество, воду, построили канализацию. У нас есть теплые домики, душ, туалет. Весь набор удобств для комфортного отдыха. Построили — и два года не могли получить разрешение на работу. У нас нормативная база в отношении кемпингов очень запутанная и непроработанная.

На слет приехало около двухсот караванов

Контролирующие органы одновременно требовали заасфальтировать площадку и сохранить природу в первозданном виде. До смешного доходило. Но потом случился чемпионат мира по хоккею и дело начало как-то двигаться. В этом году выдать бесплатные визы иностранным участникам нашего слета распорядился лично президент. За счет простоты получения виз и собралось столько участников. Ажиотаж дикий, мы сами в шоке! Полная площадка собралась у нас и большинство — иностранцы, белорусов примерно процентов 15.

«Караван — это свобода!»

В прошлом году только половина туристов в Европе ночевали в отелях. Вторая половина предпочла стандартному гостиничному уюту собственный дом на колесах. Чистая прибыль туристической отрасли Европы от размещения караванеров составила 19 миллиардов евро. Мы поинтересовались, почему участники слета выбирают именно такой вид путешествий.

— Караван дает свободу. Ты не привязан к датам, билетам, отелям, не ждешь в аэропортах. Захотелось поехать в этот город — поехал. Захотелось поменять маршрут — просто повернул на другую дорогу. В Европе и Америке десятки тысяч стоянок, можно найти место на любой вкус. Мы останавливались в кемпингах на три тысячи домов, в таких есть аквапарки и рестораны. Как настоящий отель, только номера привозят сами постояльцы. Всегда можно остановиться в понравившемся месте, задержаться там подольше, — рассказывает председатель белорусского обьединения караванеров Виктор Орабей.

В автодоме Виктора с комфортом могут жить четыре человека. Там есть большие кровати, санузел, кухня со всей бытовой техникой. Автодом построен на платформе Peugeot и стоил владельцу около сорока тысяч евро. Виктор говорит, что проехал на своем мобильном доме уже десятки тысяч километров.

Фото: Валентин Михальцов
Внутри автодома Виктора

Рядом с домом Виктора стоит автодом на шасси грузовика Dodge. По американской традиции у него внутреннее пространство расширяется засчет выдвижной секции. Внутри дом выглятит просто огромным и по оснащению не уступает полноценной квартире. Да и по стоимости.

— Мы покупали этот дом пять лет назад за сто тысяч долларов. Посетили на нем уже десятки стран и очень довольны. Путешествовать выгодно, не тратишься на еду в кафе и не платишь за гостиницы, такси и самолеты. Все вещи висят в шкафах, не надо паковать чемоданы. Особенно удобно там, где нет гостиниц. Мы несколько раз ездили в Карелию. Там потрясающе красиво, но сервиса нет никакого. Автодом для таких мест просто идеален, — рассказывает хозяйка Елена.

Фото: Валентин Михальцов
Елена играет с собакой в автодоме

Беларусь — белое пятно на карте

Все говорят, что путешествовать по Европе становится небезопасно из-за наплыва мигрантов: спящие в своих прицепах караванеры становятся легкой добычей для грабителей. На этом фоне растет интерес к Беларуси.

Сервис поиска кемпинга Eurocamping ежегодно проверяет и вносит в поисковую базу около десяти тысяч стоянок для домов на колесах. Из этих десяти тысяч в Беларуси, по данным сервиса, расположено ровно ноль стоянок. Европейские караванеры к нам не ездят и не оставляют деньги в нашей стране. Тому две причины — проблемы с визами и отсутствие стоянок.

— Европейским караванерам получить визу в Беларусь очень сложно. От них требуют предъявить бронь гостиницы. А гостиницы они по определению не бронируют. Очень многим отказали в визе именно по этому поводу. Мы не говорим о бесплатных визах — на автодомах путешествуют не бедные люди и они готовы платить за визу. И еще один момент — почему я с шенгенской визой могу спокойно путешествовать по всей Европе и нигде не должен отмечаться, что я тут был? Иностранец же в Беларуси должен идти в милицию и регистрироваться, — говорит Виктор Орабей.

Фото: Валентин Михальцов

Эстонец Сонних постоянно живет в Дании и путешествует по миру с маленьким жилым прицепом. Он любезно пригласил нас внутрь фургона, которому уже сорок лет. «Мои родители купили фургон, когда мне было два года. С тех пор мы вместе проехали уже больше миллиона километров, десятки стран и сотни городов. Но в Беларуси я впервые, очень сложно было получить визу. Я и мои друзья рады возможности посетить вашу страну, нам очень хочется узнать ее получше».

Фото: Валентин Михальцов
Сонних в своем фургоне

Чиновники заявляют о тридцати построенных в Беларуси кемпингах, однако сами любители автотуризма о них не знают. По их словам, многие стоянки сделаны для галочки и не удовлетворяют элементарным потребностям караванеров. Кусок асфальта с надписью «кемпинг» — это еще не все.

— На стоянке нужно электричество, техническая вода для душа и туалета, место слива грязной воды и туалет. А еще хорошая компания! — говорят караванеры.

Кажется, не такая большая проблема огородить кусок земли в красивом месте, провести электричество и воду, поставить туалеты и брать деньги за размещение. Однако и на эти вложения бизнес не готов идти, потому что спроса нет.

— В Европе стать с палатками или караваном в интересных красивых местах чаще всего нельзя. За разведение костров, установку палаток и въезд автомобилей в неположенных местах грозят серьезные штрафы. Легально останавливаться можно только в кемпингах. Это рождает спрос. Я поддерживаю введение таких законов у нас. Ведь если ты остановился в кемпинге, то за тобой уберут мусор. А если просто на природе, то гадить ничего не мешает. Поэтому у нас много уникальных красивых мест уже просто завалено мусором. Нам нужно идти по европейскому пути и приучать людей к цивилизованному отдыху на природе, — уверен Виктор Орабей.

Фото: Валентин Михальцов

-20%
-15%
-15%
-40%
-10%
-30%
-30%
-12%
-23%
-12%
0072142